Этот день, 3 апреля 2017 года, надолго войдет в историю России: в Санкт-Петербурге, городе, который всегда считался относительно спокойным в плане террористических актов, произошел взрыв в метро. Бомба взорвалась на перегоне между станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь». До десяти человек погибли, десятки ранены.

Что случилось?

Информация о том, что в метро Санкт-Петербурга прогремел взрыв, появилась около 15:00 в понедельник, 3 апреля. Вскоре стало известно, что он произошел на перегоне между станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь».

В социальных сетях сразу опубликовали фотографии из метро Санкт-Петербурга: на некоторых были видны искореженный вагон и, предположительно, тела погибших.

Из-за того, что взрыв произошел на перегоне, первоначально многие источники говорили о ЧП сразу на двух станциях.

«На "Технологическом институте" произошел взрыв в вагоне, много пострадавших», — сообщил один из пользователей. Другой отметил: «14:30 взорвалось на станции "Сенная". Повалил дым, и люди выбежали с платформы».

В 15:20 метрополитен Санкт-Петербурга подтвердил информацию о взрыве.

«Станции "Технологический институт" и "Сенная площадь" закрыты на вход и выход. Поезда следуют без остановки. Происходит эвакуация пассажиров со станций, есть пострадавшие. Предположительно, в вагоне произошел взрыв неустановленного предмета», — отметили в сабвее.

Сколько человек пострадало?

По предварительным данным (на 16:00 мск), в результате теракта погибли 10 человек, по меньшей мере 50 пострадали. Среди пострадавших есть дети. Один ребенок уже эвакуирован на вертолете от станции метро «Сенная Площадь», его состояние крайне тяжелое.

Что взорвалось?

По информации источников, взрывное устройство, заложенное в вагоне, было самодельными и небольшой мощности. По предварительным данным, сработало самодельное безоболочное взрывное устройство мощностью от 800 грамм до 1,5 килограммов по шкале тротилового эквивалента. Вероятнее всего, оно было заложено в сумку, оставленную рядом с дверьми вагона.

Озвученная в сети версия, что бомбу привел в действие террорист-смертник, в настоящее время не подтверждается.

На странице издания «Фонтанка» в Facebook сообщается, что на станции «Площадь Восстания» в метро Санкт-Петербурга найдено еще одно взрывное устройство, которое уже обезвреживают. Это подтвердил «Интерфакс».

Как отреагировали власти?

Пресс-служба Генпрокуратуры России распространила официальный релиз о взрыве в северной столице.

«Прокуратура города Санкт-Петербурга начала проверку в связи со взрывом в вагоне на платформе станции метрополитена "Технологический институт". На место происшествия для координации действий правоохранительных органов уже прибыл прокурор города Сергей Литвиненко. Ход доследственной проверки по данному факту поставлен на особый контроль прокурора города», — отмечается в сообщении.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин выехал из Смольного на место взрыва.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибших при взрыве и обсудил с директором ФСБ Александром Бортниковым сложившуюся ситуацию. Глава государства отметил, что рассматриваются все версии произошедшего в метро Санкт-Петербурга. Он уточнил, что речь идет не только о терроризме, но и о бытовой и криминальной версиях.

«Городские власти, если потребуется, и федеральные, предпримут все необходимые меры для того, чтобы оказать поддержку семьям погибших и пострадавшим», — подчеркнул Владимир Путин.

Министр здравоохранения России Вероника Скворцова поручила федеральным клиникам помочь пострадавшим в Петербурге.

Алексей Стейнерт

03.04.2017

Источник: Lenta.ru

Взрыв в метро: жертв могло быть намного больше. Еще недавно в Санкт-Петербурге говорили: «Печальный опыт Москвы нас научил»

Взрыв в подземке «Санкт-Петербурга прогремел примерно в половине третьего понедельника. Сначала говорили о двух синхронных взрывах — на станции «Сенная» и соседней с ней «Технологический институт». Обе — едва ли не самые востребованные у горожан и гостей Петербурга. И та, и другая с пересадочными узлами. Это центр Северной столицы. За сутки тут проходит несколько десятков тысяч человек. А «час пик» длится практически непрерывно с 8 утра и до 22 вечера.

На данный момент второй взрыв службы спасения не подтверждают. Речь идет пока об одном неустановленном устройстве. Оно взорвалось, как говорят, в третьем вагоне поезда, шедшего со станции «Сенная» на станцию «Технологический институт». И практически сразу после того, как поезд тронулся с места. Судя по тому, что машинист сумел довести состав до «Технолужки», мощность взрыва была сравнительно небольшой. Тем не менее, на месте погибло семеро (по другим данным — десять человек). Еще примерно пятьдесят получили травмы разной степени тяжести.

О страшном происшествии корреспондент «СП» узнала раньше, чем об этом сообщили новостные ленты — от сына-студента. Он, как выяснилось, был в тот момент на «Спасской». Это «дочерняя» станция «Сенной». Чтобы перейти с одной на другую, нужно миновать лестничный проем, небольшой тоннель и короткий эскалатор. Мой ребенок с товарищем находился на эскалаторе. Вот что он рассказал, после того, выбравшись на поверхность, позвонил мне:

— Мы собирались перейти на «Сенную», чтобы оттуда добраться до «Гостинного двора». Народа было много. Решили по эскалатору идти, спускаясь, а не стоять на нем, торопились. В какой-то момент ступеньки под ногами как-то странно «вздрогнули» и мы едва не упали. В первую минуту не придали этому значения, мало ли, технический сбой. Но следом за этим раздался странный грохот. Не знаю с чем сравнить, ну как бы поезда столкнулись, что ли. А потом кто-то закричал, и ещё крики, и ещё. Мы уже вышли в тоннель, а там навстречу нам бегут люди. Машут руками, мол, давайте назад. Толпа подхватила нас, понесла обратно. В общем, на «Сенную» мы не попали, оказались вновь на «Спасской», оттуда уже выбирались на поверхность.

«СП»: — Страшно было?

— Да. Очень. Тем более что ничего не понятно. Одни кричали, что тоннель в метро обрушился, другие, что вообще всю станцию накрыло…

Сын позвонил мне в начале четвертого. Села в машину, рванула к Сенной площади, забрать его. И километра не проехала, встав в пробку. К этому времени весь город уже знал о взрыве. Родные, близкие бросились к своим, к месту ЧП. И так же, как и я попадали в «затор». С трудом продирались через них «скорые» — их пропускал встречный транспорт. Спецслужбы перекрыли на несколько километров дороги, ведущие к обеим станциям метро для любого транспорта кроме МВД, ФСБ, МЧС и «медицинского». Через полчаса после информации о взрыве, закрыты на вход были восемь близлежащих станций метро, а ещё спустя двадцать минут вообще все.

Информация о погибших и раненных, как и о их количестве, поступала противоречивая. В какой-то момент отключилась сотовая связь. Дозвониться тем, кто находился в районе ЧП, оказалось невозможным. Предположительно, связь была отключена по требованию ФСБ.

Добежав до «Технолужки», увидела там огромное скопление людей. Сотрудники полиции активно «рассредотачивали» их по соседним улицам. Люди не уходили, их стали буквально выталкивать…

Удалось поговорить с двумя очевидцами происшедшего, выбиравшимися из вагона того самого поезда, в котором взорвался вагон.

Наталья Угловская, преподаватель вуза:

— Мы едва отъехали от «Сенной», как поезд дернулся, раздался грохот, и все, кто был в вагоне, стали валиться друг на друга, на пол. Потом мы увидели дым. Сразу начались крики, рыдания. Мужчина рядом со мной принялся успокаивать кричавших. Выводили нас организовано, быстро, на станции уже была дымовая завеса…

Олег, молодой человек лет тридцати:

— Я долго стоял на «Сенной», в поезда не садился, ждал товарища. Ничего подозрительно не заметил. Все как обычно. В каком вагоне ехал, честно говоря, не помню. Сейчас другое вспоминаю: несколько дней назад по разным сайтам проходила информация о возможном теракте в питерском метро. Но подобное бывало и раньше. И не раз. Мало кто, думаю, обратил на это внимание, решили, обычный фейк.

Оперативно отозвались на просьбу «СП» о комментарии в прокуратуре Петербурга. Её представитель сказал, что прокурор Сергей Литвиненко с подчиненными оперативно выехал на место трагедии. Начата проверка. Причем сразу всего питерского метрополитена. Рассматриваются несколько версий взрыва: от технической неисправности состава до теракта.

Тем временем прошла информация о том, что на станции «Площадь Восстания» (угол Невского проспекта, напротив Московского вокзала) обнаружено неразорвавшееся взрывное устройство. К 17 часам его обезвредили.

Губернатор Георгий Полтавченко побывал и на «Сенной», и у «Технологического института». В коротком комментарии для прессы он лишь повторил информацию о случившемся, добавив, что поскольку метрополитен закрыт, то по маршруту всех его линий будет подан общественный транспорт — для пассажиров бесплатный.

Ещё о версиях. Наиболее «ходовая» связана с пребыванием в Петербурге президента Владимира Путина. И его коллеги — президента Беларуси Александра Лукашенко. То есть, все силовые службы были (как предполагается) на чеку. Организаторы теракта, как бы говорят, хотели доказать, что для них нет никаких преград. Именно на этот день и планировался ими теракт. Именно на этот день.

Ничего подобного в Петербурге никогда не было. Власти регулярно сообщали горожанам о том, что «внимательно мониторят ситуацию», «не допустят ничего подобного», «печальный опыт Москвы научил». В конце прошлого года на входе во все станции появились «рамки» металлоискателя. Они сильно тормозили потом в часы «пик». Но пассажиры в целом с пониманием относились к некоторым неудобствам, связанным с прохождением «рамки». Однако были и те, кто спокойно обходил её. А дежурный по станции то ли не успевал, то ли не замечал, а, может, просто ленился вернуть проскочившего. Расслабились…

Людмила Николаева

03.04.2017

Источник: svpressa.ru

Версии теракта в Санкт-Петербурге: ИГИЛ, Украина, Кавказ. Кто стоит за взрывом в подземке Северной столицы?

