Заместитель саратовского муфтия Мукаддаса Бибарсова, официальный представитель Духовного управления мусульман Саратовской области Ахмед Махметов обратился в правоохранительные органы с требованием проверить сюжет «Первого канала» на «наличие экстремизма и признаков разжигания межконфессиональной розни» (программа «Воскресное время» 26 мая 2013 года). После заявления Ахмеда Махметова своё возмущение телепередачей также выразил председатель Комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области Борис Шинчук, назвавший данный телевизионный репортаж «безобразием».

Напомним что Духовное управление мусульман Саратовской области – не имеет никакого отношение к Центральному духовному управлению мусульман (ЦДУМ) России, имеющего 200-летнюю историю, и возглавляемого патриотом муфтием Талгатом Таджутдином. ДУМ Саратовской области входит в состав небезызвестного «Совета муфтиев России» (СМР), возглавляемого скандально известным муфтием Равилем Гайнутдином. Совет муфтиев России возник в 1996 году, объединив мусульманские организации отколовшиеся от ЦДУМ.

В сюжете «Первого канала» от 26 мая 2013 года было сказано, что число радикал-исламистов в России превысило 700 тыс. человек, а их центры работают во всех регионах. А наиболее мощные, помимо Северного Кавказа, действуют в Татарстане, Башкирии, Мордовии, Саратовской, Оренбургской, Пензенской и Нижегородской областях.

Возмущение Ахмеда Махметова вызвали прозвучавшие в телепередаче слова о том, что Саратовская область входит в число регионов, где действуют наиболее мощные ваххабитские центры. Кроме того, возмущение функционера СМР вызвали прозвучавшие в этом же телесюжете слова известного исламоведа Раиса Сулейманова, который сказал, что в Поволжье начинает разворачиваться джихад по созданию халифата. Ахмеда Махметова фактически поддержал председатель Комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области Борис Шинчук, заявивший что «мы наоборот гордимся тем, как работает саратовское Духовное управление мусульман».

Прокомментировать слова Ахмеда Махметова и Бориса Шинчука мы попросили исламоведа Раиса Сулейманова, руководителя Приволжского центра этнорелигиозных и региональных исследования Российского института стратегических исследований (РИСИ):

- Резкая реакция Ахмеда Махметова на репортаж «Первого канала» о ваххабитах из Поволжского региона, планировавших устроить теракт в Орехо-Зуево, никого не должна удивлять. Гнев вице-муфтия свидетельствует: исламисты, занимающие сегодня руководящие посты в муфтиятах, входящих в состав Совета муфтиев России, стремятся обелить, оправдать, найти смягчающие обстоятельства для действий своих единомышленников. И, разумеется, они возмущены комментариями тех экспертов, которые выявляют проблему ваххабизма.

25 апреля 2009 года саратовский муфтият СМР «прославился» проведением в стенах его главной мечети съезда членов «Таблиги Джамаат» («Джамаат Таблиг») – пакистанской радикал-исламистской организации, известной среди экспертов как «легион джихада»[1,2]. В России эта организация признана экстремистской и запрещена [3].

Съезд «таблиговцев» проходил в Саратовской соборной мечети при активном участии муфтия Муккадаса Бибарсова, который и тогда, и раньше их активно защищал.

Мне бы хотелось задать вопрос Ахмеду Махметову: какую роль он тогда играл в проведении съезда экстремистской организации? И готов ли об этом в деталях рассказать правоохранительным органам, к которым апеллирует по поводу сюжета на «Первом канале»?

Вспоминается, что в мае 2005 года Махметов заявил, что уже более 10 лет в Саратовскую область приезжают представители движения «Джамаат Таблиг» [4].

Также вспоминается, что его шеф Мукаддас Бибарсов в 2005 году даже направил письмо Владимиру Путину: он просил президента заступиться за представителей организации «Таблиги Джамаат» задержанных в мечети в Ульяновске [4,5]. В ваххабизме, как считает Мукаддас-хазрат, на самом деле также ничего страшного нет. «В исконном понимании ваххабиты представляют собой крайне немногочисленное течение истинных аскетов, проповедующих добуквенное соблюдение норм, предписанных Кораном», – цитирует его слова «Независимая газета» [4].

Напомню также, что летом 2012 года в Татарстане прогремели выстрелы и взрывы. 19 июля 2012 года в результате теракта ваххабитами был убит видный татарский теолог-традиционалист Валиулла Якупов и ранен муфтий республики Ильдус Фаизов, оба известны своим резким осуждением и критикой ваххабитов. А через месяц, в ночь на 20 августа у трассы Казань-Зеленодольск произошёл взрыв автомобиля – в канун мусульманского праздника Ураза-байрам четверо исламистов готовили очередной теракт, однако погибли из-за неумелого обращения с взрывчаткой. Одним из четверых погибших террористов был 27-летний Азат Сейфуллин, более известный в кругах исламистов как Салих, который являлся членом «Таблиги джамаат» [6] – той самой экстремистской организации, всемерную поддержку которой в Поволжье на протяжении ряда лет оказывал муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов.

Для многих молодых мусульман первым шагом на пути к радикализации их религиозного сознания становится именно присоединение к организации «Таблиги джамаат». Именно из числа последователей этой организации вербуются исполнители террористических актов по всему миру. К примеру, 7 июля 2005 года в Лондоне произошла серия терактов. Организовавшие их два смертника посещали регулярно штаб-квартиру британского отделения «Таблиги Джамаат». По оценкам французских исследователей (Ксавье Тернисин), до 80% исламских экстремистов вышли из рядов этой организации, что позволило говорить о «Джамаате Таблиг» как о «прихожей фундаментализма»[7]. Узбекские власти в своё время обвиняли движение «Таблиги джамаат» в переброске в тренировочные лагеря террористов около 400 своих граждан [8].В их учении одно из важных мест уделяется джихаду, который трактуется ими как «джихад меча».

Что касается слов председателя Комитета национальной политики Саратовской области Бориса Шинчука – «мы наоборот гордимся тем, как работает саратовское Духовное управление мусульман», то это заявление, по всей видимости, вызвано незнанием того обстоятельства, что на протяжении нескольких лет саратовский муфтий поддерживал экстремистскую организацию. Иначе я просто не могу объяснить данное заявление, которое на одном из патриотических интернет-форумов стало причиной появления следующего комментария:

«Получается, что некоторые саратовские чиновники гордятся тем, что Мукаддас Бибарсов в течение ряда лет поддерживает экстремистскую организацию, члены который участвуют в терактах?»

- Радует то, что от уважаемого Бориса Шинчука последовало заявление о том, что правительство области намерено делать официальные запросы и разбираться в причинах появления заявлений, озвученных в репортаже Первого канала [9].

Для экономии времени, чтобы разбирательство происходило быстрее, можно посоветовать следующее: не откладывая, начать доскональное изучение деятельности Мукаддаса Бибарсова и возглавляемого им муфтията за последние годы, прежде всего – его сотрудничество с экстремистской организацией «Таблиги джамаат» и сотрудничество с известным радикал-исламистом Русланом Нахушевым. На протяжении ряда лет Бибарсов был руководителем движения «Российское исламское наследие», в руководство которого помимо Бибарсова вошли также оккультный философ Гейдар Джемаль, никогда не скрывавший своих симпатий к джихадистам Северного Кавказа, и один из организаторов нападения на г. Нальчик Руслан Нахушев, в 2005 году объявленный в розыск за терроризм [4].

Надеюсь, что будут предприняты все меры, чтобы нормализовать положение дел в мусульманской умме области, устранив влияние на неё радикалов из международных экстремистских организаций.

По некоторым данным, в лагерях организации «Таблиги джамаат» на территории Пакистана и других зарубежных государств ежегодно проходят обучение более 8 тыс. человек [8], в том числе из России и стран Центральной Азии. «Таблиговские» проповедники на территории Поволжья вербуют молодёжь для прохождения обучения в зарубежных лагерях своей организации. Будем надеяться, что правоохранительным органам Саратовской области при содействии соответствующих чиновников областной администрации будет предпринято всё возможное, чтобы вовремя выявлять антигосударственную деятельность экстремистов, которые будут возвращаться в область после обучения в этих лагерях.

В сюжете «Первого канала» (который вызвал неудовольствие Ахмеда Махметова) рассказывалось о том, что в г.Орехово-Зуево спецназом ФСБ ликвидирована группа террористов, которые возвратившись после обучения в афгано-пакистанской зоне планировали взорвать бомбу в Москве в людном месте, и жертвами должны были стать гуляющие горожане. Тоже самое в Казани планировал осуществить член «Таблиги джамаат» Азат Сейфуллин, подорвавшийся в результате неумелого обращения с взрывным устройством.

Будем надеяться, что теперь, после того, как телепередача «Первого канала» привлекла внимание к этой проблеме, ни в Саратовской области, ни в других регионах России возвращающимся после обучения в зарубежных лагерях «воинам джихада» не удастся осуществлять задуманное.

Отдельно стоит остановиться на следующих словах Махметова: «Стоит напомнить, что г-ну Сулейманову правоохранительными органами ранее уже выносилось предупреждение за распространение недостоверной информации». Это дезинформация. Никогда правоохранительными органами мне не выносилось предупреждения за распространение недостоверной информации. Несколько месяцев назад некоторые интернет-ресурсы опубликовали сообщение, в котором утверждается следующее: якобы некий анонимный источник в ФСБ заявил «в связи с информацией Сулейманова», что «каждый волен утверждать что угодно, но должен помнить об уголовной ответственности за распространение недостоверной информации». Ваххабитские сайты также разместили этот текст, озаглавив его следующим образом: «Раис Сулейманов допиарился до ФСБ». По всей видимости, господин Махметов опирался именно на этот источник.

Думается, у любого здравомыслящего человека создается ощущение, что сотрясение воздуха громкими заявлениями с требованиями привлечь «Первый канал» за разжигание межконфессиональной вражды, скорее всего, призвано служить только одной цели – отвлечь внимание российского общества от проблемы распространения исламского радикализма в Поволжье.                             

Примечания:

1. Валерий Петров. «Таблиг». Общество-невидимка // Земское обозрение, 6 мая 2009 года. URL: http://zemstvo-kurs.ru/1/2009/mai/2135-tablig-obshestvo-nevidimka

2. В Саратове прошел съезд «Таблиги Джамаат» // Саратов в сети, 27 апреля 2009 года. URL: http://saratov.ms/life/politics/9023-v-saratove-proshel-sezd-tabligi-dzh...

3. «Таблиги джамаат» запрещен в России решением суда // Интерфакс-Религия, 7 мая 2009 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=30120

4. Роман Силантьев: Бибарсов и его путь // Саратовский репортер, 9 сентября 2009 года. URL: http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-23266.html

5. Айрат Калимуллин. Муфтий Равиль Гайнутдин и исламофобия: пчелы против меда? // Агентство Политических Новостей, 31 марта 2011 года. URL: http://www.apn.ru/publications/article23938.htm

6. Одного из подорвавшихся казанских террористов опознала его третья жена // ИА REGNUM, 23 августа 2012 года. URL: www.regnum.ru/news/fd-volga/tatarstan/society/1564062.html

7. Раис Сулейманов. Джамаат Таблиг в Татарстане: структура, численность, идеология // Новое Восточное Обозрение, 25 декабря 2011 года. URL: http://www.ru.journal-neo.com/node/11532

7. Раис Сулейманов. Джамаат Таблиг в Татарстане: структура, численность, идеология // Новое Восточное Обозрение, 25 декабря 2011 года. URL: http://www.ru.journal-neo.com/node/11532

9. Сергей Петунин. В Саратовской области нашли экстремистский канал // Коммерсант, 29 мая 2013 года. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2199708


Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований
Российского института стратегических исследований. Специально для информационного проекта «Российские тенденции»

5 июня 2013 г.