Несмотря на муссируемые в СМИ слухи о вероятном начале мирных переговоров между правительством Афганистана и ИДТ, место и время их проведения еще не назначены, как неизвестны и намерения руководства ИДТ. По мнению зарубежных аналитиков, потенциал мирных переговоров существенно сократился после подписания действующим президентом страны А.Г.Ахмадзаем двустороннего соглашения о безопасности с США. Кроме того, планы США не сокращать свой воинский контингент в Афганистане, по крайней мере, на период 2015-2016 гг., также могут негативно отразиться на мирном процессе.

Вместе с тем, учитывая политическую линию действующего президента по стабилизации обстановки в стране и стимулировании экономического роста, необходимо предположить, что правительство Афганистана будет настаивать на проведении мирных переговоров и приложит к этому максимальные усилия, в том числе при посреднической деятельности Пакистана и Китая. В этой связи, А.Г.Ахмадзай провел серию консультаций с так называемыми джихадистскими лидерами, представителями гражданского общества и политических партий.

По мнению правительства Афганистана, для стимулирования экономического роста страны необходимо сокращение расходов в сфере безопасности, а это может быть реализовано только путем прекращения войны с ИДТ или, по крайней мере, улучшения ситуации с безопасностью.

В то же время А.Г.Ахмадзай настаивает на том, что все контакты с талибами должны проходить под руководством Афганистана, что, по мнению некоторых экспертов, призвано повысить роль Совета национальной безопасности и Высшего мирного совета.

Один из главных акцентов в предполагаемых переговорах будет сделан на посреднической миссии третьей стороны (Пакистан, Китай, США). По данным некоторых зарубежных изданий, представители Соединенных Штатов уже провели ряд встреч с руководством ИДТ с целью обсуждения условий переговоров, вероятно потому, что последние не решили, целесообразны ли прямые контакты с Кабулом.

Кроме того, на фоне активизации диверсионно-террористической деятельности в Пакистане, необходимости расширения двустороннего сотрудничества с Афганистаном с целью решения проблемных экономических вопросов, а также участия в мирном процессе Китая, военное руководство страны, в том числе руководители Межведомственной разведки, будут способствовать проведению мирных переговоров и достижению положительных результатов.

Военное руководство Пакистана пришло к выводу, что терроризм представляет существенную угрозу национальной безопасности, особенно на фоне громких терактов в 2009 году в г.Равалпинди, в июне 2014 года в аэропорту г.Карачи, в августе 2014 года в г.Кветта и в декабре 2014 года в г.Пешавар.

Пекин, имеющий определенное влияние на Исламабад, также активно включился в мирный процесс, успешный результат которого позволит Китаю реализовать свои стратегические цели в регионе и Афганистане, в частности.

Серьезность намерений Китая показывают некоторые политические сдвиги в отношениях между Пекином и Кабулом. Так, в конце октября 2014 года китайское руководство предложило создать «Форум мира» с представителями из Пакистана, Афганистана и ИДТ для обсуждения мирного процесса. В феврале текущего года во время визита в г.Исламабад министр иностранных дел Китая Ван И подтвердил намерения своего правительства содействовать мирному процессу.

В начале 2015 года официальные представители ИДТ подтвердили слухи о том, что их делегация во главе с бывшим министром планирования при правительстве талибов Дин Мохаммад Ханифом в конце 2014 года посетила Китай.

Кабул, понимая важность участия Пекина в мирном процессе, также расширяет межгосударственное сотрудничество по различным вопросам стратегического характера. Так, в январе текущего года Афганистан передал 15 предполагаемых боевиков Исламской партии Туркестана правительству Китая. Во время своего визита А.Г.Ахмадзай также принял позицию Пекина по Тайваню и Тибету.

Первым важным результатом взаимодействия явилось начало трехсторонних совещаний (Китай, Пакистан, Афганистан) по вопросам безопасности, а 13 марта текущего года А.Абдулло подтвердил, что китайское правительство провело несколько раундов переговоров с руководством ИДТ за последние несколько месяцев.

Реакция ИДТ в отношении прямых переговоров с правительством Афганистана не известна, однако, согласно последним заявлениям официальных лиц организации, действующее правительство в Кабуле – это марионетки Соединенных Штатов, поэтому, если даже талибы и согласятся на переговоры, то они пройдут между ИДТ и Вашингтоном.

Один из руководителей ИДТ мулла Ахтар Мохаммад Мансур недавно предпринял попытки убедить еще одного влиятельного полевого командира Абдул Каюм Закира пойти на переговоры с Кабулом, однако попытки не принесли результата.

Конфликт указанных высокопоставленных представителей организации показывает, что единство руководства в ИДТ ослабло. Это связано с личными взглядами отдельных полевых командиров, активизации деятельности Исламского государства (ИГ) в Афганистане и, прежде всего, с физическим отсутствием лидера организации муллы Омара.

Фактор ИГ дает определенную альтернативу тем талибам, которые не согласны с проведением мирных переговоров. К этому необходимо добавить выросшее новое поколение талибов, которое, в отличие от «старой школы», имеет более радикальные взгляды и часто преследует исключительно финансовую выгоду от ведения диверсионно-террористической деятельности. Поэтому стабилизация обстановки в Афганистане им крайне не выгодна, как по идеологическим, так и по финансовым взглядам.

Обе стороны понимают опасность роста влияния ИГ в стране, которое может крайне негативно отразиться, как на ИДТ, так и на внутриполитической обстановке в целом. В этой связи, примирение между двумя влиятельными полевыми командирами Ахтаром и Мансуром может предотвратить дальнейшую фрагментацию организации, а также позволит подойти к переговорам с единым монолитным руководством.

В случае если стороны не смогут договориться, ИГ в средне и долгосрочной перспективе составит серьезную угрозу для мирного процесса, что будет выражено примыканием боевиков ИДТ к Исламскому государству, а также расширением диверсионно-террористической деятельности по всей территории Афганистана, однако уже с интернациональным характером.

Егор Шевченко

27.03.2015

Источник: polit-asia.kz