Силовые структуры Казахстана проводили специальную операцию в течение недели после случившейся 5 июня бандитской вылазки в Актобе. Как заявляли официальные представители Министерства внутренних дел и Комитета национальной безопасности республики, все участники нападения на два оружейных магазина и воинскую часть нацгвардии уже установлены и предпринимаются меры к их задержанию.

В пятницу 10 июня было обнаружено убежище, где боевики скрывались от правоохранителей. В ходе штурма, по данным МВД РК, уничтожены четыре террориста и один пособник.

Несколькими днями раньше средства массовой информации Казахстана и России почти ежечасно сообщали о захвате или ликвидации очередного боевика. Правда, ни одного убитого или задержанного предъявлено не было. Если обобщить информацию СМИ, силовики задержали либо ликвидировали не менее двух десятков террористов, хотя в самом нападении приняли участие от силы 15 человек. Но уже в среду казахские спецслужбы прекратили рассылать победные реляции, ограничившись дежурными отписками: «Операция продолжается».

Между тем в середине недели ответственность за нападение взяла на себя некая «Армия освобождения Казахстана», распространившая заявление, что это «первый бой сторонников демократического пути развития Казахстана против диктатуры клики Назарбаева». Правда, представители правоохранительных органов опровергли сообщение, в свою очередь констатировав, что рейд на Актобе проведен бывшими боевиками «Исламского государства», недавно вернувшимися в Казахстан.

Охота за призраками

Так что же происходило в Актобе и насколько эффективна контртеррористическая операция, к которой в настоящее время помимо МВД привлечены силы и средства КНБ и Минобороны республики?

Как известно, после нападения на оперативный полк национальной гвардии боевики вышли с территории воинской части, после чего достоверной информации о том, что они делали, не поступало. По имеющимся данным, отряд разделился на несколько групп, которые, унося захваченные в охотничьих магазинах карабины и ружья, попытались выйти из города. Получившие ранения нападавшие предположительно затаились на заранее подготовленных квартирах в Актобе и его пригородах.

Между тем выставление блокпостов на всех маршрутах въезда-выезда из города заняло у казахских правоохранителей почти сутки. При этом даже не создав толком кольца безопасности, представители МВД, национальной гвардии и КНБ приступили к проведению адресных проверок.

В пятницу поиски боевиков, оставшихся в городе, увенчались успехом. Они были обнаружены в квартире, где их скрывал сообщник. Бойцы казахских спецподразделений пошли на штурм, видеозапись которого через некоторое время стала достоянием общественности (https://www.youtube.com/watch?v=K71icF7Gh7o&app=desktop ).

Прокомментировать происходивший штурм «Военно-промышленный курьер» попросил действующего сотрудника российского спецподразделения, имеющего опыт подобных операций.

«Сложилось впечатление, что бойцы шли брать бандитскую «малину» или в лучшем случае наркопритон, но никак не подготовленных и вооруженных боевиков», – поясняет собеседник. По его словам, сразу бросается в глаза, что при штурме спецназовцы обращаются друг к другу не по позывным, а по именам. Непонятно, по какой причине в составе штурмовой группы оказывается переговорщик (возможно, командир), серьезно мешающий работе четверки бойцов, но при этом даже не надевший индивидуальные средства защиты.

Лестничная площадка, на которой развернулся бой, спецназовцами полностью не контролируется. Если бы боевики решились на прорыв, у бойцов спецподразделения могли бы возникнуть большие сложности с их удержанием.

У штурмовой группы очень странный выбор вооружения – автоматы Ак-74, бесшумный АС «Вал», а так же пистолеты-пулеметы. Да и сами бойцы продемонстрировали не лучший уровень огневой подготовки. Вызывает удивление, что они пошли на штурм помещения с боевиками, даже не взяв щит.

На видео с прилегающей улицы не просматриваются ни внешнее оцепление, ни пожарные машины, ни кареты «скорой помощи».

«Работа методом быстрого заполнения помещения, сумбурность и наличие неконтролируемого стресса видны невооруженным взглядом», – подытоживает собеседник.

Как заявили в МВД Казахстана, ликвидация боевиков удалась благодаря проведенной оперативно-розыскной работе, в ходе которой была четко установлена квартира, где прятались участники нападения. Правда, данное утверждение после просмотра видео вызывает вполне обоснованные сомнения. Более вероятно, что в ходе проверки бойцы спецподразделения случайно наткнулись на спрятавшихся боевиков.

«Так действовали американские спецслужбы, когда искали братьев Царнаевых, совершивших теракт в Бостоне. Оцепили районы и бросили бойцов проверять все дома и постройки. Как известно, братьев нашли. Одного ликвидировали, второго арестовали. Но там район поиска был в несколько раз меньше и состоял преимущественно из одно- и двухэтажных домов. Здесь же целый город с коммуникациями и технологическими сооружениями», – рассказывает сотрудник российских органов. Работа казахских правоохранителей напоминает хаотические метания. МВД и КНБ самостоятельно и втайне друг от друга пытаются использовать полученную оперативную информацию. Не совсем понятно, сколько еще будут продолжаться поиски в самом Актобе, если уже ясно, что, несмотря на все реляции о десятках уничтоженных террористов, основная масса боевиков вышла из города еще в воскресенье.

Террористы или мятежники?

Как уже было сказано, ответственность за нападения взяла на себя некая «Армия освобождения Казахстана», декларирующая борьбу с нынешним военно-политическим руководством страны. Но следственные органы скептически относятся к заявлениям АОК, тем более что распространены они были через московский филиал «Радио Свобода». Силовики предпочитают отрабатывать версию о боевиках ИГ.

Спустя сутки после нападения на Актобе КНБ и прокуратура Казахстана задержали несколько человек, которые якобы планировали не что иное, как государственный переворот. Причем дестабилизировать ситуацию в стране заговорщики собирались с помощью подобных атак на правительственные и военные объекты.

Примечательно, что сразу после сообщения о задержании подозреваемых некоторые СМИ прямо заявили об их причастности к организации нападения в Актобе. Правда, официального подтверждения такой версии от следственных органов республики так и не поступило.

Надо признать, что за последнее время определенное число граждан Казахстана встали под знамена ИГ и приняли активное участие в боевых действиях. Но процент населения страны, где, несмотря на падение цен на нефть, достаточно стабильная экономическая ситуация, в рядах «Исламского государства» все же ничтожен по сравнению с соседними Узбекистаном и Таджикистаном.

Боевики ИГ получают хорошую подготовку и, как показывает опыт, готовы к контактному бою даже с опытным противником. Хотя нападавшие в Актобе и оказались по своим морально-волевым качествам на голову выше бойцов НГ Казахстана, сам рейд был весьма сумбурным, а нападавшие, не добившись мгновенного результата, предпочли ретироваться.

Немаловажно, что боевики не носили религиозных атрибутов ИГ или другого радикального исламского движения, на видео они выглядели скорее как представители светского общества. Поэтому нельзя отрицать и ту версию, что в Актобе действовала некая группа сопротивления, хотя и объединенная Кораном, но более умеренная.

Хотя с аналогичных протестов обывателей начался крах режима Кадаффи в Ливии, когда первыми выступили достаточно светские жители, недовольные социально-бытовыми условиями. По аналогичному сценарию началась и гражданская война в Сирии. И только спустя какое-то время появились черные и зеленые знамена исламских террористических организаций.

Алексей Рамм

Источник: Опубликовано в выпуске «Военно-промышленного курьера» № 22 за 15 июня 2016 года