Социологи фонда «Общественное мнение» (ФОМ) 5 июля представят результаты очередного еженедельного опроса граждан по внутренней политике. Среди прочего респондентов обязательно спросят о том, какое событие было главным на неделе. И в том, каков будет ответ, сомнений в принципе нет. Уже более двух лет большинство опрошенных главным событием называет спецоперацию (СВО) России на территории Украины.

Только осенью 2022 года на первое место ненадолго вышла частичная мобилизация – по вполне понятным причинам. Затем показатели внимания к СВО вышли на плато «30% с плюсом» – и оставались на нем достаточно долго. Лишь в этом году начался спуск с горы, но буквально до самого последнего времени число «зрителей спецоперации» все равно составляло около четверти опрошенных.

Однако с конца мая – начала июня социологами был зафиксирован очевидный спад внимания к СВО. По завершении июня ее назвали главным событием только 19% респондентов в совокупности. Падение составило 8%: с одной стороны, вроде бы немного, хотя для соцопросов нередко и колебания в доле процентов считаются существенными, с другой – не так уже и мало, тем более что для этого не видно никаких реальных оснований.

Кроме, наверное, того, что информационная картинка в государственных СМИ и прочих лояльных власти медиаресурсах за то же самое время слегка изменилась. Отдельные внимательные наблюдатели заметили, что некоторые эпитеты из резко негативных стали относительно нейтральными. Правда, замена, скажем, «военнослужащих ВСУ» на «группировки нацистов» и наоборот происходит не впервые. Но поскольку другой новизны нет, то, стало быть, получается, что причина ослабления интереса к СВО заключается именно в этом?

Следует напомнить, что генерируемые официальной социологией опросы населения только отчасти его информируют о доминирующей среди граждан точке зрения. Во многом задача состоит в том, чтобы как раз формировать определенное мнение. Термин «формирующие опросы» – это приличная замена слову «манипуляция». Данный политический инструмент многогранный, тут используются и тонкие психологические приемы, и грубые передергивания цифр. Например, не принято указывать, какая доля опрошенных резко обрывала беседу сразу после того, как люди понимали, о чем их хотят выспросить.

Но определение главного события недели ФОМ, напротив, всегда сопровождает указанием на число респондентов, затруднившихся с ответом или ушедших от него. Обычно это примерно 50% или немного больше. И меньше это число становится тогда, когда на неделе с какими-то заявлениями выступал президент РФ. Таким образом, вполне объективно можно сказать, что соцопросы, похоже, призваны отслеживать, насколько эффективным оказывается воздействие госпропаганды.

Конечно, нельзя, как представляется, исключать, что сокращение внимание к СВО может быть вызвано и эффектом привыкания к фронтовым сводкам, и, возможно, попытками уклониться от размышлений на неприятную тему. Но при этом здесь, наверное, можно разглядеть и подготовку общества к тем будущим мирным консультациям, о возможности которых сейчас внезапно заговорили все вовлеченные или причастные стороны.

Гипотетические переговоры, однако, было бы трудно начать на пропагандистском пике, особенно если в реальности нет однозначных побед. На спаде же пропаганды вполне можно выбрать подходящий момент или вариант для начала выхода из тупика нынешнего кризиса. Хотя бы потому, что тогда проще сформулировать свою версию достижений спецоперации. 

Источник: