Наша страна традиционно считалась и продолжает считаться одной из самых стабильных и спокойных стран Центрально-Азиатского региона. Этому способствовало немало причин, начиная от продуманной взвешенной внешней политики нашего руководства, относительного экономического благополучия в стране, заканчивая менталитетом народа и отсутствием у нас сепаратистских устремлений. И все же во времена всемирной борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма, Казахстан не может оставаться в стороне.

И у нас?

Пожалуй, одним из первых тревожных звонков о том, что и в нашей мирной стране могут быть экстремисты и террористы, прозвучал в 2001 году. Тогда уйгурские боевики убили в Алматы двух капитанов полиции, проверявших у них документы. Возможно, полисмены увидели в их доме что-то такое, за что поплатились жизнью. А потом преступников брали в центре города рядом с Площадью Республики с автоматной стрельбой, взрывами гранат, бронетранспортером и спецназом.

Как удалось выяснить позднее, в ходе операции были уничтожены члены Синьцзян-уйгурской боевой группировки "Исламское движение Восточного Туркестана", ставящей целью создание своего государства на границе КНР и Казахстана. Получается, что наша страна, не имеющая территориальных проблем ни с одним государством мира, является потенциальным объектом для возможных террористических акций вышеназванных сепаратистов в будущем.

"Почему же их не происходит до сих пор?" - спросите вы. Один из вариантов ответа - экономическая заинтересованность. Проще говоря, в Казахстане могут жить и работать предприниматели, определенным образом связанные с членами террористических групп. Они вполне законопослушны, но при этом "не забывают" о тех братьях по вере или крови, что ходят по краю. Их деньги - своеобразные отступные за спокойное продолжение бизнеса, свою жизнь и жизнь семей, а также вклад "на перспективу".

Иначе говоря, если вдруг к нам придут боевики, то из чувства благодарности они не должны будут убивать своих "спонсоров". При всей кажущейся невероятности этой версии она имеет право на существование. Финансовая составляющая играет для боевиков немалую роль в планировании целей для терактов.

Еще один момент, тесно переплетающийся с вышеназванным, это наркотрафик через территорию Казахстана. Что ни говори, а наркотики - не только дополнительный источник финансирования, но еще и своеобразное оружие против всех, кто не разделяет взгляды террористов. Однако для того, чтобы в одну сторону шли наркокараваны и наркокурьеры, а в другую - текла звонкая монета, нужно, чтобы на этой "дороге" все было тихо. Иначе чересчур встревоженные местные спеслужбы и правоохранительные органы, да еще и с международной поддержкой, в рамках борьбы с терроризмом, могут наркопуть перекрыть наглухо. Получается: зачем, будить одно лихо, пока другое тихо? Так что, как это ни страшно звучит, но пока "белая смерть" гуляет по нашей стране, можно отчасти считать, что громкие теракты нам не грозят.

И еще одно. Учитывая уровень коррупции среди ряда чиновников в нашей стране, здесь находили себе приют, отдых и лечение многие преступники, числившиеся в международном розыске. Купив себе документы, они почти легально проживали у нас до поры до времени и отыскивались лишь по просьбам зарубежных спецслужб. И только тогда следовали громкие аресты и экстрадиции.

Напрашивается вывод: зачем международным террористическим движениям самим себе создавать проблемы и своими активными действиями толкать еще одну страну (то есть нашу) в западный стан активных борцов с терроризмом? Вроде незачем. Но есть ли у нас в связи с этим повод, чтобы расслабиться?

Экспорт или селекция?

Как показало начавшееся третье тысячелетие, особых поводов для самоуспокоения у нас нет. Вопреки нормальной логике вещей, вроде бы заинтересованные в спокойствии Казахстана (по вышеназванным причинам) террористические силы поддержку экстремистским и террористическим группировкам в нашей стране все-таки оказывают.

Об этом в частности шла речь на встрече журналистов с судьей коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК Максутом Абилкаировым. Благодаря зарубежной поддержке у нас в стране была развита одна из ветвей экстремистского политического движения "Хизб-ут-тахрир". Как установило следствие, она занималась "разжиганием социальной, национальной, клановой, расовой и религиозной розни".

Окончательная цель движения - создание теократического исламского государства в масштабах всего мусульманского мира. Вызывает особое беспокойство то, что проповедники движения делают ставку на молодежь - учащихся студентов ВУЗов и колледжей, а также на нигде не работающих лиц.

Борьба с этим явлением заняла не один год. В своей деятельности на территории Казахстана "Хизб-ут-тахрир" не успел приступить к серьезным экстремистским действиям, хотя активно занимался пропагандой. Причем масштабы ее возрастали: если в 2003 году было изъято по данной теме около 1 тысячи листовок, то в 2004 году - уже 11 тысяч, за распространение которых было задержано более сотни человек.

Ряд распространителей получили уголовные сроки: три человека в Шымкенте и двое в Павлодаре, а всего за год было арестовано и осуждено более 60 "хизб-ут-тахрировцев". В начале 2005 года листовок изъяли в два раза больше, задержали более 70 человек. Серьезным ударом по пропагандистской машине "Хизб-ут-тахрира" стало выявление подпольной типографии движения 31 января 2005 года в Алматы, где были изъяты компьютеры, ризограф высокоскоростной печати, лазерные принтеры, ламинаторы для переплета брошюр, профессиональный станок для резки бумаги, типографская краска, а также более 13 тысяч листовок.

В 2007 году к уголовной ответственности привлекли еще 30 человек, а 200 казахстанцев добровольно покинули ряды движения и сдали всю хранившуюся у них подрывную литературу. Чекистам удалось отыскать и выдворить из страны троих зарубежных эмиссаров движения, но о полной победе над ним в Казахстане говорить еще рано. Дело в том, что по данным МВД были зафиксированы попытки проведения проповедей "хизб-ут-тахрировцев" среди осужденных. Думается, что не только о становлении на путь истинный могла идти речь…

Отметились у нас и члены "Аль Кайеды". Правда, не так широко, как предыдущее движение, зато громко. В 2004 году полицейские совместно с чекистами обезвредили местное звено - "Жамаат моджахедов Центральной Азии", который действовал не только у нас, но и в Кыргызстане, России и Узбекистана и насчитывал в своих рядах порядка 80 человек. Руководство ими осуществлялось из-за рубежа, а финансирование и оттуда, и за счет корыстно-насильственных преступлений в ЮКО нашей страны. Среди арестованных 9 человек были казахстанцы.

В 2005 году они вместе с подельниками предстали перед судом в городе Тараз за террористические акты в Ташкенте (4 погибших, 11 раненых), а также за разбойные нападения, в результате которых в Узбекистане погибло еще 23 человека и 92 получили телесные повреждения.

Почему все-таки нашу страну не оставляют в покое разного рода радикалы, несмотря на то, что мы вроде как выгоднее в "спокойном виде" как коридор для транзита наркотиков и как возможный (опосредованный) источник их финансирования?

И здесь причин может быть несколько. Первая, это желание расширить за наш счет географию политической нестабильности с перспективной целью захвата власти.

Вторая - дать понять нашему руководству на "незначительных" примерах, что может быть хуже, если за Казахстан возьмутся всерьез и повлиять на участие страны в антитеррористических программах. И третья - поддержать родственные по духу "местные силы", которые как ни удивительно, но имеют место быть.

Кстати, именно о них говорил на одной из пресс-конференций официальный представитель председателя КНБ РК Кенжебулат Бекназаров. Он даже назвал термин, характерный для этого явления - "саморадикализация". Иначе говоря, вот и мы дожили до одного из явлений капитализма - возникновения террористических и экстремистских молодежных организаций на фоне внешнего благополучия в стране.

В суровые 90-е годы у нас это было практически невозможным, поскольку кто-то работал за гроши, а кое-то недолго бандитствовал, словом, все выживали, как могли. Теперь, мы вроде "отъелись", и кое-кому захотелось острых ощущений, по образцу иных "горячих точек" мира.

В 2007 году чекистами были обезврежены две группировки. Первая из Южно-Казахстанской области. Шестнадцать потенциальных боевиков добыли оружие, боеприпасы и, начитавшись литературы экстремистского толка, собирались совершить ряд терактов в отношении сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, в их планах было нападения на инкассаторов с целью захвата крупных сумм денег с последующим выездом куда-нибудь "на войну".

Вторая группировка, из Степногорска, состояла из 10 человек, и целью их было заняться в своем городке террором. Объединяло оба "коллектива" то, что, как выяснилось, за ними никто не стоял. Ребята, то ли от скуки, то ли ради адреналина, то ли для элементарной наживы, были готовы, походя, расправляться со своими соотечественниками всеми доступными способами.

Откуда ждать удара?

Последние факты весьма симптоматичны и тревожны: если с "привозным" терроризмом еще как-то можно сладить путем более тщательного контроля наших полупрозрачных внутренних границ с республиками СНГ и оперативной работой по иностранцам, то как быть с "доморощенным"? И выявление его - дело непростое, да и предотвращение тоже. Где у нас могут возникнуть очаги напряженности? Что предпринять, чтобы избежать жертв?

Как это ни прискорбно, но факты экстремизма, а то и теракты могут произойти, практически, где угодно, за исключением особо охраняемых объектов. Причинами могут послужить, как социальные, так и политические мотивы..

В стране есть люди, которые способны ради своей политической карьеры повести за собой народные массы, под предлогом решения их проблем. В результате, не исключены обострения с полицией и т.д. и дальнейшие острые моменты по принципу: "Паны дерутся, а у холопов чубы трещат".

Разозленные нерешенными бытовыми вопросами, коррумпированными чиновниками, невыплатами зарплат, неспособностью расплатиться по кредитам и т.д. и т.п., люди могут пойти на самые крайние меры и что хуже - их могут при этом использовать те, кому это выгодно.

Сюда же можно отнести ситуацию с участниками религиозных сект. По сути дела, они - идеальные исполнители воли своих руководителей и, порой, очень недоброй воли.

В борьбе с терроризмом необходимо помнить, что у людей, идущих на преступление, всегда есть огромная фора: они сами выбирают и место, и время. И в этом месте в неподходящее время может оказаться любой из нас.

А вот тем, кто обезвреживает террористов, приходится вести как огромную предварительную профилактическую работу, так и постфактум - расследование.

Конечно, качественная профилактика значительно бы осложнила потенциальным преступникам жизнь, но здесь уже немало зависит от готовности населения быть хоть чуточку повнимательней к тому, что происходит вокруг них и ответственней.

Москвичам потребовалось несколько взрывов домов, терактов на массовых мероприятиях, в метро и электричках для того, чтобы они стали бдительней и осторожней.

Не хотелось бы приобретать такой дорогой и печальный опыт…

Материал подготовлен по данным Верховного Суда, КНБ и МВД РК.

Олег ТАРАН

01.10.2008

Источник: Gazeta.kz