В последнее время стратегия террористической группировки «ИГ-Хорасан» (запрещена в РФ) все больше направлена на радикализацию и вербовку в ее ряды населения региона Центральной Азии, в том числе и Таджикистана.

В конце марта 2024 года фонд медиапроизводства группировки, именуемый «Аль-Азаим», издал выпуск журнала «Голос Хорасана» на таджикском языке – «Садои Хуросон». Помимо стремления заразить таджикское население экстремистскими идеями, «ИГ-Хорасан» также пытается усилить давление на Душанбе. Журнал объемом 85 страниц был отмечен как «первый номер».«Аль-Азаим» издает пропагандистские материалы на нескольких языках, в частности на пушту, английском, арабском и персидском, хотя ему не всегда удается поддерживать регулярную публикацию этих журналов. «Аль-Азаим» ранее выпускал контент на таджикском языке, как правило, это носило весьма незначительный и нерегулярный характер.

Помимо данного фонда медиапроизводства в Таджикистане существуют другие небольшие организации, действующие в интересах «ИГ-Хорасан». В июле 2022 года движение «Талибан» сообщило о репрессиях против связанной с группировкой ячейки в Кабуле, которая предположительно издавала таджикскую версию «Голоса Хорасана», поэтому вполне возможно, что планы по выпуску этого журнала уже существовали некоторое время. В одной из статей «Садои Хорасан» рассказывается о боевике «ИГ-Хорасан», ликвидированной в июне 2022 года. Сообщается, что при жизни он возглавлял группу, занимавшуюся ведением пропаганды в поддержку группировки на таджикском языке. Вполне возможно, что эта таджикская производственная деятельность была связана с ячейкой, упомянутой в вышеупомянутом рейде «Талибана», который произошел примерно в тот же период.

В марте 2024 года «Аль-Азаим» выпустил книгу на пушту объемом 221 страницу, осуждающую правительство Таджикистана как «безбожный режим» и призывающую таджикских религиозных деятелей решительно выступить против руководства страны. Опубликованные в «Садои Хуросон» материалы касаются нескольких острых вопросов, в частности, в журнале подвергается критике президент Таджикистана и его противодействие террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ), ставятся под сомнение эффективность и мотивы его действий. Авторы критикуют состояние таджикско-российских отношений, изображая Москву как исторического угнетателя мусульман. Две основные статьи журнала «Садои Хуросон» посвящены осуждению руководства и политической системы Таджикистана.

В других статьях, освещающих более широкие темы джихада, Таджикистан упоминается в связке с Центральной Азией. В главной статье номера основное внимание уделяется президенту Таджикистана Эмомали Рахмону, которого называют «дьяволом в мусульманском одеянии». В ней утверждается, что до прихода к власти Рахмона основные принципы ислама широко практиковались в Таджикистане и что он тоже первоначально представлял себя набожным мусульманином. Однако авторы статьи утверждают, что Рахмон продолжал использовать средства массовой информации для пропаганды «демократических ценностей» и националистической повестки, предположительно используя телепередачи для демонстрации такого антимусульманского поведения как танцы, одновременное нахождение в аудитории людей разных полов и появление женщин на публике без хиджаба. Параллельно в статье говорилось о том, что лидеры Таджикистана и государственные СМИ якобы изображают ислам в негативном свете. Статья завершалась обращением к молодым таджикам, призывающим их заново открыть для себя исламское «наследие». При этом в материале террористическая организация «ИГ-Хорасан» яростно позиционировалась единственным сторонником истинного ислама. Читателям было предложено вступить в ее ряды, чтобы «искоренить неверие, вероотступничество и многобожие во всем мире, включая Таджикистан».

Вторая статья шла под названием «Чиновники Таджикистана – вероотступники, служащие неверному правительству». В ней автор рассмотрел историю и конституцию Таджикистана и пришел к выводу, что законы страны носят в основном светский характер. В статье утверждается, что соответствие конституции международным стандартам фактически означает, что законы страны были одобрены иностранными «неверными».

В журнале был опубликован биографический очерк Абу Мухаммада аль-Таджики – боевика «ИГ-Хорасан», совершившего самоподрыв в июне 2022 года во время нападения на сикхский храм в Кабуле. В статье, посвященной аль-Таджики, «Талибан» осуждается за его дипломатические отношения с Индией, а также излагаются подробности нападения на сикхский храм. Хотя в статье не раскрываются подробности биографии террориста-смертника, в ней говорится, что он переселился в Афганистан, чтобы вступить в ряды «ИГ-Хорасан», и стал главой подразделения из четырех человек, занимавшихся производством и переводом пропагандистских материалов на таджикском языке. Также сообщалось, что перед тем, как совершить нападение на храм сикхов, Абу Мухаммад подготовил множество боевиков, некоторые из которых впоследствии также стали террористами-смертниками. В конце статьи звучал призыв читателям следовать путем Абу Мухаммада, присоединяясь к «ИГ-Хорасан» и участвуя в «джихаде».

Другие статьи были посвящены общим темам экстремистского толка. В журнале также были размещены контактные данные организации для потенциальной вербовки боевиков. Помимо этого на страницах «Садои Хуросон» фигурировала реклама, призывающая мусульман делать пожертвования на «джихад», которая циркулирует в изданиях «Аль-Азаим» с конца 2023 года. 

Содержание журнала отражает стратегическое намерение «ИГ-Хорасан» привлечь к участию в подрывной деятельности носителей таджикского языка и оказать давление на правительство Таджикистана. Критикуя политику президента Эмомали Рахмона и ставя под сомнение эффективность мер противодействия «Исламскому государству» в Таджикистане, издание стремится посеять инакомыслие и радикализировать таджикскую молодежь, потенциально дестабилизируя внутриполитическую обстановку в стране. Более того, включение контактной информации для вступления в ряды «ИГ-Хорасан» и участия в подрывной деятельности указывает на согласованные усилия по вербовке отдельных лиц и распространению экстремистских идеологий, что представляет собой прямую угрозу региональной стабильности. Учитывая значительное количество таджикских мигрантов в России и трагический прецедент с терактом в «Крокус Сити Холле», распространение такой радикальной пропаганды может иметь еще более негативные последствия для нашего государства.

Лариса Шашок

Источник: