В законную силу вступило решение Октябрьского районного суда, которым организация "Исламское государство" ставится вне закона в Кыргызстане. Этот очень важный шаг в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом кыргызская Фемида сделала по представлению Генеральной прокуратуры. Сторонами по делу являются также Министерство внутренних дел и Госкомитет нацбезопасности.

Спецслужбы Кыргызстана в исковом заявлении просили суд признать ИГ террористической, экстремистской организацией и запретить ее деятельность на территории КР. В качестве доказательной базы были представлены данные МВД и ГКНБ о фактах пропаганды и вербовки наших граждан в ряды джихадистов в Сирии.

Кроме того, страху, видимо, нагнали интернетные фото– и киноматериалы о зверствах ИГ в Сирии, Ираке и Ливане. Наверняка было использовано и заключение ООН о признании действий боевиков ИГ преступлением против человечности, военными преступлениями, геноцидом (имеется в виду изгнание и целенаправленное уничтожение проживавшей в Ираке 50–тысячной общины курдов–езидов, исповедующих христианство).

В результате Октябрьский районный суд принял решение о признании организации "Исламское государство" (которая ранее называла себя "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) террористической и экстремистской группировкой, чья деятельность с этого момента запрещена на территории Кыргызстана.

Теперь любая форма агитации за ИГ или пропаганды джихадизма, а уж тем более вербовка граждан КР под черные знамена будут преследоваться силами МВД и ГКНБ по закону.

Понятное дело, что в судебном разбирательстве не принимали участия представители ИГ, а значит, и опротестовывать решение никто не стал. Кыргызская Фемида дала своеобразный щелчок по носу обуянным манией величия радикалам, узаконив решение всего лишь районного суда. Против ИГ в 2014–2015 годах выступили США, Канада, Великобритания, Австралия, Турция, Египет, ОАЭ, Индия, Индонезия, Израиль, Россия, и во всех этих странах решение принимали высшие судебные инстанции.

Насколько поможет судебный запрет противостоять угрозам ИГ, покажет время. Понятно, что, когда дело дойдет до реального вторжения или терактов, бородатые боевики в черном ни на какие суды не посмотрят.

Но пока сражение приходится вести с их эмиссарами, агитаторами. А результатом деятельности вербовщиков во всех регионах нашей страны стало бегство на войну в Сирию более 200 граждан. По данным спецслужб, 50 из них уже погибли. Однако многие эксперты убеждены, что это только те факты, которые удалось установить. Сколько на самом деле граждан Кыргызстана задействовано в построении халифата и сражениях за него, достоверно неизвестно. Зато стало понятно, каким образом очень легко захватить власть в Кыргызстане, без вторжения, - с помощью "пятой колонны", т.е. внутренних тщательно подготавливаемых джихадистских ячеек, которые своей сетью опутали уже всю страну.

Собственно говоря, агитаторы и пропагандисты джихада, построения халифата и свержения конституционной власти пробуют на зуб народ Кыргызстана уже давно. В основном под вывеской несколько лет назад запрещенного движения "Хизб ут–Тахрир". Однако только теперь стала понятна практическая цель хождения в народ бородатых ваххабитов.

Две спецоперации на юге - "Экстремист" и "Антитеррор", проведенные в январе–феврале этого года силами 10–го управления МВД и ГКНБ, - дали результаты. Борцы с экстремизмом работали практически во всех регионах страны. Оказалось, что здесь адепты радикального исламизма чувствовали себя вполне вольготно, не скрываясь, "пачками" отправляли своих самых близких родственников и односельчан на войну в Сирию, под крыло ИГ.

Например, только из села Кашкар–Кыштак Кара–Суйского района выехало более десяти жителей. Все они молодые люди, не нашедшие своего места в жизни на родине. Едут не только фанатичные одиночки, но и целые семьи. Не от хорошей жизни двадцатилетняя женщина из Кашкар–Кыштака вслед за своим 23–летним супругом увезла в Сирию, где война, неустроенность, бомбежки и сухая земля, смешанная с кровью, 2–летнего и годовалого сыновей. Наверняка ей сказали, что там будет все для истинных, по мнению халифа аль–Багдади, мусульман. Им отдадут имущество, отобранное у "неправильных" верующих, в большинстве случаев убитых или изгнанных, деньги, и начнется якобы справедливая, чистая жизнь по шариату. Это основные козыри пропагандистской кампании ИГ.

И при этом на агитсайтах - кадры казней инакомыслящих, полные нечеловеческой жестокости. Люди в черном и бандитских масках, обязательно скрывающих лица, показательные распятия, резня, сжигание пленных в клетках заживо, игра в футбол отрезанными человеческими головами... Весь мир, в том числе и мусульманский, в ужасе. Но вот загадка, которую не могут разгадать ни теологи, ни спецслужбы, ни психиатры: чем больше жестокости и пыток, убийств, изнасилований совершают боевики ИГ, тем больший поток фанатиков направляется под их знамена, тем больше звучит клятв преданности халифу аль–Багдади.

Но теперь, когда деятельность ИГ признана в Кыргызстане незаконной, у МВД и ГКНБ появилась возможность, не вступая в богословские споры об истинной вере, профессионально ликвидировать сеть ячеек "Хизб ут–Тахрира", где взращиваются фанатики, вербовщики, наемники. (По данным МВД, только за время антитеррористических операций было установлено 86 фактов наемничества, по 23 из них возбуждены уголовные дела.)

Но это, так сказать, рядовые армии халифа, пешки в игре, пушечное мясо, а вот громогласные адепты с известными фамилиями чудесным образом продолжают личным примером пропагандировать халифат. В конце прошлого года сенсацией стало заявление давно низложенного "угольного короля" Нурлана Мотуева. Он объявил в Интернете, что дал присягу главе ИГ аль–Багдади. Было бы интересно узнать, как Мотуев это сделал. Но главное даже не это. Как истинный мусульманин клятводатель должен, конечно, знать, что нарушить присягу, данную халифу, все равно что отречься от подчинения Аллаху. А еще известно, как основатели "Халифата–2014" относятся к изменникам веры. Получается, что наш руководитель общества истинных мусульман продолжает оставаться под байятом халифу аль–Багдади. А значит, своим реноме и шумихой, поднятой по этому поводу в СМИ, пропагандирует идеологию Исламского государства. А оно теперь в Кыргызстане запрещено Фемидой.

Тем не менее официально, с опубликованием в СМИ, ничего не известно о мерах реагирования ГКНБ. Сам Мотуев говорил о возбуждении против него уголовного дела, которое заглохло после одного–двух допросов. Наши источники в ГКНБ намекают на то, что якобы фанатику Исламского государства сделано предупреждение, но пока официально это не подтверждено.

И потом, о чем можно предупреждать человека, который все для себя решил. Необходимо дать его действиям правовую оценку, чтобы уже совсем не проиграть ту информационную войну, которую ведет ИГ за наши души.

В начале 2015 года лидер бельгийских джихадистов Фуад Белкасем был приговорен к 12 годам лишения свободы за то, что вербовал и отправлял молодых бельгийцев воевать в Сирию и Ирак за Исламское государство.

Так завершилось самое крупное в истории этой страны судопроизводство по делу о терроризме. В Бельгии ИГ признано террористической организацией, и любое пособничество рассматривается как преступление. Другие 46 членов группировки Белкасема получили от 5 до 10 лет лишения свободы за то, что продолжают воевать за ИГ.

Вернувшийся на родину Микаэль Делефорте, который по личному убеждению отказался содействовать религиозным экстремистам, осужден только на 3 года условно. Его адвокат считает, что таких искренне отказавшихся от экстремизма граждан европейских стран необходимо прощать и давать им возможность вести нормальную жизнь. Да, это возможно, говорит бельгийская Фемида, но только для тех, кто непосредственно не участвовал в убийствах мирного населения, казнях, истязаниях.

Доля бельгийцев в армии ИГ примерно такая же, как и кыргызстанцев, - около 300 человек.

В Уголовном кодексе нашей страны существует статья 375 "Наемничество". По ней за использование наемника в вооруженных конфликтах вербовщики наказываются лишением свободы на срок от 4 до 8 лет. За участие в военных действиях за деньги в чужой стране закон требует посадить наемника за решетку на срок от 3 до 7 лет. За вербовку несовершеннолетних или с использованием служебного положения сроки наказания увеличиваются вдвое - от 7 до 15 лет лишения свободы.

До сих пор это была "мертвая" статья УК, теперь, к сожалению, есть все основания для ее реанимирования. Правда, до сих пор в нашей стране ни один вербовщик или наемник судом не осужден. Эксперты же по антитеррору считают длительные сроки заключения для вербовщиков и наемников эффективным средством в борьбе с ИГ.

Ольга ДЯДЮЧЕНКО

24.04.2015 года

Источник: Вечерний Бишкек