«Если бы теракт в Атырау планировал и исполнял Андерс Брейвик, для сотрудников акимата все сложилось бы иначе», - этими словами представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в РК, магистр географии Марат Шибутов открыл свою публичную лекцию в Институте политических решений на тему «Терроризм в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее».

Рисуя портрет казахстанского террориста, эксперт резюмировал, что в основном это молодые люди не старше 35 лет, которые становились на ноги уже в годы независимости Казахстана и у которых превалирует религиозный фактор.

- Большинство из них, включая подорвавшегося на днях в Атырау, являются мусульманами, - подчеркнул М. Шибутов. – Все-таки практика показывает, что Свидетели Иеговы, баптисты и кришнаиты не взрываются. Да, мягко говоря, они тоже не очень хорошие, но силовых каких-то акций они не осуществляют в отличие от ваххабитов. А по причине импотенции ДУМК общая пропаганда ислама в неустойчивых регионах в целом увеличивает популярность ваххабитов

Примечательно, что все террористы преимущественно казахи. «Если задержанные в 1990-х, 2000-х гг. террористы являлись представителями международных сетей – узбеки, чеченцы, уйгуры. То сегодня мы имеем собственных, доморощенных террористов», - посетовал эксперт.

По его оценке, они имеют слабую техническую подготовку. Об этом говорит хотя бы то, что казахстанские террористы подрываются на собственных минах. Однако при этом налицо достаточно хорошая тактическая подготовка, что в свою очередь выявляет слабые стороны казахстанских силовых структур.

Кроме прочего казахстанских террористов отличает слабая структурированность. «На самом деле события в Алматы, Актобе, Атырау – это все разные ячейки. Они еще не объединены в единую сеть, там нет единого руководителя и единого центра. Пока это самостоятельные ростки, которые поднимаются в тех или иных регионах», - считает М. Шибутов.

Как правило, потенциальные террористы базируются в населенных пунктах с высоким количеством приезжего населения, т.е. там, где легко скрыться. Атырау и Алматы с вечной текучкой населения – идеальное место по сравнению с каким-либо районным центром, где все друг друга знают.

-  Такие люди живут там, где существует высокая разница в доходах населения. Это во многом и является причиной их прихода в секту. Хотя их доходы позволяют подняться чуть выше физического выживания. Террористы – это социальные лузеры, которые не могут нигде пристроиться. А в общине они находят себя, после чего им предлагают совершить подвиг

По прогнозам Марата Шибутова, далее казахстанский терроризм будет развиваться по дагестанскому сценарию:

- Из последних событий видно, что люди мстят тем же силовым органам за задержание общин и.т.д. Фактически будет улучшение связей с Северным Кавказом и Пакистаном, в данном случае идеологическая и учебная поддержка. Затем начнется поиск новых источников терроризма. Я не думаю, что они будут торговать наркотиками. Но вполне возможно, что как и в Дагестане – это будет рэкет, ограбление банков и похищение людей с целью выкупа. Потом, возможно, возникнет какое-то легальное крыло за счет сочувствующих. Начнется расширение сети ячеек. Возможно взятие под контроль пенитенциарных учреждений, т.е. всех мест заключений. Они заодно станут и местами вербовки...

Сауле Исабаева

06.11.2011

Источник: www.quorum.kz