Информацию Bloomberg’a о том, что ряд европейских стран готовы открыть свои посольства в Кабуле и налаживать отношения с кабульским правительством (мы уже об этом писали чуть ранее), нужно рассматривать в контексте конкуренции за влияние в Афганистане между региональными странами, прежде всего Россией, Китаем, Ираном, Узбекистаном и другими странами Центральной Азии (за исключением пока Таджикистана) — с одной стороны, и западным сообществом с другой.

Эта тенденция проявилась уже в ходе недавно прошедшей в Дохе конференции по Афганистану под эгидой ООН. Уже там было понятно, что успехи региональных стран в деле развития отношений с кабульским правительством воспринимаются западными представителями очень даже конкурентно.

Представители движения талибов в свой внешнеполитической практике демонстрируют нежелание примыкать к каким-либо блокам или альянсам, пусть даже и неформальным. Тем не менее, Афганистану, прежде всего, сейчас необходимо сотрудничество в экономической сфере, в развитии, но выглядит маловероятным, что отдельные страны ЕС способны на такого рода сотрудничество в критически важных объемах, на что вполне способны страны региона, включая и Россию. 

Во всем этом интересно выглядит категорическая позиция США, упорно апеллирующих к вопросу о правах женщин и девочек. Думаю, что в реальности дело здесь, конечно, вовсе не в гендерной ситуации в Афганистане. Неопределенный исход избирательной кампании в самих США диктует администрации необходимость сделать паузу в афганском вопросе и пока остаться как бы «над схваткой», апробируя ситуацию на европейских сателлитах. В довольно уже близкой перспективе для понимания позиции США нужно учесть и следующее обстоятельство: неделю назад бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон обратился к администрации с призывом оказать военную и экономическую поддержку «силам сопротивления, противостоящим режиму Талибана в Афганистане». Это означает, что Вашингтон, особенно в случае победы Трампа, вполне может сделать ставку на эскалацию конфликта в стране, дабы не уступить ее своим геополитическим оппонентам.

В общем, эта ситуация, когда для успеха в афганской политике всем необходим рывок в установлении отношений с правительством талибов, выглядит как «кто не успел, тот опоздал». Талибы — товар на большом международном базаре.

Источник: