Террористам из СИЗО-1 в Ростове-на-Дону, захватившим в воскресенье, 16 июня, заложников, предположительно, передали флаг «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация) и повязки на головы под видом полотенец.

Оперативники выясняют, кто мог передать такие посылки в СИЗО. Помимо этого, ножи и заточки, которыми террористы угрожали заложникам, они забрали у других заключенных.

Как стало известно, правоохранители рассматривают версию о том, что террористам могли помочь сотрудники изолятора, речь идет о внешнем персонале. Таким образом, в помощи преступникам заподозрили завхозов, уборщиков, работников столовой и так далее. Всех сотрудников, а также заключенных проверят на связь с ликвидированными террористами. Следствие полагает, что преступникам могли дать телефоны и предоставить доступ к мобильной связи другие арестованные, у которых были налажены контакты в изоляторе.

Захват заложников в ростовском СИЗО готовили месяцами

Служба охраны в СИЗО-1, где арестанты взяли заложников, в последние годы считалась лучшей среди всех следственных изоляторов Ростовской области. Всего несколько дней назад УФСИН по Ростовской области опубликовало репортаж из изолятора.

В репортаже отмечалось, что в СИЗО ведется круглосуточное наблюдение с использованием различных систем и современных инженерно-технических средств, а службу там с оружием несут не только мужчины, но и женщины. Впрочем, все это не помешало заговорщикам готовить захват заложников на протяжении нескольких месяцев.

По сведениям источников в правоохранительных органах, несмотря на то, что захватчики содержались в разных камерах, они могли поддерживать между собой связь. При этом не исключено, что у злоумышленников были координаторы за рубежом — такую версию проверят в Следственном комитете России.

Как рассказал источник в ГУ ФСИН по Ростовской области, причины, по которым стал возможен захват заложников в СИЗО-1 Ростова-на-Дону, будут установлены в ходе следствия и служебной проверки. Побег под прикрытием взятых в заложники сотрудников — один из самых реальных и часто отрабатываемых на учениях сценариев. Вопрос не в том, что произошло, а в том, что к этому привело.

По словам источника, сегодня вызывает вопросы то, почему в СИЗО-1 было много мобильных телефонов, причем с подключенным интернетом и возможностью записи видео. Никто в изоляторе почему-то не обнаружил эти и другие запрещенные предметы, особенно с символикой ИГ.

Кроме того, в одной камере почему-то оказались заключенные разных категорий, которые не должны содержаться вместе. Впрочем, как отметил источник, это могло быть связано с тем, что в ростовском СИЗО-1 содержится на 300 человек больше, чем рассчитано по нормативам. При этом среди них чрезвычайно много обвиняемых по экстремистским статьям.

Еще одна важная проблема — это огромный некомплект личного состава. Но это проблема всероссийская. Все это объективные факторы, о которых много говорилось, и вопрос был только в одном — где случится ЧП и чем оно закончится

Источник также отметил, что Ростов-на-Дону из-за близости к зоне проведения СВО на Украине уже более двух лет фактически является прифронтовым городом. Именно туда смещен «центр тяжести» по ряду тяжких статей, там содержится под арестом много террористов — и это накладывает отпечаток на условия службы сотрудников ФСИН.

По мнению депутата городской думы Ростова-на-Дону Сергея Смирнова, в ростовском ГУФСИН возможна смена руководства после захвата заложников в СИЗО-1.

Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн прокомментировал взятие заложников в СИЗО-1 в Ростове-на-Дону. "Захват заложников в ростовском СИЗО — это результат отсутствия профилактики экстремизма и распространения деструктивных идей в системе ФСИН".

Он также заявил об очевидности того факта, что нападение на сотрудников ФСИН тщательно планировалось обвиняемыми заранее. Кроме того, депутат назвал удивительным то, что осужденных за попытку теракта в Верховном суде Карачаево-Черкесской Республики посадили в одну камеру.

В свою очередь, правозащитница, член Совета при президенте России по правам человека Ева Меркачева считает, что заключенные смогли захватить в заложники сотрудников СИЗО-1 Ростова-на-Дону из-за не слишком жестких условий содержания. "Если мы ищем причину всего того, что произошло, то она изначально в политике самого руководства СИЗО, которое помещало этих людей в камеры, видимо, без усиленного наблюдения, без видеокамер, которые могли фиксировать, что у них есть ножи, телефоны и так далее".

По мнению правозащитницы, более строгие условия содержания под стражей преступников, обвиняемых по террористическим статьям, могли бы помочь предотвратить такое развитие событий. Меркачева отметила, что заговорщики, «видимо, могли пользоваться связью и получали какое-то руководство от тех, кто является начальниками всех этих террористических ячеек», но в произошедшем нет вины дежурных, которые стали заложниками.

Сотрудников ФСИН не раз задерживали за помощь арестантам

В последние годы сотрудники ФСИН России не раз становились фигурантами уголовных дел из-за помощи заключенным. Так, летом 2021 года в Челябинской области задержали сотрудника исправительной колонии №21 после побега осужденного.

По версии следствия, в ночь на 26 июня дежуривший сотрудник колонии разрешил заключенному покинуть помещение для сна. При этом подозреваемый не закрыл двери на замок в производственное помещение, откуда осужденный сбежал. Также выяснилось, что ранее сотрудник колонии незаконно передавал заключенному сотовый телефон и 40 тысяч рублей.

Позже, в сентябре 2022 года, сообщалось, что в городе Донской 32-летнего бывшего сотрудника УФСИН осудят за получение взяток от осужденного и превышение должностных полномочий.

По данным следствия, в период с января 2020-го по декабрь 2021 года фигурант неоднократно получал деньги от заключенного за передачу ему запрещенных в колонии предметов — Wi-Fi-роутера, проводных наушников, зарядки для телефона и отдельных продуктов.

Минувшей осенью уголовное дело о мошенничестве было возбуждено в отношении бывшего заместителя начальника СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области — того самого, где 16 июня арестанты захватили заложников.

А 5 июня бывший сотрудник ГУФСИН России получил три года колонии за превышение должностных полномочий. Как установил суд, в январе сотрудник следственного изолятора незаконно пронес внутрь два мобильных телефона с зарядными устройствами, которые затем передал одному из арестантов.

Источник: