Ведущий эксперт ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, главный редактора портала Ia-centr.ru. Дарья Рекеда (Чижова) на своем авторском Телеграм-канале продолжает анализировать ситуацию вокруг центральноазиатских СМИ.

В Таджикистане и Узбекистане контроль над СМИ носит более жесткий характер, чем в Казахстане и Кыргызстане (Туркменистан вообще отдельно).

В этом смысле участники узбекского и таджикского медиарынков крайне осторожны в публикации любых материалов по острым темам, чувствительным для Государства. Это относится как к внутренней, так и к внешнеполитической проблематике.

Еще до начала СВО в мониторингах фиксировали (а затем и подтверждали качественными результатами — беседами с журналистами и экспертами), что критичные материалы о России (а иногда и Китае) выпускают по интересной схеме — перепечатки. Например, выходит статья на европейском/американском портале. Материал переводят и дают не как авторский материал, а как перепечатку — со ссылкой в заголовке и лиде. Это развязывает руки редакции на предмет формальных вопросов от контролирующих институтов. Мол, «мнение автора иностранного портала может не совпадать с позицией редакции».

Если посмотреть системно, большинство статей про текущий российско-украинский, а в целом российско-западный конфликт, выходят именно в таком формате. Понятно, что набор изданий для перепечаток крайней ограничен. Из эксроссийских СМИ замечали в основном «Медузу» (иноагент).

Скрин в качестве примера: Результаты поиска в русскоязычной версии сайта по тегу «Украина». Никаких других фильтров не ставилось.

Не склонна везде видеть «руку всемогущего доллара». Есть  прецеденты проплаченных материалов по подобной схеме, есть и вполне органичные причины – острые заголовки, кровавые описания обычно приносят больше лайков (а значит и повышает охваты для коммерческой рекламы).  Ну и, конечно, для соблюдения принципов многовекторности это полезно.

Вот интересное в плане контроля за СМИ намечается в Казахстане

Вчера (4 мая) министр культуры и информации РК Аида Балаева заявила: «Соцсети, распространяющие противоправный контент, угрожающие национальной безопасности и игнорирующие рекомендации Министерства информации, будут частично либо полностью блокированы на территории Казахстана».

Сегодня (5 мая) в газете "Казахстанская правда" выходит программная статья основного идеолога нынешнего Казахстана Ерлана Карина:

«В общественных дискуссиях должна быть обозначена так называемая красная линия — redline, выход за которую несёт риски для общественной стабильности и противоречит общенациональным интересам страны. Красные линии — это не табу, не цензура и не запрет на обсуждение каких-то тем и вопросов. Это призыв к соблюдению корректности и сдержанности в политических дискуссиях.

Все участники публичного поля, особенно общественники, СМИ, блогеры, гражданские активисты не должны допускать какого бы то ни было раскола в обществе и нагнетания конфликт­ности по таким чувствительным для нашего общества темам, как:

— межэтнические отношения и языковой вопрос;

— религиозные отношения;

— вопросы внешней политики».

В первый срок К.-Ж. Токаева (и концепции «Слышащего государства») журналистам и блогерам фактически был предоставлен карт-бланш. Критика власти, острые пресс-конференции, даже вылавливали депутатов у разных заведений с неудобными вопросами в духе «а как вы можете себе ЭТО позволить?!».

После январских событий, когда произошла смена владельцев (или контролирующих) телеграфов СМИ, подход стал более сдержанным.

Но.

Остались социальные сети и блоги. С учетом того, что Интернет (и в особенности запрещенные в РФ соцсети) практически доминируют в структуре медиапотребления, для идеологического блока это большая головная боль. Уже обещали ограничить работу Тик-Тока, критиковали и Telegram. Но помимо формы, вероятно, возьмутся и за содержание.

Как такового закона об иностранных агентах (как в США, России и теперь вот Киргизии) в Казахстане нет, но есть реестр, более мягкая форма – учет людей и организаций, системно получающих иностранное финансирование на общественную деятельность.

Видимо, будут закручивать гайки.

Минфин уже проверил доходы 162 топовых казахстанских блогеров и нашел несоответствие на 1,1 млрд тенге, заявил глава ведомства Мади Такиев. Всего сформирован список из 745 блогеров, которые имеют в соцсетях свыше 20 тыс. подписчиков. Такиев не уточнил, будут ли такие проверки регулярными и какие меры будут применяться к блогерам. Но отметил, что «надо работать в этом направлении».

Источник: