Взрыв в Атырау поставил точку в спорах: есть в Казахстане терроризм или нет. Ответ: есть! К сожалению. Происшедшее правоохранительные органы сразу окрестили терактом. При этом, правда, состоявшиеся ранее взрывы – в Актобе и Астане – так и не переквалифицировали. Хотя между ними много общего.

В мае Казахстан содрогнулся от двух взрывов. 17 мая в здании ДКНБ в Актобе себя подорвал парень 1986 года рождения, который оказался лауреатом регионального конкурса "Жас Канат". Ранены сотрудник КНБ и сторож здания. Взрыв не был признан терактом, следственные органы связали его с уголовным делом, по которому проходил самоподрывник.

Спустя неделю на окраине Астаны у здания следственного изолятора КНБ взорвался автомобиль. Погибли два человека. Пострадавших не было, хотя в близлежащих жилых домах выбило все стекла. Позднее было установлено, что мощность взрыва составила 2,5 кг в тротиловом эквиваленте. Один из погибших был в прошлом судим, второй – имел опыт работы с взрывчаткой. Сработало взрывное устройство без поражающей начинки. Взрыв также не был признан терактом.

Что мы знаем про взрывы в Атырау 31 октября? Их было два. Сначала сработало взрывное устройство, спрятанное в мусорных баках. Затем вблизи здания акимата Атырауской области самоподрыв произвел 24-летний парень. Пострадавших нет. Впоследствии в доме погибшего нашли еще одну бомбу. Правоохранительные органы сразу же назвали происшедшее терактом. СМИ сообщали, что ответственность за взрыв взяла на себя некая организация "Солдаты Халифата", о которой стало известно совсем недавно, когда ее представители в Интернете заявили о своем недовольстве законопроектом о религии.

Чем же третий случай отличается от первых двух? Почему считается, что в Атырау произошел теракт, а в Актобе и Астане – нет? Очевидно, причина одна. В многочисленных определениях террористического акта подчеркивается его нацеленность на изменение каких-то решений, воздействие на общественное мнение, власть. В Атырау взрыв у акимата можно признать такой попыткой, если всерьез поверить в существование более или менее серьезной организации – в данном случае, вроде бы, "Солдат Халифата". Эта версия подтверждается спецоперацией правоохранительных органов 1 ноября, о которой ничего толком не известно, но которая выявила наличие группы, явную подготовленность и продуманность взрывов, а также определенную религиозную "подкладку".

Косвенно в пользу этой версии свидетельствует и информационный террор, который начался после взрыва в Атырау. Практически во всех городах страны поползли зловещие слухи о взрывах, о взятых заложниках, причем – детях, о жертвоприношениях. Распространялись листовки, делались надписи на домах, но чаще всего "информация" передавалась от человека человеку, сработал узун-кулак. И очень сильно в этом помогли социальные сети, Интернет, почта, форумы, чаты.

Наиболее показательна Караганда. Здесь всерьез рассказывали о захваченном детском садике, в котором детишек уже приносят в жертву, о якобы взорванном то ли автобусе, то ли автобусной остановке… В отсутствие официальной информации – а она, как водится, запоздала ровно на столько, сколько было необходимо, чтобы слухи стали почти фактами – люди начали паниковать, срочно забирать детей из школ и детских садов, раньше уходить домой. Попробуйте в "Яндексе" набрать слово "взрыв" – он подскажет вам "взрыв автобуса в караганде 4 ноября 2011", "взрыв в караганде 4 ноября 2011", "взрыв автобуса в караганде 4 ноября 2011 видео". Люди, безусловно, поверили в слухи о взрывах и искали подтверждения этому.

Только депутат мажилиса Мухтар Тиникеев в Твиттере написал: "Появились слухи о взрывах автобусов в Караганде – ОПРОВЕРГАЮ!!! Сейчас ДВД области готовит пресс-конференцию!" Правда, один из читателей тут же отметил, что мол, если депутат просит не поддаваться панике, хочется паниковать еще сильнее. Но Тиникеев не унимался: "Карагандинцы! Разговаривал с нач. ДВД области генералом Рахимберлиным – никаких групповых УБИЙСТВ, ПОДРЫВОВ автобусов в КАРАГАНДЕ НЕБЫЛО!!!" И заслужил признание: "Депутат @TINIKEYEV отработал тему про слух оперативнее любого СМИ в Караганде) еще бы пару фоток с мест "событий" вашпе полный порядок".

Если это не организаторы теракта в Атырау распространяли слухи, то тот, кто их "вбрасывал", явно удачно воспользовался ситуацией. Они легли на хорошо подготовленную почву. Лично у меня возникло впечатление, что кто-то проверял, как люди отреагируют, как быстро поверят, как скоро появятся официальные комментарии. А заодно тестировал "оружие новых революций" – Интернет и социальные сети.

Один великий политолог, банкир и шахматист, отлично разбирающийся в ситуации на родине, куда он носа не кажет, высказал версию, которой позавидуют записные конспирологи. Якобы теракт в Атырау организовала власть, а именно – Аслан Мусин. После таких заявлений перестаешь верить в "злой гений" Мухтара Аблязова, причем не в его злость, а в его гениальность. Во-первых, г-ну Мусину такой "шок и трепет" по всему Казахстану ни к чему. У АП всегда была одна задача – обеспечить "тишь да гладь, да Божью благодать". Если б у нас была опасная оппозиция и необходимость ввести чрезвычайное положение, чтобы вздернуть парочку горлопанов – тогда такая партия теоретически, пожалуй, могла быть разыграна. Но у нас грести некого, людей, представляющих для власти серьезную опасность, тоже нет. Да и не к чему будоражить народ, выдавший карт-бланш действующей власти, как минимум, еще на один президентский срок. Во-вторых, всем известно, что Атырауская область – это его, Мусина, "вотчина": там его протеже, он к этой области неровно дышит и как бы за нее отвечает. Если б Аслану Еспуллаевичу взбрело в голову устроить теракт, он выбрал бы не Атырау, а, например, Шымкент, что вполне соответствовало бы борьбе с "южанами" в нашем истеблишменте.

Нет, не власть и не АП заинтересованы в теракте. Вполне вероятно, что действительно в стране зародилось и поднимает голову радикальное движение, прикрывающееся религиозной риторикой. А местные власти и спецслужбы это проморгали. Причем проморгали именно там, где всегда была предрасположенность – близость Чечни и Дагестана, с одной стороны, относительная близость Узбекистана и Афганистана – с другой. В общем, Казахстан оказался не готов к терроризму. Прежде всего – к терроризму информационному. Так что организаторы этого действа могут быть довольны: технологии опробованы, можно применять. Что-то они вбросят в следующий раз?

И кто они? Не сочтите меня параноиком, но сегодня есть только одна группа людей, которые страшно кайфуют от проблем, периодически возникающих у нашей страны, как и у любой другой. Правда, поводов для кайфа у них немного, вот, видимо, и приходится покупать себе это удовольствие за деньги. Благо, они пока есть – не все еще в Лондоне да Вене истрачено. И слова одного из них, приводящего в доказательство рассказы другого, – это просто "на воре шапка горит".

Данила ЮВАЧЕВ

07.11.2011

Источник: megapolis.kz