Расследование взрыва в питерском метро уже идет полным ходом. По поручению председателя СКР Александра Бастрыкина уголовное дело, возбужденное по факту взрыва, из регионального следственного подразделения передали в главное следственное управление центрального аппарата комитета. Впрочем, пока официально еще не объявлено, что случившееся — именно теракт. Говорят, что рассматриваются несколько версий. Хотя обнаруженная на еще одной станции — «Площади Восстания» — другая бомба оставляет все меньше сомнений в том, что за взрывами стоят террористы.

Помимо расследования теракта решается вопрос о готовности метрополитена к отражению подобных атак. Входы на станции петербургского метро оборудованы рамками металлодетекторов, багаж пассажиров, вызвавший подозрение у сотрудников службы безопасности, пропускают через интроскоп. Специалисты говорят, что благодаря этим мерам выявить террористов сложно, но можно хотя бы их отпугнуть.

В связи с взрывом в Санкт-Петербурге усилены меры безопасности в столичной подземке и аэропортах. Силовые структуры исходят из того, что, если действовал не террорист-одиночка, а целая группа, атаки могут быть совершены и на другие объекты.

Ответственность за взрыв пока никто на себя не взял, но специалисты не исключают, что к вечеру с соответствующим заявлением могут выступить представители «Исламского государства».

Как сейчас выглядят версии ЧП, кто может стоять за терактом?

Метро — может быть, самый уязвимый участок с точки зрения совершения теракта, — отмечает полковник запаса, ветеран «Альфы», участник антитеррористических операций в операциях в Минеральных Водах (1993), Махачкале (1994), Буденновске (1995), Первомайском (1996) Василий Верещак. — Там очень сложно обеспечить защиту, поскольку нельзя парализовать жизнь города — неважно, Питера или Москвы.

Для защиты метрополитена сделано очень много — по крайней мере, в Москве. Но гарантий никто дать не может. Теперь будет работать следствие: просматривать записи камер видеонаблюдения, фиксировать, кто это был, вычислять подходы к террористам.

«СП»: — Кто может стоять за терактом?

— Здесь ничего нельзя исключать. Это могут быть сторонники «Исламского государства», поскольку для них Россия, как кость в горле. Либо это может быть группа украинских диверсантов, направленных киевской хунтой. С точки зрения Киева, мы также представляем головную боль. Либо, не исключено, это недобитки с Кавказа — они не раз совершали теракты.

«СП»: — Какие меры противодействия будут сейчас приняты?

В борьбе с терроризмом самый главный фронт — невидимый. Это работа оперативных сотрудников, нацеленная на профилактику и предупреждение подобных ЧП.

Да, сейчас в метро направят кинологов с собаками, натасканными на обнаружение взрывчатки. Возможно, поставят дополнительные рамки металлодетекторов возле турникетов. А террористы тем временем, надо думать, лягут на дно.

Главная тяжесть сейчас ляжет на наших оперов. От них зависит, найдут ли исполнителей теракта, и будут ли предотвращены другие акции, которые, возможно, готовились.

Сейчас найдется немало желающих взять теракт в Питере на себя, — считает генерал-майор ФСБ в запасе, член совета по внешней и оборонной политике Александр Михайлов. — И пока можно выдвигать лишь предположения, кто в реальности стоит за терактом, но никак не версии. Версии появятся позже — на основе осмотра места происшествия, опроса свидетелей, анализа типа взрывчатки. Напомню только, что угрозы в адрес РФ поступали от представителей ряда иностранных государств, включая Украину.

«СП»: — Что сейчас реально сделать силовым структурам?

— Когда ЧП уже произошло, реально сделать можно немногое: искать преступников. Понятно, что сейчас люди, причастные к теракту, залягут на дно. В подобных обстоятельствах силовые структуры начинают действовать очень активно и, как следствие, шансов «спалиться» у преступников значительно больше, чем в обычной обстановке. Тем не менее, все усиления, которые происходят постфактум, носят, скорее, дежурный характер.

В Сети сообщают, что накануне взрыва людей усиленно досматривали на вокзалах и в подземке

«СП»: — Почему удался теракт, ведь долгое время ничего подобного не происходило?

Теракты как раз и случаются, когда долго ничего не происходит. Хотя всем было понятно, что расслабляться нельзя, поскольку ситуация напряженная и в мире, и в России.

Сейчас, конечно, будут разбираться: как это произошло, кто это сделал, почему эти люди не находились в поле зрения специальных служб, почему спецслужбы не смогли этого предотвратить?

И, честно говоря, глядя сейчас на происходящее, я понимаю: информации о готовящемся теракте просто не было. Потому что в противном случае были бы приняты жесткие режимные меры. И если были бы внешние проявления усиления, риск проведения теракта снизился бы. Поскольку, когда террористы видят, что везде наряды полиции, они зачастую откладывают исполнение акции.

Андрей Полунин

03.04.2017

Источник: svpressa.ru