На прошлой неделе сараевский собор Сердца Иисусова был набит людьми, пришедшими на рождественскую мессу. На этой неделе городская мечеть короля Фахда также была наполнена народом, в преддверие Ид аль-Адха – мусульманского праздника жертвоприношения.

Боснийская столица по-прежнему представляет собой гремучую смесь католицизма, православия и ислама. После Боснийской войны в 1995 году в стране доминирует ислам, однако далеко не все его приверженцы довольны все возрастающим количеством последователей пуританской суннитской секты ваххабитов. «Ваххабизм внес расколол в среду детей и родителей, духовных лидеров и священнослужителей, профессоров и студентов, в целые районы», - говорит Аднан Силайджич, преподаватель сравнительного богословия на факультете ислама в Сараевском университете.

Ясмин Мердан – бывший ваххабит и один из соавторов книги о ваххабитской идеологии и истории, говорит, что проблема не в том, что члены секты одеваются или молятся как-то иначе, а в том, что они нетерпимы и агрессивны по отношению к другим мусульманам. «В основном это молодые, необразованные люди», - рассказывает он.

Мердан стал ваххабитом в конце 90-х годов, но впоследствии разочаровался и покинул секту. По его словам, многие мусульмане, совершающие террористические акты на Западе, являются «продуктом ваххабитской пропаганды».

Многие молодые неофиты собираются в «короле Фахде» – самой большой мечети в Боснии. Эту мечеть начала строить королевская семья Саудовской Аравии – страны, где когда-то родился ислам, и страны, откуда происходит ваххабизм.

Главный имам мечети-гиганта, которая по своим размерам не уступает большому торговому центру, не согласен с тем, что его прихожане – радикалы. «В этой мечети нет экстремистов», - заявил имам Незим Халилович, который предпочел не использовать термин «ваххабиты».

Большинство бородатых мужчин в коротких штанах, пришедших в мечеть на полуденную молитву, не относят себя к ваххабизму. «Боснийские мусульмане не стали бы принимать и поддерживать экстремизм. Нельзя делать общих выводов, основываясь на каких-то частных примерах», - говорит один из верующих, назвавшийся именем Ахмед.

Разделения среди мусульман становятся очевидными спустя десять лет после того, как боснийские мусульмане, католики-хорваты и православные сербы сражались друг с другом за контроль над страной и ее наследием.

Опрос общественного мнения показывает, что 70 % боснийских мусульман выступают против ваххабизма, в то время как 13 % его активно поддерживают. При этом только 3 % назвались последователями этого течения в исламе.

Для Боснии традиционна умеренная форма ислама, сложившаяся благодаря многовековому сосуществованию мусульман с верующими других религий, и включающая в себя традиции, возникшие задолго до того, как некоторые христиане были обращены в ислам османскими турками, которые завоевали Балканы в XV веке.

Многие считают что этот светский, европейский ислам сегодня в опасности, и что ему угрожает ваххабитская ветвь суннизма. Ваххабизм – возникшее в XVIII веке реформистское движение, представители которого ратовали за возвращение ислама к первоначальной чистоте, которого предполагалось добиться отказом от внешних влияний и новшеств.

В Боснию ваххабизм принесли боевики, которые во время войны 1992-1995 годов приехали в страну, чтобы сражаться на стороне местных мусульман. После войны сюда также приехали миссионеры.

Большая их часть покинула Боснию после терактов в США 11 сентября 2001 года: после этих событий местное правительство провело очень строгую проверку мусульманских благотворительных организаций, многие из которых были закрыты.

Пока никто не знает, сколько ваххабитов живет в Боснии сегодня. Этот вопрос постоянно остается в центре внимания прессы, которая часто публикует сообщения о молодых женщинах, убегающих из дома, чтобы присоединиться к ваххабитам, а также широко освещает все преступления, совершенные на религиозной почве.

В 2002 году, в рождественский сочельник, 26-летний мужчина, которого пресса назвала сторонником ваххабитов, убил хорватскую семью из трех человек. Убийца утверждал, что совершить преступление ему повелел Бог. В 2006 году молодой ваххабит убил собственную мать за то, что отказалась совершать вместе с ним утреннюю молитву.

Ваххабитская община Боснии осудила эти происшествия. Однако ее самопровозглашенный лидер Абу Хамза не собирается извиняться за свою веру. Хамза – один из иностранных боевиков, воевавших в Боснии во время войны, а впоследствии женившихся на местных женщинах и оставшихся в стране.

В октябре Хамза назвал мусульманские практики, принятые в Боснии, «немусульманскими», и призвал всех верующих вернуться к «истинному исламу».

В том же месяце на севере Боснии мечеть была закрыта на четыре дня из-за спора между ваххабитами и местными мусульманскими лидерами относительно того, как следует молиться. В ноябре подобный конфликт в сербо-мусульманском городе Нови-Пазар привел к обстрелу мечети.

Официальные мусульманские лидеры Боснии публично осудили призывы Хамзы. «Здесь действуют правила исламской общины, - заявил верховный представитель исламского духовенства Боснии Мустафа эфенди Черич. – Те, кто с этим не согласен, не должны были приезжать сюда, и могут тут не оставаться».

Тем не менее, некоторые аналитики считают, что это заявление было недостаточно сильным. Они считают, что исламские лидеры опасаются резких заявлений, которые могут оказаться на руку сербским и хорватским националистам, которые видят в радикальном исламе источник террористической угрозы.

Они также не хотят лишиться щедрого жертвователя в лице Саудовской Аравии.

Дария СИТО-СУЧИЧ

09.01.2007

Источник: Благовест-Инфо