Движение «Талибан» встретило в штыки появление пропагандистского видео, в котором бойцы «Исламского движения Восточного Туркестана» демонстрируют свой предполагаемый тренировочный лагерь в Афганистане. На Западе допускают, что непримиримая афганская оппозиция боится конкуренции со стороны преимущественно уйгурской террористической организации. Однако есть основания полагать, что талибы просто готовятся к финализации сделки с американскими представителями в Катаре. И им не нужны признаки иностранных террористических сил на афганской земле.

Обвинения во лжи

Большой интерес в экспертных кругах вызвало появившееся недавно видео, на котором боевики ИДВТ демонстрируют свою базу в Исламской Республике. На фоне – горная местность, предположительно, на севере Афганистана, в руках джихадистов – военные трофеи, добытые, как кажется, после столкновений с афганскими силами безопасности. На кадрах фигурирует боевая техника, которую удалось получить террористам. Впервые видеоролик появился в Telegram-канале, который ведется пропагандистами ИДВТ. Рядом с видео был поставлен хэштег «Хорасан», что отсылает к названию исторической области Большой Хорасан, которая включает в себя части Ирана, Афганистана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана.

Впрочем, талибы, которые практически являются родственной для ИДВТ силой, выступили с заявлением: новое видео является не более, чем фальсификацией. Официальный представитель «Талибана» Забихулла Муджахид сообщил, что ролик – обычный монтаж с нарезкой видов Афганистана. Из его выступления следует, что ИДВТ специально сфальсифицировало видеосообщение для создания «атмосферы недоверия». Источники портала «Афганистан.Ру» в Кабуле, впрочем, утверждают, что афганское правительство считает видео подлинным сообщением ИДВТ. Заявление талибов интересно по многим причинам. Среди них – то, что ИДВТ и «Талибан» воюют практически по одну сторону баррикад. Другая причина заключается в том, что присутствие ИДВТ в Афганистане – неоспоримый факт.

Противник Китая

Следует обратить внимание на то, что состоящее главным образом из уйгуров ИДВТ остается одним из поводов, по которым Китай проявляет интерес к разрешению афганского конфликта. Джихадисты из этой организации не раз становились головной болью для внутренних служб безопасности КНР. Сейчас афганский кризис активно обсуждается с Китаем на разных площадках. В начале декабря в рамках двухстороннего механизма по общественной безопасности, юстиции и правопорядку Китай посещал секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, который обсуждал «афганский» вопрос с китайскими коллегами. Впрочем, детальной конкретики по поводу встречи нет. Российскую сторону волнует проблем проникновения террористических элементов из Афганистана в страны СНГ.

За последнее время Китай ужесточил свою риторику. Нередко адресованные США заявления содержат упоминание Афганистана как неудачного опыта их внешней политики. Так, 4 декабря официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин уверила, что власти Китая не допустят американского вмешательства в дела Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) на северо-западе страны, поскольку США могут, с точки зрения КНР, добиться только нестабильности в этом регионе — как в Афганистане или ряде стран Ближнего Востока. Выступая 9 декабря с ответом на слова шефа Пентагона Марка Эспера о приоритетности «китайской угрозы» Чуньин припомнила США «политику оказания максимального давления, которая становилось причиной региональной нестабильности и страданий множества людей в Ираке, Афганистане, Сирии и Венесуэле».

Мотивы талибов

Впрочем, считать, что талибы пытаются скрыть «следы» присутствия ИДВТ в Афганистане, чтобы предотвратить еще большего вовлечение КНР в афганские дела, наивно. У движения «Талибан» и КНР налажены неплохие связи, которые, как кажется, способны принести сторонам взаимную выгоду. Гипотеза западных экспертов, согласно которой талибы боятся конкуренции со стороны своих партнеров из числа ИДВТ, не выдерживает критики, учитывая ресурсы и, как ни парадоксально звучит, международное положение талибов. Убедительно здесь выглядит только предположение о том, что непримиримая афганская вооруженная оппозиция просто не хотела бы лишнего информационного шума вокруг иностранных террористических сил в Афганистане на фоне возобновившихся переговоров с США. Уход иностранных группировок с афганской территории является, как известно, одним из требований американцев.

«Пропаганда ИДВТ менее заметна, чем деятельность других радикальных групп, – обратил внимание в разговоре с порталом «Афганистан.Ру» эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. – Как правило, ИДВТ меньше подвергается блокировке в Telegram-каналах, поэтому оно довольно активно выпускает ролики и бюллетени, делая это в стилистике «Аль-Каиды» (запрещена в РФ – «Афганистан.Ру»). В основном боевики делают отчеты об «акциях», но периодически призывают мусульман всего мира к «вооруженному джихаду», как в майском видео «Хиджра к Аллаху». Симптоматично, что в Афганистане организация действует в районах, где сохраняется присутствие элементов условно центральной «Аль-Каиды» и «Аль-Каиды на Индийском субконтиненте», например, в Бадахшане».

Эти данные подтверждаются отчетами ООН, обращает внимание эксперт. Мардасов, кроме того, приводит в качестве примера сирийский театр боевых действий: «Там члены ИДВТ формально продолжают оперировать в составе «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, радикальная коалиция, в которой растворилась запрещенная в РФ сирийская группировка «Джебхат ан-Нусра» — «Афганистан.Ру»), но подчиняются не руководству ХТШ, а своему эмиру в Афганистане. Есть данные, что в 2018 году ИДВТ сменило руководящий состав в Сирии, который прибыл именно из Афганистана».

10.12.2019

Источник: «Афганистан.Ру»