Как «Фергана» сообщала ранее, в ходе столкновений в Сирии правительственными войсками был захвачен командир подрывников, которым оказался гражданин Туркменистана Равшан Газаков по кличке Абу Абдулла. Российские СМИ также сообщали, что он попал в плен вместе с земляками.

Министерство иностранных дел Туркменистана резко отреагировало на данное сообщение. 21 июня МИД страны следующее заявление.

«23 и 24 июня 2013 года по российским телеканалам «Россия-1» и «Россия-24» неоднократно транслировался репортаж «Сирийский джихад превращает оппозицию в радикалов», подготовленный корреспондентом Е.Поддубным. В указанном репортаже демонстрировались кадры, в которых присутствует некий Равшан Газаков, являющийся якобы гражданином Туркменистана. В этой связи, Министерство заявляет, что подобного рода репортажи, основанные на недостоверной информации, не соответствуют духу позитивно развивающихся туркмено–российских отношений, являются нарушением элементарных норм журналисткой этики и рассматриваются туркменской стороной как попытки дезинформировать зрительскую аудиторию».

Однако, несмотря на резкие опровержения, прозвучавшие из уст официальных властей, многое свидетельствует о том, что ситуация в Туркмении далека от идеальной. Угроза терроризма и радикализма не обходит стороной и эту страну.

Как стало известно «Фергане», еще до официального сообщения, переданного по российскому телевидению, спецслужбы Туркменистана располагали данными о задержании их соотечественника в Сирии. Эти сведения стали основанием для активного поиска и отслеживания вероятных сообщников Газакова и других туркменистанцев, предположительно, причастных к террористической деятельности.

Еще несколько недель назад сотрудники Министерства национальной безопасности Туркменистана отправились в Турцию, где занялись поиском граждан Туркмении, которые были задержаны турецкими властями за нарушение визового режима.

Источники «Ферганы» неоднократно сообщали о том, что законспирированные ячейки радикальных исламистов салафитского толка (в народе их называют «ваххабистами») в Туркменистане существуют и даже развиваются в последнее время.

Есть информация и о том, что радикалы, ранее принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане или на Ближнем Востоке, периодически возвращаются в Туркменистан, в основном, на лечение или отдых. На родине поборники так называемого «чистого ислама» иногда совершают набеги на святые места, уничтожая фетиши на почитаемых в той или иной могилах.

Отмечены в Туркменистане и случаи распространения листовок с призывами не ходить в мечети, где читают «Рухнаму» («настольную книгу» всех туркмен, творение первого президента страны), а также с призывами к обращению в «чистый» ислам. Существуют в Туркмении и целые аулы «ваххабитов», где запрещен алкоголь, спутниковые антенны, действуют «черные» кассы взаимопомощи, своя «полиция нравов» и так далее.

О первых столкновениях полиции и неизвестных террористов СМИ сообщали еще в сентябре 2008 года. Позднее московский правозащитный Центр «Мемориал» распространил специальный доклад Виталия Пономарева, директора Программы мониторинга прав человека в Центральной Азии, посвященный перестрелке в центре Ашхабада.

25/06/2013

Международное информационное агентство «Фергана»