Любой текст о волгоградской трагедии должен начинаться со слов соболезнования. А затем надо попытаться успокоить испуганных и уговорить их задуматься. Объяснять причины произошедшего бессмысленно – надо чтобы люди не заткнули уши, не уткнулись, с целью забыться, в пошлые новогодние "огоньки", но задумались. Так что молчать, как требуют от прессы некоторые официозные пропагандисты, нельзя. Надо честно признать, что любой из журналистов или их читателей мог сам входить в здание вокзала или ехать в волгоградском троллейбусе.

Автор этого текста и редакция "Росбалта" приносят свои соболезнования всем родным, друзьям и близким погибших и пострадавших в двойном теракте в Волгограде. Первый взрыв прогремел в середине дня в воскресенье. По официальным данным, во время теракта в здании городского железнодорожного вокзала погибло 17 человек, еще 16 находятся в больницах в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, всего раненых не менее сорока. Окончательной и убедительной версии Следственный комитет еще не озвучил – предположительно, бомбу на себе пронес один или несколько террористов-смертников.

Не успели в Волгоград со всей страны слететься, лишь усиливая неразбериху в городе, министры и руководители спецслужб и следственных органов, как утром понедельника прогремел второй взрыв. На этот раз бомба находилась в троллейбусе, который буквально разорвало. Погибло 15 человек, в том числе пятилетний ребенок. Еще один, совсем еще младенец, находится в больнице. Еще около 20 человек ранено.

Реакция властей на трагедию, впрочем, оказывается уже привычной. Первым делом в чрезвычайном порядке лично президент раздал указания ехать в Волгоград. Некоторые наблюдатели даже удивились: а если бы не высокий приказ, получается, и не поехал бы никто наводить порядок? Или наоборот — отправили бы настоящих специалистов, группы спецназа, борцов с террористами, а сами бы остались праздновать Новый год с семьей в Москве, чтобы не мешаться под ногами у профессионалов?

Дальше высказались "большие специалисты" по части борьбы с терроризмом, раньше, правда, в большинстве своем известные как деятели правящей партии или ее политтехнологи. Мнение специалистов реальных из той же группы "Альфа" или иных спецподразделений их, разумеется, не волнует. Поэтому инициатив масса: одни традиционные уже для разного рода дилетантов от политики, другие – свеженькие.

Например, один бывший сотрудник президентской администрации и вице-губернатор предложил вовсе запретить рассказывать про теракты. Идея не нова – с такими же ровно предложениями в прежние годы выступали и другие "государственники", которых хотелось вернуться в Советский Союз, в тихую и спокойную норку к Комитету государственной безопасности под крыло. Интересно, что на этот раз "возмущенная общественность" не только обозвала эксперта разными нецензурными словами за его плагиат, но и попросила выгнать его из вуза, где он сегодня числится профессором.

Автора другой "блестящей" идеи, правда, никто ни откуда не пытался выгонять. Очень трудно заставить сенатора покинуть Совет Федерации. Даже если он делает весьма неожиданный вывод о предательстве со стороны тех, кто возмущается недостаточно эффективной работой властей, допустивших гибель ни в чем неповинных людей. Сенатор, правда, говорил преимущественно о националистах, которые призвали волгоградцев собраться на "народный сход" против этнической преступности в ответ на двойной теракт. Однако от общих выводов член Совета Федерации все же не удержался, тем самым поставив вопрос: можно ли, скажем, публичного оппозиционера и мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана или, скажем, лидера КПРФ Геннадия Зюганова уже сейчас брать под белы руки и тащить в "воронок" только за то, что они когда-то призывали граждан сопротивляться властям?

Есть примеры не менее "здравого" подхода и со стороны условно оппозиционных экспертов. Один из них фактически предложил срочно возобновить массовые антиправительственные митинги, чтобы защититься от терактов. По его словам, претендующий на лидерство в террористическом подполье Северного Кавказа Доку Умаров ранее якобы запретил организовываться теракты, чтобы не мешать оппозиции бороться против действующего в России политического режима. Чего-чего, а такой поддержки противникам Владимира Путина явно не нужно. Надо быть либо не вполне адекватным человеком, либо круглым идиотом, чтобы сейчас, в день, когда погибли во втором теракте 15 волгоградцев, взывать к доброй воле Доку Умарова и так изощренно дискредитировать российскую оппозицию.

Впрочем, неадекватная реакция разного рода "экспертов" в трагической ситуации объяснима. Молчать многие из них разучились, и вместо того, чтобы сохранить приличествующую случаю мину, привычно начинают учить всех вокруг уму-разуму. Экспертам, близким к власти, и политикам еще сложнее – им надо дать какое-то объяснение произошедшему, доказать людям, что виноваты террористы, враги-интервенты, но никак не власть, не правоохранительные органы и не спецслужбы. Как следствие, начинается поиск иных виноватых, в первую очередь — журналистов и блогеров, так как их роль в эти два дня была заметнее всего.

Эта первая волна неизбежно пройдет – и серьезных последствий иметь не будет. Людей так не воскресишь, уровень безопасности не поднимешь, да и серьезных финансовых или репутационных барышей не получишь. Зато могут возникнуть новые идеи. Оппозиционеры, накликивая сами беду, активно обсуждают, что после теракта в Беслане были отменены выборы губернаторов: так не отменят ли после волгоградской трагедии выборы мэров. Провластные паникеры прогнозируют, что теперь "международная закулиса", "масонский заговор" и "пятая колонна" внутри страны попытаются едва ли не с оружием в руках сорвать проведение сочинской Олимпиады.

Все это похоже на попытки накликать новые беды себе на голову. Ведь какая-нибудь из этих задумок непременно сбудется. Надо же как-то власти продемонстрировать, что она приняла меры и предотвратила в дальнейшем возможность повторения таких трагедий. И ответ явно будет выбран ассиметричный, потому что за симметрию по теме терроризма отвечают не политики, а "силовики".

Иван Преображенский

31/12/2013

Источник: rosbalt.ru