США начали пересмотр всех программ сотрудничества с Грузией, рассчитывая на смену страной стратегического курса. Об этом заявил на брифинге для иностранных журналистов старший директор по делам Европы в Совете национальной безопасности (СНБ) Белого дома Майкл Карпентер.

«Мы надеемся, что станем свидетелями смены стратегического курса, проводимого правительством Грузии. Но на данный момент все наши программы сотрудничества с Грузией поставлены на пересмотр», — отметил он.

Напомним, что ранее Пентагон сообщил, что совместные учения ВС США и Грузии Noble Partner, запланированные на лето 2024 года, «переносятся на неопределенный срок в связи с пересмотром стратегических отношений». Правда, при этом США не отозвали приглашение главе МИД Грузии Илии Дарчиашвили для участия в юбилейном саммите НАТО 9-11 июля в Вашингтоне.

Напомним, что проблемы во взаимоотношениях между США и Грузией стали вылезать наружу после того, когда Тбилиси публично обвинил Вашингтон в том, что «Грузию толкают к открытию «второго фронта против России», и когда парламент Грузии, несмотря на давление США, принял закон об иноагентах, который американцы и их западные партнеры почему-то называли «русским» и «оккупантским». Но правительство не сбавляло темпы активности, презентовало пакет законов, направленных на защиту семейных ценностей и пресечение пропаганды ЛГБТ (движение признано в России экстремистским и запрещено). Тбилиси также раздражало бесцеремонное вмешательство посла США Кэлли Дегнан, которая открыто и резко критиковала политику правительства, выступая чуть ли не в роли главного оппозиционного грузинского политика. Более того, Вашингтон и Брюссель почти открыто заявлял, что готовит переворот в Грузии. Так, депутат европарламента Виола фон Крамон уже сейчас говорит, что «уровень фальсификаций в ходе будущего голосования окажется невероятно высоким», а грузинский оппозиционер Георгий Рухадзе тоже уже сейчас выступил с призывом к протестующим «собраться вечером 26 октября (день выборов) в центре Тбилиси».

Но всё это только «вершина айсберга». Причины проблем во взаимоотношениях между США и Грузией глубже. По мнению многих американских экспертов, Белый Дом в отношении Тбилиси «допустил немало серьёзных ошибок». Они утверждают, что Грузия «долгое время была на периферии политики США в регионе, потому что в США были уверены в том, что Грузия никогда не пойдёт на сближение с Россией из-за Абхазии и Южной Осетии». Более того, после того как США после кавказской войны августа 2008 года выделили Грузии 2,5 млрд долларов в качестве финансовой помощи, они стали выстраивать с ней отношения по принципу «сюзерен-вассал», выхолащивая заявленный прежде дух политического и стратегического партнёрства. Пришедшая к власти «Грузинская мечта» это остро почувствовала и предприняла попытку встроить свои отношения с США в контекст отношений с Россией. Кстати, на этом принципе базировался альянс между правительством «Грузинской мечты» и президентом Саломе Зурабишвили. Но когда в Тбилиси поняли, что США готовят страны «к чему-то иному» и не имеют смысла выстраивать механизмы политического воздействия на Абхазию и Южную Осетию, а потом де-факто заморозили интеграцию страны в НАТО, во внешней политике Грузии стал намечаться разворот в сторону сотрудничества с Россией. Кризис на Украине стал укреплять этот курс, а предоставление Грузии статуса кандидата в ЕС было уже запоздалым.

США и их западные партнёры обвиняют Грузию в «пророссийском разворте» и для этого есть серьёзные основания. После 2008 года Тбилиси не стал сворачивать экономические связи с Россией, что создавало для грузинского бизнеса условия для определения своей позиции по отношению к российской спецоперации на Украине и отказа от присоединения к санкциям против Москвы. Помимо этого у Грузии появились собственные подходы к сотрудничеству с Азербайджаном, Турцией, Китаем, Ираном и Белоруссией, не совпадающие с интересами США и стран ЕС. Словом, считать главной причиной охлаждениях в отношениях между США и Грузией только законы об иноагентах или о пропаганде ЛГБТ - это упрощать ситуацию.

Вашингтон делает ставку на то, что ему удастся разыграть в Грузии «карту» двухцветной внутриполитической повестки, столкнуть на улицах главных конкурентов – правящую партию «Грузинская мечта» и сторонников экс-президента Саакашвили, группирующихся вокруг «Единого национального движения», которое фактически возглавила Зурабишвили. Эти силы сойдутся в схватке на парламентских выборах в октябре 2024 года. При этом внешне может казаться, что речь идёт о внутренних грузинских разборках, ведь грузинские власти не спешат отказаться от прозападного вектора. Но в действительности в ходе событий первичной является геополитика, так как роль Грузии в регионе заметно повышается. Правда, грузинский премьер Ираклий Кобахидзе, выступая 4 июля на приёме в американском посольстве по случаю Дня независимости США в Тбилиси, заявил, что «американо-грузинские отношения нуждаются в перезагрузке», отметив, что «это желание Тбилиси». Он также подчеркнул, что Грузия ждёт ответных действий от США и дождался. Решение США начать пересмотр всех программ сотрудничества с Грузией с целью смены её стратегического курса - шаг в сторону обострения ситуации.

Станислав Тарасов

Источник: