В последнее время в Европе все больше распространяется исламофобия, основанная не в последнюю очередь на вере в то, что относительно скоро мусульмане в Европе станут большинством. Реальные демографические тренды демонстрируют совсем другую картину.

Фобия, согласно словарю Мерриам-Вебстер, это преувеличенный и часто необъяснимый страх перед определенным объектом, классом объектов или определенной ситуацией. Для человека, который страдает от фобии, может быть, очень сложно объяснить источник этого страха. Это определение может помочь понять исламофобию в современной Европе — исламофобы не могут дать логическое объяснение своим страхам перед исламом и избегают использования фактов (за исключением аргументов в стиле «105% детей в первых классах Бельгии — мусульмане!»), однако их страх совершенно реален, и он растет. Первым шагом к избавлению от фобии является осознание иррациональности этого страха. Именно это я и попытаюсь сделать в этом спиче — обосновать иррациональность исламофобии в Европе.

В странах Европейского Союза на данный момент живет около 20 миллионов мусульман, что составляет 4% населения. Однако мы будем говорить о Европе в целом, включая Норвегию, Швейцарию, Россию и Балканские страны. В России и на Балканах доля мусульман заметно выше, поэтому доля мусульман в Европе в целом на данный момент 6%. Есть на эту тему различные исследования, одно из них проведено PewForumonReligionandPublicLife. Оно рассматривает развитие демографических трендов в период между 2010 и 2030 годами. Часть данных за 2010 и прогнозов на 2030 годы в этом спиче основаны на этой работе.

Начнем с самого главного мифа о мусульманах в Европе: «мусульман так много, что скоро их будет больше, чем коренного населения». В действительности, в соответствии с существующими демографическими трендами (включая иммиграцию), доля мусульманского населения вырастет в течение 20 лет с 6% населения региона в 2010 году до 8% в 2030 году.

Восемь процентов населения — это едва ли тот уровень, по поводу которого нужно паниковать и посыпать голову пеплом, говоря о закате европейской цивилизации и скором повсеместном наступлении законов шариата. Исследований на период с 2030 до 2050 я не видел, однако даже если предположить, что доля мусульман опять увеличится на треть (смелое предположение, как будет показано позже), то доля мусульман к 2050 году может составить около 11%. Таким образом мусульмане останутся меньшинством в Европе даже в долгосрочной перспективе.

Посмотрим подробнее на статистику по отдельным европейским странам. В Великобритании доля мусульман вырастет с 4.6% в 2010 до 8.2% в 2030, в Австрии — с 5.7% до 9.3%, в Швеции — с 4.9% до 9.9%, в Бельгии — с 6% до 10.2% и во Франции — с 7.5% до 10.3%. По сравнению с Америкой, где доля мусульман вырастет с 0.8% до 1.7%, в Европе, конечно, доля мусульман гораздо выше.

Однако вполне очевидно, что она не угрожает коренному населению. Англичане по-прежнему будут подавляющим большинством в Великобритании, австрийцы в Австрии и французы во Франции. Исламофобы могут спать спокойно.

Теперь посмотрим на скорость роста мусульманского населения в мире и отдельно в Европе. Темпы роста мирового мусульманского населения замедляются в течение последних десятилетий и будут замедляться дальше.

Между 1990 и 2000 годами количество мусульман росло в среднем на 2.3% в год, с 2000 по 2010 — на 2.1% в год; с 2010 по 2020 прогнозируется ежегодный рост в 1.7%, а с 2020 по 2030 темп сократится до 1.4% в год. Рождаемость среди мусульман сокращается так же, как и среди большинства не-мусульман.

Рождаемость среди мусульман в Европе в 2010 году составляла 2.2 ребенка на женщину, a среди не-мусульман — 1.5 ребенка. К 2030 году прогнозируется снижение рождаемости среди мусульман до 2 детей на женщину и небольшой рост среди не-мусульман до 1.6 ребенка.

Например, в Германии рождаемость среди мусульман сократилась с 4.4 детей на женщину в начале 70-х до 1.8 сегодня. К 2030 она сократится до 1.7, в то время как рождаемость среди коренного населения прогнозируется к 2030 году на уровне 1.4. Современной европейской арабской девушке хочется быть сидящей дома матерью восьмерых детей не больше, чем средней латышке, русской или француженке. По мере интеграции рождаемость среди европейских мусульман постепенно приближается к среднеевропейскому значению.

После всех рассказов исламофобов об огромных мусульманских семьях в Европе может показаться, что это слишком низкая рождаемость для мусульман. Однако в Турции, откуда приехало большинство германских мусульман, рождаемость в 2011 году составляла только 2.15 детей на одну женщину. В Алжире и Тунисе, откуда во Францию приехало большинство мусульман, рождаемость в 2011 году была 1.75 и 2.03 детей соответственно. Есть и другие примеры исламских стран, в которых рождаемость ниже порога естественного воспроизводства: в Иране и Бахрейне в 2011 году рождаемость была 1.88.

Другим каналом увеличения доли мусульман в Европе является иммиграция. Тут самая большая доля мусульман среди иммигрантов во Франции: 68.5% иммигрантов в 2010 году были мусульманами. В Швеции — 45.4%, в Норвегии уже только 34%, в Великобритании — 28.1%, a в Германии — 14.7%. Как можно заметить, во всех странах доля мусульман среди иммигрантов выше, чем в населении в целом. Tем не менее во всех странах (кроме Франции) даже среди иммигрантов мусульмане составляют меньшинство.

Страной с самым большим мусульманским населением в Европе останется Россия, где количество мусульман увеличится с 16.4 миллиона в 2010 до 18.6 миллиона в 2030 (14.4% населения). Единственными странами с мусульманским большинством к 2030 году будут Косово (93.5%) и Албания (83.2%), так же как и сейчас.

Согласно исследованию, проведенному в 2009 году OpenSocietyInstitute, 78% мусульман, живущих в Британии, чувствуют себя в первую очередь британцами. Для «второго поколения» количество мусульман, которые чувствуют себя в первую очередь британцами, растет до 94%. Проблема не столько в том, что они не хотят быть частью европейского общества. Проблема в том, что значительная часть общества не может примириться с тем, что точно так же как быть полноценным американцем больше не означает быть белым потомком эмигрантов из Британии, быть полноценным европейцем больше не означает обязательно быть белым христианином.

Демографические тренды, описанные выше, не оставляют сомнений в том, что коренное население останется большинством в Европе и к 2030, и к 2050 году, и далее. Мусульманская община будет продолжать расти, но она по-прежнему останется меньшинством. Исключения составят только отдельные регионы или города. Опасность составляет не рост мусульманского населения как таковой, а концентрация иммигрантов в отдельных «гетто» без доступа к «социальным лифтам». Исламофобия и распространение стереотипов совершенно не помогают решить эту проблему. Напротив, они ее только усиливают и усугубляют.

Артём КРУПМАН, IMHO Club, 25.04.2012