18 июня Федеральное ведомство по защите конституции Германии (Bundesamt für Verfassungsschutz, BfV — спецслужба внутреннего назначения в Германии, подчиняющаяся министерству внутренних дел) представило итоговый отчет за 2023 г., традиционно рассмотрев в нем риски, связанные с радикальным исламизмом, исламистским терроризмом и салафизмом. Несмотря на акцент документа на палестино-израильском конфликте, его авторы обратились также к ситуации в других кризисных точках, включая Афганистан, Сирию и Сахель. При этом фокус внимания был в значительной степени смещен с глобальных террористических организаций на их региональные ответвления.

Федеральное ведомство по защите конституции сообщило, что не располагает достоверными данными о количестве сторонников террористических организаций «Исламское государство» (запрещена в РФ) и «Аль-Каида» (запрещена в РФ) на территории Германии, признавая при этом, что «исламистский потенциал остается на высоком уровне в 27,2 тыс. человек». Предполагается, что после ликвидации в 2022 г. бывшего лидера «Аль-Каиды» А.аз-Завахири ее «возможности организации планировать и осуществлять атаки на Запад из Афганистана, вероятно, сильно ограничены». Вместе с тем, в ведомстве не отрицают наличия значительных рисков нападений в европейских странах и в США, подготовленных «отдельными преступниками или небольшими группами, вдохновленными или управляемыми джихадистами» из крупных международных сетей. Дополнительным фактором напряженности в документе признана ситуация в Сирии, где, по данным ведомства, в минувшем году было зарегистрировано «двузначное количество попыток покинуть регион конфликта, хотя реальные выезды имели место весьма спорадически». При этом среди таких лиц, как предполагается, могли оказаться сторонники указанных запрещенных организаций.

Наиболее опасным ответвлением ИГ в итоговом документе за 2023 г. признано базирующееся в Афганистане «Исламское государство — провинция Хорасан» («ИГ — Хорасан», запрещено в РФ), однако и оно, как отмечают авторы, в минувшем году снизило интенсивность своих нападений, в том числе под воздействием движения «Талибан». Так, согласно статистке из отчета, если с августа 2021 г. по июль 2022 г. «ИГ — Хорасан» совершило в Афганистане 314 атак, то в течение следующих 12 месяцев их зафиксировано 69. Впрочем, указанные обстоятельства, по мнению Федерального ведомства по защите конституции, не означают ослабления группировки. Вместо этого она «чаще нацеливается на пакистанскую сторону границы». Кроме того, отмечается, что «ИГ — Хорасан» «значительно усилило» угрозы совершения атак на западные государства под воздействием нового витка палестино-израильского конфликта. Дополнительным фактором, потенциально стимулирующим активность боевиков в Европе, в ведомстве сочли инциденты с сожжением Корана.

Весьма опасной в ведомстве считают обстановку в Африке, где «расширяются сферы влияния» региональных ответвлений «Аль-Каиды»«Джамаат Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин» и «Исламского государства»«ИГ – Сахель», «ИГ – вилаят Центральная Африка» и «ИГ – вилаят Западная Африка». Критической обстановка считается в Мали, где ведомство даже признало риски для местных жителей, ранее сотрудничавших с миссией MINUSMA. Исходя из этой ситуации, в отчете сделано два вывода о потенциальных рисках для ФРГ. Первый из них состоит в увеличении миграционных потоков в Европу, а второй – в возможностях организации под предлогом поиска защиты в ЕС «мотивированных терроризмом поездок в целевые страны».

В перечне организаций, названных в соответствующем разделе отчета «объектами наблюдения» Федерального ведомства по защите конституции, встречаются также «Братья-мусульмане» (запрещены в РФ), а также их филиал в ФРГ – «Немецкое мусульманское общество» (DMG). Численность немецких сторонников самой данной организации считается неизменной с 2021 г. и составляет 1450 человек, из которых не более 350 — активные члены DMG. Примечательно, что обе организации практически не упоминаются при описании влияния на безопасность текущего витка палестино-израильского конфликта. Вместо этого DMG, как говорится в документе, стремится к установлению контактов с представителями власти и гражданского общества, дистанцируясь от публичной демонстрации принадлежности к «глобальной сети “Братьев-мусульман”». Делается это в целях влияния на политику, в чем, судя по всему, с точки зрения авторов, и кроются основные риски. Любопытно при этом, что аналогичные опасности в виде попыток «контролировать политику, средства массовой информации и административную работу в Германии тайными методами» упомянуты при анализе деятельности спецслужб стран Северной Африки, включая, как сказано в отчете, Египет.

Так называемая «салафитская сцена», в прошлые годы вызывавшая значительную обеспокоенность, судя по отчетам Федерального и земельных ведомств по защите конституции, несколько утратила актуальность. Объясняется это тем, что с 2021 г. численность последователей салафизма в ФРГ, как предполагают авторы, снизилась с 11900 до 10500 человек, что произошло не без влияния «давления со стороны органов безопасности» и «потери значения Сирии как джихадистской базы». Вместе с тем, в документе констатируется и «усиливающаяся миссионерская работа», которая велась и в минувшем году. Более того, подобная деятельность в ФРГ рассматривается ведомством как «весьма адаптируемая», прежде всего к запросам возможных целевых групп влияния, а также к политической обстановке, а потому создаваемые сообщества такого рода «по внешнему профилю» не всегда легко признать салафитскими. Кроме того, облегчение популяризации взглядов обеспечивается через широкое использование интернета и социальных сетей, а не встреч и собраний. Также подчеркивается, что салафиты сами создают организации, выступающие одновременно и инструментом пропагандисткой деятельности, и источником дохода. Прежде всего речь в данном случае идет об издательствах. В связи с этим опасность салафизма считается наиболее высокой в «долгосрочной перспективе».

В целом указанный блок годового отчета Федерального ведомства по защите конституции свидетельствует, что Германия по-прежнему рассматривает существенной угрозу исламистских террористических организаций, смещая при этом акцент на активность их ответвлений в кризисных регионах. Подобная оценка, с одной стороны, может служить дополнительным доказательством опасностей, исходящих из Афганистана и Сирии, тем самым давая дополнительное основание для принятия решения об организации депортации туда лиц, совершивших в ФРГ тяжкие преступления. С другой стороны, если говорить об Африке, таким способом Берлин, вероятно, пытается подготовить основания для своего обновленного присутствия.

Л.Жидкова

Источник: