Статус «Талибана» (организация, запрещённая в России), действительно, мешает нормальным отношениям России и Афганистана и ничего не прибавляет для Кремля. Но, в то же время, и снятие этого статуса возлагает серьёзную ответственность на чиновников, которые фактически уже пролоббировали данное решение, пишет Telegram-канал «Друид».

С точки зрения внешней политики российского государства снятие с «Талибана» такого статуса логично. Кремль не вмешивается во внутренние дела суверенных государств и уважает культуру и традиции этих стран. Это США под видом борьбы за права человека и демократию вмешиваются (или пытаются вмешиваться) во внутренние дела независимых и незападных стран по всему миру.

При этом здравый смысл показывает, что никакой демократизации в Афганистане нет и быть не может. Со времён Александра Македонского, чьи войска тоже пытались захватить Афганистан, здесь мало что изменилось. Если, конечно, не считать доминирование ислама (в традиционном и нетрадиционном варианте).

Решение снять с «Талибана» статус запрещённой организации, по сути, уже готово. Верховный суд примет такое решение, причём достаточно быстро, если потребуется. Конечно, талибы хотят не столько этого, сколько преференций и материальной помощи. Статус «Талибана» мешает этому.

Однако вряд ли стоит ожидать, что большой поток инвестиций из России пойдёт в Афганистан, хотя некоторые чиновники, ответственные за данное направление, явно хотели бы этого. Талибы тоже дают свои обещания, и их усилия в плане недопущения перетекания религиозного экстремизма в Среднюю Азию и, в первую очередь, Таджикистан – ощутимы. Возможно, именно они являются важной частью договорённости Кремля с властями в Афганистане.

Источник:

Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации доложили Владимиру Путину, что правящее в Афганистане движение "Талибан" можно исключать из списка запрещённых организаций. Об этом 27 мая сообщил ТАСС специальный представитель Президента РФ по Афганистану, член Коллегии МИД РФ, директор Второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов.

По словам Кабулова, позиция российского МИДа по исключению движения из списка "позитивная". "Это обязательно. Без этого о признании говорить будет преждевременно. Поэтому этот вопрос продолжает прорабатываться. Все соображения доложены высшему руководству России. Ждём принятия решения", - добавил он.

В июне прошлого года Кабулов говорил RTVI, что для исключения "Талибана" из реестра запрещённых организаций представители движения должны сформировать "этнополитически инклюзивное правительство". В ноябре 2023-го спецпредставитель по Афганистану уточнил, что Москва не считает талибов "террористами по существу", поскольку "это доказано самим ходом жизни", движение эволюционировало, объявив о нежелании "заниматься глобальным джихадом", а также "переносить свою идеологию и образ мысли на соседние государства". 1.04.2024 в МИД России сообщили, что вопрос о снятии с движения "Талибан" статуса террористической организации "прорабатывается".

17 мая стало известно, что Афганистан планирует начать переговоры с РФ по логистическому центру в провинции Герат, который упростит экспорт российской нефти в Южную Азию.

24 мая директор ФСБ Александр Бортников на заседании Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ в Бишкеке обратил внимание на положительные тенденции в Афганистане: "Афганские власти ведут активную работу по нормализации ситуации, борются с одиозными тергруппировками, стремятся укрепить внешние рубежи, чтобы снизить инфильтрацию боевиков международных террористических организаций из зон региональных конфликтов. Находятся в диалоге с нами, имею в виду — спецслужбами стран Содружества. И если Кабулу не будут мешать внешние игроки, талибы, я полагаю, смогут навести порядок у себя дома".

Россия направила приглашение талибам принять участие в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который состоится 5-8 июня. Замир Кабулов в эфире телеканала "Россия 24": "Министр труда правительства талибов и глава Торгово-промышленной палаты примут участие в Петербургском экономическом форуме. Я рассчитываю на то, что они и сопровождающие их афганские бизнесмены смогут договориться с российскими и другими зарубежными партнёрами о налаживании сотрудничества. Что касается российской стороны, у нас уже такое сотрудничество ведётся, но потенциал здесь не исчерпан и есть более широкие возможности. Рассчитываем на то, что афганская делегация по максимуму использует этот шанс для того, чтобы укрепить и расширить сотрудничество как с российским бизнесом, так и с другими дружественными странами".

"Они являются реальной властью. Афганистан нам небезразличен", - сказал журналистам министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам инициатива об исключении "Талибана" из реестра террористических группировок "отражает осознание реальности": "Казахстан недавно принял решение, которое мы тоже собираемся принять, об исключении их из списка террористических организаций. Тем более, что Совет Безопасности ООН талибов* как организацию террористической не объявлял".

"Мы приветствуем предложение МИД России и Министерства юстиции Кремлю о снятии с «Исламского Эмирата Афганистан» статуса террористической организации. Мы высоко ценим заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова. Россия следует реальной политике и ставит свои национальные интересы превыше всего. <...> Мы никогда не были террористами, но мы воевали за освобождение нашей страны от иностранной оккупации. Мы хотим позитивных отношений с соседями и странами региона и мира", - подчеркнул в интервью РИА Новости глава политического офиса талибов* в Катаре Мохаммад Сухейль Шахин.

"Учитывая, что этот вопрос был поставлен публично, «Талибан» могут исключить из списка запрещённых организаций. Вероятно, это обусловлено прогрессом на переговорах с талибами по вопросам безопасности. Не исключаю, что этот прогресс, в частности, позволил активизировать наш диалог с Узбекистаном по вопросу газового союза, то есть создания транзита на юг через Афганистан. Если эти события связаны, то можно говорить о больших дипломатических успехах РФ в Центральной Азии", – отметил в беседе с изданием "Абзац" руководитель Евразийского аналитического клуба, эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович.

ТГ-канал "Катехон": "Снятие запрещённого статуса и признание «Талибана» — верный шаг на пути к многополярности. Это одна из немногих сил в Глобальном Юге, которая смогла дать отпор США. Более того, с приходом талибов к власти в Кабуле ситуация в стране во многом стабилизировалась, это касается и контроля за наркотиками. За 2018-2020 годы, когда хозяевами Афганистана фактически были США, на долю Афганистана приходилось от 80% до 87% всего производимого героина. А в 2023 году в бывшей зоне ответственности американцев посевы мака сократились с 1300 км² до 10 км²".

Журналист Сергей Мардан: "Талибов не только амнистировали, но и пригласили на Петербургский международный экономический форум. В мае делегация «Талибана» уже посещала Россию. Афганская делегация посетила экономическую конференцию «Россия — Исламский мир: KazanForum» в Казани. Фактическое афганское правительство становится если не союзником, то очевидным партнёром. И это правильно и рационально. А что там у них внутри происходит должно волновать только самих афганцев и нравственных инвалидов из Госдепа".

ТГ-канал "Парламент с кнопкой": "Афганистан имеет одно ключевое преимущество — расположение, которое позволяет влиять на политику всех стран Центральной Азии. <...> Пока «Талибан» не лезет в российские национальные интересы в регионе, пускай делает в своей стране то, что считает нужным. У нас всего одна задача — безопасность жителей РФ".

Участник специальных операций по борьбе с бандформированиями в Афганистане, президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров: "Афганистан — это нужная для нас страна в плане границ".

Политолог Алексей Макаркин: "Возможно сотрудничество в области безопасности и борьбы с террористами ИГИЛ. У ИГИЛ есть филиал «Вилаят Хорасан». Что это такое, мы, к сожалению, узнали по теракту в «Крокусе». Они представляют угрозу и для талибов. Здесь есть общий враг".

Автор книги "Государство Израиль — политика, оккупация, конфликт" Михаил Ошеров: "Исходя из геополитических реалий «враг моего врага — мой друг», Талибан является фактическим союзником России и Ирана. Обратите внимание на резкое улучшение ирано-афганских отношений. Да, режим не самый привлекательный. «Других писателей у меня для вас нет» (с) И. Сталин".

Член Комитета Госдумы по обороне генерал-лейтенант Виктор Соболев в беседе с NEWS.ru: "С «Талибана» нужно немедленно снять клеймо «террористическая организация». С ними нужно установить дипломатические отношения, как это сделал Китай, и вести нормальную работу. Это давно надо было сделать. Китай так и сделал. Сейчас мы это исправляем. Это нужно сделать, чтобы как-то общаться с целой страной, Афганистаном".

Адвокат Дмитрий Аграновский в интервью РИА "Новый День": "России необходимо на наших южных границах стабильное и дружественное государство или, по крайней мере, нейтральное. Хотя с «Талибаном» мы отношения поддерживаем давно. Это даже отражено в американском сериале «Родина», где нас в этом упрекают. Именно это движение было одним из инициаторов изгнания США, собственно, благодаря ему и изгнали американцев из Афганистана. При этом «Талибан» не раз заявлял о своём стремлении сотрудничать с Россией, в том числе, в экономическом плане, покупать у нас сырьё и оборудование. Так что не вижу вообще никаких минусов в этом решении и оцениваю его позитивно. <...> Возможно только решение Верховного суда об отмене предыдущего решения о признании «Талибан» террористической организацией. Если мы обратимся к закону 115-ФЗ о противодействии легализации доходов, добытых путём экстремистской и террористической деятельности, — как раз на его основании «Росфинмониторинг» ведет реестр экстремистских и террористических организаций — там в статье 6 части 2.2 в пункте 1 сказано, что основанием для исключения организации из списка террористических «Росфинмониторинга» является решение суда. Действительно, решением же суда организация вносится в список террористических, соответственно и обратный процесс должен быть таковым. Не вижу здесь никаких сложностей, если «Талибан» или вообще какая-то организация утратила признаки террористической или экстремистской. <...> Афганистан — это ключевая точка. Сейчас стали уже открытым текстом говорить, что Советский Союз, когда ввёл войска в Афганистан, он всего-навсего на считанные дни опередил тогда американцев. Это был не просто произвол нашего руководства, а совершенно вынужденное тогда решение. И сейчас отдавать Афганистан совершенно не имеет смысла".

Политолог Елена Маркосян: "Подготовленная МИД и Минюстом РФ записка с соответствующим предложением уже направлена в Кремль. По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, талибы являются «реальной властью» в Афганистане и эта инициатива «отражает осознание реальности». Согласна. Всё правильно. Но хотелось бы дополнить эту реальность выходом России из санкций против КНДР. Можно даже без комментариев и огласки. Просто выйти и всё. И ещё парочка дополнений, но можно и не перегружаться. Главное, двигаться в нужном и правильном направлении. Пусть даже маленькими шажками".

РИА Катюша: "Наконец-то МИД и Минюст РФ доложили Путину, что «Талибан» можно исключать из списка запрещённых организаций. Решение абсолютно верное, так как данное движение за 10 лет американской оккупации приняло в себя много самых разных людей, став больше национально-освободительным, нежели религиозным. Более того, они не совершили ни одного теракта против России, зато борются, и успешно, не только с кучей других террористических организаций, связанных, в том числе и с Западом, но наркоторговлей. Оставление их в списках террористов сегодня просто глупо, хотя бы потому, что Афганистан намерен поддерживать дружеские отношения с нашей страной и развивать вместе с нами и Китаем торговые пути. Равно как и глупо признавать террористами хуситов или придерживаться санкций против КНДР. Почему глупо? Потому что заявлять о себе, как о суверенном мировом полюсе и при этом поддерживать шельмование всех, кто не нравится США, попахивает шизофренией. Наши оценки должны строиться исключительно по отношению той или иной страны или организации к нам, а не на основании резолюций ручных клоунов в Вашингтоне или Нью-Йорке".

Учредитель Фонда "Великое Отечество" Николай Стариков: "Пора. Давно пора".

Директор Института международных политических и экономических стратегий (РУССТРАТ), депутат Госдумы РФ II, IV, V, VI и VII созывов Елена Панина: "Отмена запрета на «Талибан» в России станет хорошим примером Realpolitik. Решение об исключении «Талибана» из списков запрещённых в России организаций назрело и перезрело. Если, конечно, мы вообще планируем развивать отношения с Афганистаном, реализуя геополитический и экономический потенциал сотрудничества, который был заложен ещё в советские годы. Сложно вести полноценные переговоры и заключать договора, если твой контрагент числится в твоей стране террористом. Но, кроме «Талибана»*, нам вообще полезно провести ревизию недооценённых по разным причинам отношений. За последние два года выяснилось, что и КНДР — вполне себе союзник, и Нигер нам очень важен, а Куба и Венесуэла — тем более. Собственно, именно этим, среди прочего, и отличается многополярный мир. У нас нет «стран-изгоев» и «режимов-изгоев», а есть общий интерес в безопасности и постепенном росте качества жизни населения планеты в целом. Такой критерий целесообразности сотрудничества, как «что думает Запад про страну Икс», должен быть упразднён как класс. В ряде направлений активизация отношений может дать огромные результаты. Например, с хуситами в Йемене. Движение «Ансар Аллах» отлично справляется с американскими дронами, выводит из строя европейские военные флоты, даже не вступая с ними в прямой бой (корабли стран НАТО просто ломаются от тягот службы в Красном море) и в целом уже давно стало субъектом мировой политики. Мало какая страна может заставить измениться 10% мирового грузового трафика, а хуситы — могут. В свою очередь, события в Новой Каледонии показывают, что многие страны и в Океании не против поискать отношений, которые позволят им не оглядываться на прежние колониальные порядки. Одним словом, ближайшие годы должны стать временем активной дипломатии России по всем мировым направлениям — без оглядки на западного дядю".

Переговоры с Россией, касающиеся официального признания "Талибана" в качестве афганского правительства, ведутся с 2021-го, когда движение взяло под свой контроль большую часть Афганистана. Надо помнить, что верхушка талибов* достаточно неоднородна, внутри движения есть (где ж их нет?) американские и британские агенты влияния. В этом плане работу по взаимодействию с руководством "Талибана" нужно вести с филигранной точностью.

Товарооборот между Россией и Афганистаном растёт высокими темпами. Если в 2022-м он составлял около 170 млн долларов, то к апрелю 2024-го перешагнул отметку в 1 млрд. Кабул рассчитывает на сотрудничество с РФ в сфере добычи металлов, в том числе меди (именно в Афганистане расположено крупнейшее в Евразии неразработанное месторождение Айнак) и стратегически важного лития (главное богатство страны), необходимого для производства аккумуляторов и часто называемого нефтью новой экономики.

Категорически против отмены запрета "Талибана" выступила Объединённая коммунистическая партия, которая "стоит на позициях научного коммунизма, демократии, интернационализма и атеизма". ОКП обвиняет талибов* в дискриминации женщин, "лишённых экономической самостоятельности и независимости".

Источник: