В субботу, 5 июля, прокуратура Крыма запретила въезд на полуостров главе меджлиса крымско-татарского народа Рефату Чубарову. Скандально известному деятелю отказано в посещении республики в течение пяти лет. Соответствующее предписание Чубарову вручила лично прокурор Крыма Наталья Поклонская на границе полуострова с Украиной, в пункте пропуска Чонгар. Чубарову объявили, что его деятельность и деятельность меджлиса подпадает под закон России об экстремизме.

Впрочем, у него есть время обжаловать это решение — до вторника, 8 июля. Что стало причиной изгнания лидера меджлиса с территории Крыма и как к этому отнеслись сами татары? Несколькими месяцами раньше такое же решение прокуратура вынесла в адрес бывшего лидера меджлиса, народного депутата Верховной Рады Украины Мустафы Джемилева. Ему также был запрещен въезд на территорию России. Теперь пришел черед и его преемника на посту лидера непризнанного крымскотатарского парламента.

Дело в том, что 4 июля меджлис провел заседание в граничащей с Крымом Херсонской области, в городе Геническ. На собрание, разумеется, приехал и Джемилев. Как всегда, призывы звучали неоднозначные. А лидеры меджлиса откровенно подогревали радикальные настроения среди части крымских татар. В частности, на заседании Мустафа Джемилев рассказал, что украинское правительство планирует объединить Крым и Херсонскую область и сделать Геническ административным центром региона. Объяснил он и то, почему для сбора было выбрано именно это место: «Мы присоединим его (Геническ) к Крыму и установим здесь администрацию украинской республики Крым, которая будет заниматься всеми вопросами, связанными с правами наших сограждан в Крыму до его освобождения. Я, правда, сказал Арсению Яценюку, чтобы после освобождения Крыма Геническ у нас не забирали». Такие вот наполеоновские планы у меджлиса.

Само собой, все это не могла оставить без внимания прокуратура Крыма, которая, надо отметить, уже неоднократно предупреждала Рефата Чубарова об ответственности за несдержанные заявления. Еще весной, после референдума, Наталья Поклонская ясно дала понять: в случае попыток дестабилизации обстановки на полуострове меджлис будет объявлен вне закона. Тогда Чубарову объяснили, что, если он не остановится, его постигнет участь старшего товарища и он не сможет попасть на территорию России. И никто не посмотрит, что в Крыму живут его родственники и на полуострове у политика есть бизнес и недвижимость. Но глава меджлиса упорно напрашивался на неприятности, раскачивая симпатизирующих его организации крымских татар.

«Различные группы крымских татар по-разному отнеслись к этой новости, — прокомментировал председатель совета народной партии «Милли Фирка» Васви Абдураимов. — Я считаю, что, поскольку лидеры меджлиса не признали факт присоединения Крыма к России и говорили об оккупации, они вошли в противоречие с законодательством Российской Федерации». По словам Абдураимова, сегодня политика лидеров меджлиса в Крыму направлена на разжигание межнациональной розни. Естественно, что прокуратура республики не могла на это не отреагировать.

«Чубаров сам прекрасно понимал, что он делает и к чему это приведет. Ему просто нужен был повод, чтобы красиво уйти из Крыма. И решение о запрете на въезд стало для него спасательным кругом. Таким образом он обезопасил себя от пребывания на полуострове», — считает председатель движения «Милли Фирка». По словам Абдураимова, объявление Геническа центром Крыма — хорошая мина при плохой игре. «Серьезно влиять оттуда на ситуацию в Крыму им будет крайне сложно. Однако частью крымских татар верхушка меджлиса сможет манипулировать. Прежде всего теми татарами, которые связаны с Чубаровым и Джемилевым либо родственными отношениями, либо финансовыми, либо криминальными», — считает политик.

Абдураимов утверждает, что не так много крымских татар симпатизируют меджлису. «По данным ЦИК Украины, на парламентских выборах в октябре 2012 года партию, за которую агитировал меджлис, проголосовало лишь 18 процентов крымских татар. В настоящее время их поддержка еще уменьшилась», — рассказал Абдураимов. Крымские татары, безусловно, не могли не отреагировать на события «крымской весны». После вхождения полуострова в состав России им были сделаны серьезные шаги навстречу, которые не остались незамеченными. В первую очередь, это закон о реабилитации крымско-татарского народа, подписанный президентом Владимиром Путиным, и личная встреча представителей народа с главой государства в Сочи. «Если раньше можно было говорить о том, что большинство крымских татар против выхода из состава Украины, то сейчас вектор поменялся. С весны 2014 года количество сторонников воссоединения Крыма с Россией среди крымских татар значительно увеличилось, а влияние меджлиса снизилось», — пояснил «Ленте.ру» политолог Александр Воробьев.

08.07.2014

Источник: Lenta.ru