Спецпредставитель президента России Владимира Путина по Афганистану Замир Кабулов сообщил, что контактная группа московского формата по Афганистану проведет 8 июня встречу в Тегеране. Помимо этого делегация временного правительства Кабула во главе с министром труда и социальной политики сейчас находится в России на Петербургском международном экономическом форуме и что в случае признания Москвой «талибов» (организация, запрещенная в России) она поддержат кандидатуру Афганистана на членство в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Россия собирается принять решение об исключении этого движения из списка террористов и предложение будет направлено в Кремль на подпись президенту Владимиру Путину.

Но есть один нюанс. О возможности исключении движения «Талибан» из национальных списков запрещенных террористических организаций Россия и Казахстан сообщали практически одновременно. Астана эту процедуру завершила еще в декабре 2023 года и опередила Москву. Это случайное стечение каких-то временных обстоятельств или за этим что- то стоит? Об этом размышляет политолог, востоковед, обозреватель REX Станислав Тарасов.

«Москва действительно выжидает. Директор второго департамента Азии МИД России Кабулов описал ситуацию в широком диапазоне. По его словам, Россия выступает за исключение отдельных представителей движения «Талибан», находящегося под санкциями ООН за террористическую деятельность, из санкционных списков Совета Безопасности ООН». В СБ ООН входят пятнадцать стран, из которых пять постоянных членов обладают правом вето. Поэтому, по словам Кабулова, «всё будет зависеть от решения этого органа», и что «Россия будет за это выступать, но какое решение примут другие члены Совбеза, — это вопрос», — отметил Тарасов.

То есть Астана по каким-то своим соображениям не стала дожидаться этой процедуры, Москва же заявляет, что ранее у нее не было таких прецедентов, хотя талибы регулярно приезжали на переговоры и форумы в Россию, несмотря на то, что считались и до сих пор считаются представителями запрещенной в РФ террористической организации, говорит эксперт.

«Эту абсурдную ситуацию никто толком не объяснял, звучали только слова о том, что талибы являются «реальной властью» в Афганистане. Похоже, что связано это было с какими-то переговорами и процессами, о которых стороны предпочитали не сообщать публично. Можно предполагать, что после теракта в «Крокус Сити Холле», вероятно, Кабул помог Москве с определением исполнителей в террористической организации «Вилаят Хорасан», части ИГИЛ (организация, запрещенная в России), которая действует на его территории и является врагом «Талибана».

Но проблема в том, как сообщает афганский информационный портал Khaama Press, что «США пытаются сохранить роль главного посредника в диалоге Кабула с внешним миром». Ранее в Вашингтоне заявляли, что исключение талибов из черного списка «послужит плохим сигналом для других» и признавать «Талибан» официальным правительством Афганистана не намерены, хотя помогают нынешнему режиму в Афганистане, в том числе и финансово. По данным американского Агентства по международному развитию, с середины 2021 года по март 2024 года США оказали гуманитарную поддержку Афганистану на сумму более 2 млрд долларов», — отметил Тарасов.

Это наводит на мысль, что Афганистан в политике России занимает место некоего инструмента в отношениях с США, указал он.

«Поэтому готовность вывести «Талибан» из террористического списка можно рассматривать как некий знак, который Москва посылает Вашингтону: мы еще не признали талибов, но близки к этому. Вероятно, решение руководством России в отношении Кабула уже принято. Но многое будет определяться на 3-й сессии ООН по Афганистану, которая пройдет в столице Катара Дохе с 30 июня по 1 июля», — подчеркнул Тарасов.

Источник: