Глава Высшего совета по национальному примирению Афганистана доктор Абдулла Абдулла завершает свои поездки по странам региона. Он начал с Пакистана, потом побывал в Индии, Иране, Узбекистане и Турции, ожидается визит в Душанбе. Везде Абдулла Абдулла встречался с первыми лицами государства — и все они выразили свою поддержку афганскому мирному процессу. Стратегическое единодушие стран региона, возможно, приведет к новому повороту на переговорах в Дохе, которые намертво увязли в формальных вопросах и почти провалились, — если афганские политики сумеют сбалансировать интересы своих соседей.

И с л а м а б а д

Доктор Абдулла прибыл в Пакистан 28 сентября. За три дня визита он провел переговоры с премьер-министром Имран Ханом, президентом Арифом Алви, главами двух палат парламента и министром иностранных дел Шах Махмудом Куреши. С Абдуллой Абдуллой встретились глава военной разведки Ношад Ахмед Каяни и председатель Объединенного комитета начальников штабов Надим Раза.

Уже тогда глава Высшего совета отмечал, что переговоры в Дохе между «Талибаном» и официальной кабульской делегацией, начавшиеся 12 сентября, идут очень медленно и пока не вышли за пределы обсуждения регламента и технических вопросов.

Например, в Дохе встал вопрос, какой документ необходимо взять в качестве рамочного для межафганского соглашения. «Талибан» настаивает на Соглашении талибов с США, заключенном в феврале. Кабульская делегация категорически против, предлагая взамен совместную Декларацию Кабула, США и НАТО, подписанную в тот же день, что и Соглашение. Это вроде бы формальное препятствие затормозило переговоры — как теперь понятно, на долгие месяцы.

Однако в конце сентября еще казалось, что проблему можно снять. Доктор Абдулла надеялся, что Исламабад, который имеет большое влияние на «Талибан», захочет и сумеет подтолкнуть талибов к компромиссному решению, тем более что незадолго до открытия переговоров в Дохе министр иностранных дел Пакистана встречался с делегацией катарского офиса «Талибана». Однако на встрече с Абдуллой министр Куреши назвал мирное соглашение талибов и США «золотой возможностью» и призвал воспользоваться этим шансом.

Кроме того, министр иностранных дел отметил, что «Пакистан желает прекращения насилия и прекращения огня между группировками в Афганистане», т.е. назвал «группировками» и талибов, и правительственные силы. При этом количество этих столкновений только растет с момента начала переговоров, оставаясь для каждой стороны аргументом для усиления политического давления на противника.

В Исламабаде во время визита Абдуллы было однозначно заявлено, что политическое урегулирование — единственный способ установления мира в регионе. Что же до конкретных условий, то, как было сказано, единое понимание афганского мирного процесса еще не выработано. Так, главе Высшего совета напомнили о необходимости возвращения афганских беженцев на родину (а в Пакистане, по некоторым оценкам, их более 2 миллионов), а также об 1 миллиарде долларов, которые Пакистан выделяет на восстановление и экономическое развитие Афганистана.

Н ь ю - Д е л и

Второй страной, куда отправился доктор Абдулла, была Индия — стратегический соперник и антагонист Пакистана в регионе. Глава Высшего совета встретился с премьер-министром Нарендрой Моди, министром иностранных дел Субраманьямом Джайшанкаром, советником по национальной безопасности Аджитом Довалом и другими официальными лицами.

В Нью-Дели доктора Абдуллу также заверили в полной поддержке мирного процесса. «Индия остается привержена миру, процветанию и стабильности в Афганистане», — сказал министр иностранных дел, подтвердив, что мир в Афганистане отвечает интересам всего региона.

Судя по скупой официальной информации, индийские официальные лица не стали высказывать, даже аккуратно, собственную позицию по условиям примирения: доктор Абдулла написал в «Твиттере» по итогам визита, что «любое мирное урегулирование, приемлемое для афганцев, получит поддержку Индии».

При этом МИД Индии подтвердил «долгосрочную приверженность страны дальнейшему углублению исторических связей между Индией и Афганистаном», а Абдулла Абдулла высоко оценил обязательства Индии предоставить 3 миллиарда долларов для проектов развития во всех 34 провинциях Афганистана.

Интересно, что после этого визита в Нью-Дели уже побывали бывшие лидеры Северного альянса, в том числе генерал Абдул Рашид Дустум, бывший губернатор провинции Балх Атта Мохаммад Нур, бывший вице-президент Мохаммад Юнус Кануни и другие. Наблюдатели уже увидели в этом противостояние Индии и Пакистана на афганском поле. И если Исламабад традиционно поддерживает талибов, то Нью-Дели аккуратно начинает выводить на политическую сцену антиталибские силы — например, Северный альянс, который противостоял талибам с девяностых годов и одним из лидеров которого был и доктор Абдулла. После визитов в Индию лидеры бывшего Северного альянса встречались в Кабуле, а доктор Абдулла неожиданно для всех продемонстрировал примирение со своим политическим противником Атта Мохаммад Нуром.

Премьер-министр Пакистана уже резко отреагировал на возможное индийское влияние на афганские процессы и заявил о приоритете Исламабада: «В Пакистане есть опасения, что Индия будет использовать Афганистан для дестабилизации страны, — сказал Имран Хан. — Но мы решили, что поддержим волю народа Афганистана, потому что будущее этого региона зависит от отношений и сотрудничества между Пакистаном и Афганистаном».

Т е г е р а н

После Индии доктор Абдулла Абдулла направился в Иран, где встретился с президентом Хасаном Роухани, министром иностранных дел Мохаммадом Джавадом Зарифом и спикером иранского парламента Мохаммадом Багером Галибафом. Цель поездки была та же — обсудить мир в Афганистане и необходимость региональной поддержки мирных усилий в Дохе. Доктор Абдулла назвал свой визит в Иран одним из ключевых.

Министр иностранных дел Ирана заявил на встрече с Абдуллой, что стабильный, развитый и мирный Афганистан является постоянной надеждой Ирана. «Мы объединим все наши усилия, чтобы помочь реальным внутриафганским переговорам», — сказал Зариф. Что имелось в виду под «реальными» — вопрос, но возможно, таким образом Тегеран снова напомнил о своем отношении к американскому посредничеству. Еще в марте МИД Ирана заявлял, что США не имели права подписывать с «Талибаном» мирные соглашения, поскольку мир может быть достигнут только на основе внутренних межафганских переговоров и должен учитывать интересы стран-соседей.

Президент Хасан Роухани заверил, что Иран всецело поддерживает прочный и справедливый мир в Афганистане. Но дальше разговор с доктором Абдуллой пошел о реализации совместных экономических проектов, в которых Тегеран, находящийся под американскими санкциями, заинтересован не меньше Кабула, который финансово и политически зависит от Вашингтона.

Перед визитом в Тегеран Абдулле пришлось прояснить и свою позицию по поводу создания временного правительства, что обострило внутриполитические споры. В Кабуле давно обсуждается возможность формирования переходной администрации с участием талибов в обмен на прекращение огня. Арг (дворец президента) категорически против этой идеи, Ашраф Гани даже как-то заявил, что подобное может произойти только «через его труп». Доктор Абдулла в интервью иранским СМИ встал на сторону Гани: «Создание временного или переходного правительства не может рассматриваться в качестве решения», — заявил он. Однако Гульбеддин Хекматияр, лидер Исламской партии Афганистана, побывавший в Пакистане одновременно с визитом Абдуллы в Иран, уже через несколько дней резко выступил против политики президента в Дохе и дал понять, что ради прогресса в переговорах все же нужно создать временную администрацию.

Т а ш к е н т

После Ирана глава Высшего совета по национальному примирению посетил Узбекистан. Визит сначала был отложен по инициативе узбекской стороны, но 10 ноября доктор Абдулла все же прилетел в Ташкент, где встретился с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым и министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым.

«Узбекистан поддерживает мирный процесс, который проходит под руководством афганцев и осуществляется самими афганцами, и готов способствовать урегулированию», — заявил Камилов на встрече. «Мир в Афганистане означает мир в регионе и в Центральной Азии», — согласился Абдулла Абдулла.

Встреча прошла после октябрьского военного обострения в провинции Гельменд, и доктор Абдулла с ташкентской трибуны заявил, что правительство ИРА решительно осуждает эскалацию насилия в стране и призывает движение «Талибан» воспользоваться исключительной сегодняшней возможностью установления мира. «Никто не должен добиваться политических уступок, увеличивая уровень насилия», — сказал Абдулла.

Во время визита в Узбекистан возникла тема отношения к афганскому процессу других стран-соседей, в том числе членов ШОС. Доктор Абдулла особо отметил позицию президента Узбекистана, который на саммите Шанхайской организации сотрудничества поддержал мирный процесс в Афганистане, и призвал к этому же других участников саммита.

Во время встречи главы Высшего совета с президентом Мирзиеевым обсуждалось участие Афганистана в различных интеграционных процессах в Центральной Азии, и доктор Абдулла особенно отметил вклад Узбекистана в эти проекты в области торговли, экономики, инвестиций, транспорта и энергетики.

Интересно, что вскоре после визита Абдуллы Абдуллы в Ташкент министр иностранных дел Узбекистана встретился в Нью-Йорке со спецпредставителем США по Афганистану Залмаем Халилзадом. И там тоже говорили о региональных экономических связях, которые, по словам Халилзада, приносят пользу Центральной Азии, Афганистану и Пакистану.

А н к а р а

Наконец, Абдулла Абдулла прилетел в Турцию, где 21 ноября встретился с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу и министром обороны Хулуси Акаром.

Эрдоган заявил, что поддерживает мирные усилия в Афганистане и хочет положить конец насилию. К немедленному прекращению огня призвал и глава турецкого МИД, который подчеркнул, что Анкара заинтересована в установлении мира в Афганистане и продолжит помогать ИРА. Министр обороны Турции выразил надежду, что переговоры в Дохе будут успешными.

Доктор Абдулла поблагодарил за помощь, подтвердив, что Кабул заинтересован в турецкой поддержке.

Визит в Турцию прошел после завершения столкновений вооруженных сил Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе. Анкара и Кабул в этом военном конфликте были на стороне Азербайджана. И заявление Эрдогана, что он хочет положить конец насилию в Афганистане, может означать начало более активного вовлечения Анкары в афганский процесс — особенно на фоне пробуксовки переговоров в Дохе и предстоящего вывода иностранных войск из ИРА.

М о с к в а  не спешит

Абдулла Абдулла неоднократно заявлял, что главной задачей его поездок в качестве главы Высшего совета является консолидация региона вокруг афганского вопроса. «Каждая страна оказывает свое собственное влияние на афганский мирный процесс», — пояснял Абдулла, и действительно, каждый раз возникала дополнительная повестка: Пакистан давал понять, что поддерживает программу талибов, Индия противостояла Исламабаду, Иран остро воспринимал американское участие в процессе, Узбекистан проявлял заинтересованность в экономических совместных проектах, а Турция обратила внимание на рост насилия.

Нет страны, которая бы заявила, что не поддерживает мирный процесс в Афганистане. Но у государств региона есть собственные стратегические интересы, которые и определяют их участие в процессе, и найти баланс здесь, возможно, еще сложнее, чем столкнуть с мертвой точки переговоры в Дохе.

Одним из спонсоров мирного процесса была — и остается — Россия. Однако, как стало известно редакции «Афганистан.Ру» из собственных источников, пока не удается согласовать визит Абдуллы Абдуллы в Москву, хотя на саммите ШОС президент Владимир Путин напоминал участникам о «московском формате» и его возможностях. Москва почему-то не спешит лично заверить доктора Абдуллу в своей поддержке, хотя налаживание отношений с лидерами северного Афганистана для России может оказаться важным не только в рамках участия в мирном процессе и стратегического противостояния США — но и как ответ на вызовы в сфере безопасности, которые возникнут, как только войска НАТО покинут ИРА.

Эти вызовы точно чувствует Душанбе, и визит главы Высшего совета в Таджикистан намечен на ближайшее время.

22.11.2020

Источник: «Афганистан.Ру»