За последние несколько месяцев только из киргизского города Ош и Ошской области в Афганистан и Сирию выехало 270 человек. 90 процентов из них составляют этнические узбеки. Эти данные были приведены на днях в «южной столице» Кыргызстана при обсуждении вопроса о том, как остановить поток желающих отправиться на «джихад».

Стандартные маршруты

Главной темой состоявшегося 22 декабря в Оше обсуждения Концепции государственной политики КР в религиозной сфере на 2014-2020 годы с участием представителей власти, «силовиков» и религиозных деятелей стал массовый выезд на войну в Сирию, куда отправилось множество граждан республики.

Представитель управления государственного комитета национальной безопасности КР по Ошу и Ошской области (он не назвал себя) сообщил, что из подведомственного ему региона в Афганистан и Сирию выехало 270 граждан республики. В частности, из микрорайона Черемушки – 20 человек, микрорайона Достук - 20, микрорайона Шейит Дюбе – 80, микрорайона Туран – 40, микрорайона Амир Темур – 50, из Ошского район одноименной области – 60.

По его словам, кыргызстанцы попадают в Сирию по четырем каналам. Первый канал: сначала они летят в Россию, затем в Турцию, и оттуда перебираются в Сирию. Второй: из Оша отправляются прямым рейсом в Турцию, потом в Сирию. Третий – через Украину. И последний - из России в Грузию, затем в Турцию и далее.

Он отметил, что порядка 90 процентов уехавших на «джихад» составляют этнические узбеки. Киргизов и уйгуров по 3 процента, представителей других национальностей – 4 процента.

После его отчета сотрудники ГКНБ по региону показали участникам заседания фильм о задержанных в Сирии жителях Оша и одноименной области. Сообщалось, что они были вовлечены в террористическую деятельность через интернет, принимали участие в боевых действиях и готовились к проведению террористических актов.

Власти обеспокоены

Участвовавший в заседании штаба муфтий Кыргызстана Максат Токтомушев обратил внимание собравшихся на то, что отправившиеся на войну религиозные фанатики принимают участие в различных террористические акциях. «К сожалению, некоторые жители КР, представители городских мечетей стараются создать в стране хаос, призывают создать халифат при помощи электронной информации, религиозных буклетов, книжек и DVD-дисков», - сказал он.

«Сейчас в СМИ, особенно на просторах интернета, много всякой информации о возможном разрушении КР, ее Конституции. … В связи с этим просим правительство КР в срочном порядке принять соответствующие меры по решению данной проблемы», - добавил муфтий.

Серьезную обеспокоенность складывающейся ситуацией выразил и мэр Оша Айтмамат Кадырбаев. «Некоторые исламские фонды путем оказания финансовой помощи поддерживают идеологию фундаментализма и экстремизма в Кыргызстане», - отметил он.

«Джихадисты» становятся проблемой

В парламенте Кыргызстана заявляют, что для участия в боевых действиях в Сирию выехали уже около 500 граждан республики. Однако многие полагают, что на самом деле их в несколько раз больше.

Депутат Жокоргу Кенеша КР Майрамбек Расулов во время своего выступления 23 декабря рассказал, что среди джихадистов в Сирии есть даже беременные женщины, гражданки Кыргызстана.

«Сегодня в сирийских тюрьмах сидят трое наших граждан, за участие в боевых действиях их ожидает смертная казнь. Уполномоченные органы Кыргызстана должны активизировать работу по разъяснению населению, что нельзя ехать в Сирию и разъяснению того что их ожидает там», - сказал Расулов.

Между тем директор расположенного в Бишкеке аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов полагает, что силовыми методами остановить желающих вступить в ряды террористических организаций невозможно - как невозможно контролировать мобильные телефоны, YouTube, Facebook и Twitter.

«Мы не сможем силой остановить наших соотечественников, уезжающих в Сирию, потому что они ведомы идеей. Государство сможет их остановить, лишь предложив другую [более привлекательную] идею. Если государство применит силу, появятся радикальные силы, в итоге всё это может вылиться в большой конфликт», - заявил эксперт в интервью газете «Де-факто».

Маликов также опасается политики сближения с арабскими странами.

«В сближении с арабскими странами есть свои плюсы и минусы. Если мы хотим привлечь инвестиции, мы должны дружить с ними. Но в Кыргызстане, который входил в Таможенный союз, у них будут свои интересы. У арабских стран есть свой проект (например, ваххабизм), они не пожалеют никаких средств для реализации этой цели. Поэтому мы должны вести очень осторожную политику, чтобы, привлекая инвестиции в экономику, в то же время не попасть в капкан идеологического кризиса», - считает он.

По мнению политолога-исламоведа Икбола Мирсаитова, высказанного изданию Knews.kg, после Ноокатских событий 2008 года и межнационального конфликта 2010 года в Ошской и Джалал-Абадской областях многие граждане республики начали покидать страну и примыкать к Исламскому движению Узбекистана.

«Мы сразу столкнулись с этой проблемой на юге страны (выезда на джихад – AsiaTerra). Мы не учитываем тех, кто погиб за границей. Родители получают CMC-сообщение и при этом не обращаются в органы. Есть люди, которые уехали туда с 2006 года. Достоверно известно, что из нескольких семей, дети которых были осуждены после июньских событий (узбекских погромов в июне 2010 года на юге Киргизии – AsiaTerra), братья покинули страну и вместе с семьями выехали в Сирию в 2010 году.

Да и в настоящее время уровень радикализации не спадает. Всё потому, что люди узбекской национальности не могут влиться в общественную и политическую жизнь Кыргызстана. На общем фоне безработицы, на общем фоне невостребованности молодежи и отсутствия справедливости, они это воспринимают как удар по себе».

Мирсаитов отметил, что уровень радикализма зашкаливает во всей Ферганской долине. По его данным, воевать на стороне «Исламского государства» отправляются в основном из этого густонаселенного региона Средней Азии – из Намангана, Андижана, Оша, Аравана, Исфары. То есть, и из её узбекской, и киргизской, и таджикской частей.

В то же время Кадыр Маликов считает, что начало активизации вербовки – 2012-й год.

«Начало сирийской войны – 2011 год. В этом году не было зафиксировано официально выезжающих граждан Кыргызстана. Рост пошел в 2012 году. За три года количество возрастает. Недавно, 4 месяца назад, было всего 70 человек. Сегодня 150 человек. Динамика говорит, что с учетом скрытых, не выявленных выездов в Сирии находится от 300 до 400 человек. Уже в 2012 году в тюрьмах Сирии сидели два человека из Кыргызстана», - заявил Маликов в интервью тому же изданию. И Мирсаитов, и Маликов отмечают, что из Средней Азии в ИГ больше всего таджиков и узбеков, а потом уже киргизов.

По предварительным данным, на сегодняшний день в Сирии погибли уже как минимум восемь отправившихся туда граждан Кыргызстана.

Пресс-секретарь ГКНБ КР Рахат Сулайманов 26 декабря сообщил журналистам, что в условиях глобализации отслеживать проявления экстремизма достаточно сложно, и силовики не могут предотвратить отправку кыргызстанцев в Сирию.

«Трупы из Сирии пока не привезены. Там идут боевые действия, поэтому транспортировкой груза-200 никто не занимается. …Предупредить уход наших граждан в Сирию сложно. Они выезжают якобы в сопредельные государства на учебу или работу, но точных данных нет. В боевых сражениях задействовано более 150 кыргызстанцев», - сказал Сулайманов.

В ожидании казни

На тревожную тенденцию массового выезда на «джихад» обратили внимание и российские журналисты.

В начале ноября в эфире Первого канала в рамках цикла репортажей «Своими глазами» была показана тюрьма сирийской разведки, где в одной из камер содержались трое граждан Кыргызстана. Один из них, уроженец одной из южных областей страны Шухрат Бабаджанов, рассказал журналистам, как он попал в Сирию и за что воевал. (Фильм можно увидеть здесь)

Шухрат Бабаджанов поведал, что причиной его приезда в Сирию стал призыв в интернете к мусульманам всего мира ехать сражаться за новое исламское государство. Лейтмотивом этого призыва были слова о необходимости установления религии Аллаха и законов шариата, причем не только в Сирии, но и во всем мире. В Сирию он, как и остальные, попал через Турцию, по его рассказу, с помощью турецкой полиции.

«Это граница была, территория Турции была. Много людей было. Оттуда все люди, когда темнеет, идут в Сирию. Они меня поставили поваром - потому что у нас вкусно готовят. Когда я выхожу на улицу или стою во дворе, дают мне автомат», - рассказал Бабаджанов.

Теперь, согласно законодательству Сирии, находящимся в этой стране в заключении гражданам Кыргызстана грозит смертная казнь.

«Хочу, чтобы сын вернулся»

В статье на сайте centralasiaonline.com описывается реакция отца Шухрата Бабаджанова на телесюжет о произошедшем с его сыном.

70-летний Ибрагим Бабаджанов, отец Шухрата, сетует, что экстремисты одурачили его сына, уговорив, вступить в свои ряды.

«Моему сыну Шухрату … 32 года, он уехал [за границу] год назад на заработки, оставив невесту и троих маленьких детей. Я опешил, когда по телевизору [в передаче российского канала] показали сюжет про Сирию, где на вопросы журналиста отвечал Шухрат. Он говорил, что борется на стороне оппозиции против режима в Сирии».

По его словам, на настроения Шухрата повлияла смерть его матери.

«Cын, не находя места и тоскуя по своей матери, после решил уехать на заработки, но, оказалось, что он уехал в Сирию. Я часто болею, хочу, чтобы сын как можно скорее вернулся домой, его ждет супруга и маленькие дети. Неужели ты останешься на чужой земле, а своих детей сделаешь сиротами?» - приводит слова убитого горем отца интернет-издание.

Шохрух Саипов

03.01.2015

Источник: asiaterra.info