Более двух недель в афганской провинции Бадахшан не утихают массовые беспорядки. Этот регион и раньше нельзя было назвать спокойным, но 3 - 4 мая появилась информация о столкновениях между представителями "Талибана" (организация запрещена в РФ) и местными жителями, которых BBC и другие западные СМИ называют «фермерами».

 Между тем, местная полиция талибов объяснила, что первые столкновения прошли в ходе антиопиумных рейдов. Согласно данным полиции, в окрестностях населённого пункта Карлук в районе Дараим «фермеры», чьи посевы опиумного мака пришли уничтожать представители талибов, бросились на них с палками и камнями, и, помимо этого, пытались поджечь технику. В ходе этих беспорядков погиб местный житель, что сразу признали полицейские. В своём заявлении они подчеркнули, что местных жителей «подговорили провокаторы», однако конкретики о том, кто это мог бы быть, предоставлено не было.

После этого начались столкновения «фермеров» с силовиками и в других районах. В частности, как сообщает Aamaj News, в Арго в результате открытого талибами огня один из «фермеров» погиб, ещё несколько получили ранения. По данным СМИ, протестующие окружили автомобиль заместителя губернатора Кари Аминуллы Тайиба, после чего его охрана открыла огонь. Было ещё несколько перестрелок, но точные данные о пострадавших или погибших в Афганистане получить достаточно сложно. Сообщается, что в районах Арго и Дараим были заблокированы силовики "Талибана".

Для урегулирования ситуации кабульское руководство направило в Бадахшан комиссию, в которую вошли высокопоставленные чиновники. Среди них руководитель Генштаба Кари Фасихуддин Фитрат (кстати, уроженец Бадахшана, таджик по национальности - ред.), генпрокурор Шамсуддин Шариати, глава департамента МВД по борьбе с наркотиками Абдул-Хак Ахунд, замглавы ГУР Рахматулла Наджиб и глава совета улемов Бадахшана Абдул-Мумин. В ходе работы комиссии, по утверждению "Талибана", удалось прийти к компромиссу. Протестующие потребовали, чтобы районы Арго и Дараим покинули талибы, не говорящие на языке дари, которым пользуются местные таджики. В свою очередь, представители властей пригрозили, что в случае продолжения беспорядков в Бадахшан будет введены части регулярной армии.

Однако на следующий же день после того, как "Талибан" заявил об окончании беспорядков, в столице Бадахшана Фейзабаде прогремел взрыв, в результате которого погибли трое и получили ранения шестеро силовиков, направлявшихся на уничтожение маковых посевов. По неофициальным данным, пострадавших значительно больше: 7 погибших и 14 пострадавших. Теракт, конечно, привёл к очередному обострению между «центром» и местными.

Помимо этого, «фермеры», кроме первоначального условия, выдвинули ещё несколько, среди которых — выдать на суд виновных в смерти протестующих, возместить половину расходов, потраченных на выращивание текущего урожая опиумного мака, и направлять на уничтожение мака местных, а не пуштунов.

Ситуацией, как обычно, решила воспользоваться оппозиция. Так, таджикская партия «Исламское общество Афганистана» выпустила заявление, в котором представила протесты «фермеров» за право выращивать наркотики как народную борьбу: «История учит, что такое обращение с населением — начало конца для диктатуры; талибы не преследуют никаких целей, включая религиозные, кроме наживы и обогащения». Напомним, это одна из крупнейших политических организаций страны, её силы были широко представлены в парламенте Республики Афганистан (до власти "Талибана"). Именно эта партия в 1980-х руководила лагерями подготовки моджахедов в Пакистане, в том числе, печально известным лагерем Бадабер, где проявили последнюю смелость и волю советские люди. Тогда, 26 апреля 1985 года в результате боестолкновения отряда надзирателей — афганских моджахедов совместно с усилившими их частями пакистанской регулярной армии с группой советских и афганских военнопленных, стремившихся пробиться из заточения. В результате двухдневного боя с применением артиллерии подавляющее большинство узников лагеря Бадабер погибли.

Подобную позицию заняла «Национальной партии за свободу Афганистана», чей лидер, экс-директор Национального управления безопасности Республики Афганистан Рахматулла Набиль заявил, что «события в Бадахшане — пролог к общенародному восстанию, которое может избавить Афганистан от экстремизма».

Немного другую версию событий представила ультралиберальная «Партия национального конгресса». Её глава Абдул-Латиф Педрам обозначил, что «Бадахшан — это история, застывшая в географии, и теперь там звонит колокол по пуштунскому шовинизму». Впрочем, всё это тоже в какой-то мере имеет свою подоплёку. Вышеуказанные проблемы в Афганистане, без сомнения, есть и очень сильны, и ситуацию нельзя рассматривать только как борьбу "Талибана" против наркотиков.

Бадахшан — это одна из крупнейших по площади провинций, сильно растянувшаяся вдоль границы с Таджикистаном. Более того, именно по ней проходит коридор, соединяющий Китай с Афганистаном и именно узкая часть Бадахшана отделяет Пакистан от Таджикистана. Так, в обстановке серьёзных социально-экономических проблем, вызванных десятилетиями «участия» США в жизни Афганистана, эти очевидные географические преимущества превратились в то, что можно назвать географическим проклятием.

Если значительное количество государств стремиться приблизить к себе Китай с помощью железных дорог и портов для выстраивания экспортно-импортных отношений, то в Афганистан через этот небольшой участок границы попадают в основном изготовленные в Китае прекурсоры для изготовления наркотиков. О том, что вещества изготовляются в Китае, одними из первых заговорили DEA — агентство по борьбе с наркотиками США, которое и само замешано как в торговле веществами, так и во вмешательстве в политику других стран. Однако, несмотря на всю зависимость североамериканского агентства от конъюнктуры, есть достаточно убедительные доказательства, что одной из войн, которую ведёт Пекин против Запада, действительно является «опиумная война наоборот». И как бы там ни было, наркотрафик проходит через Бадахшан в Пакистан и Иран, которые тоже крайне не рады такому положению дел.

При этом ситуация с изготовлением наркотиков и наркотрафиком через Бадахшан беспокоила талибов и раньше. Так, ещё в январе этого года глава генштаба "Талибана" Кари Фасихуддин Фитрат на церемонии инаугурации новоназначенных чиновников Бадахшана заявил, что эта провинция стала последним регионом, где продолжается свободное выращивание опиумного мака, в то время, как в остальном Афганистане запрет "Талибана" строго реализован. Он подчеркнул, что власти продолжат самую яростную борьбу против наркотиков. До начала посевного сезона предупреждал «фермеров» и глава местного департамента по борьбе с наркотиками МВД Абдул-Хак Ахунд. Он рассказал, что посевы мака будут уничтожаться до созревания, чтобы у фермеров оставалась возможность засеять поля другими культурами в тот же сезон. Однако проблема ещё и в том, что предложить реальную альтернативу маку "Талибан" пока не в силах, по причине того, что экспортные отношения с большинством стран не налажены, а внутренний спрос не обеспечит аналогичной финансовой выгоды. Государство сейчас не в состоянии покупать у фермеров продукцию агрокомплекса.

Проблемы, связанные с национальными вопросами, стоят не менее остро. Бадахшан — ещё одна жертва неестественных границ: область была разделена в XIX веке между Британией и Российской Империей, часть её влилась в Таджикистан, другая — в Афганистан, при этом населяют афганский Бадахшан таджики, узбеки и ещё несколько памирских народов, настолько автономных, что используемый ими язык дари не только стал вторым государственным в Афганистане, но, как видно, до сих пор является причиной раздора. И сейчас большая часть протестующих — именно местные таджики, многие из которых уверены в том, что они борются не за опиум, а за свою если не независимость, то национальное самоуважение. И это очень серьёзная часть афганской проблемы.

Всё это происходит на фоне природного катаклизма и катастрофы, унёсшей жизни более трёхсот людей. Северные регионы страны, среди которых и соседний с Бадахшаном Гор, накрыли сели и наводнения. МВД, МЧС и местным властям приказано задействовать все ресурсы для помощи населению, жителей призывают не бросать соотечественников в беде. Откликнулись местные предприниматели, которые пообещали пострадавшим материальную помощь. Однако о помощи, которая будет оказана самим "Талибаном" пострадавшим, до сих пор не известно. Вероятно потому, что организация не в состоянии сейчас ни оказать финансовую помощь, ни отстроить посёлки.

Источник: