20 сентября в Исламабаде через несколько часов после того, как президент Пакистана Асиф Али Зардари пообещал искоренить в стране экстремизм, террорист-смертник подорвал бомбу огромной разрушительной силы у отеля Marriott. В результате самого страшного теракта в истории страны погибли по крайней мере 53 человека, включая посла Чехии, а 271 человек получил ранения. Ответственность за взрыв взяла на себя малоизвестная группировка Fedayeen Islam ("Партизаны ислама"). Ее представители призвали Пакистан прекратить сотрудничество с США.

 РАЗГУЛ ТЕРРОРИЗМА

В последнее время международные террористические группировки активизировались во многих странах мира. Вот только небольшой перечень их преступлений, совершенных в августе и сентябре нынешнего года.

3 августа в городе Тизи-Узу в Алжире в результате взрыва ранены 25 человек. Ответственность взяла на себя "Аль-Каида" в странах исламского Магриба".

17 августа в столице Азербайджана Баку во время моления брошена граната в мечеть "Абу-Бекр", погибли два человека. Министерство национальной безопасности республики установило лиц, причастных к организации взрыва. Все они члены "Дагестанского джамаата".

27 августа в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), что на северо-западе Китая, отряд полиции был атакован вооруженными ножами людьми, сидевшими в засаде на кукурузном поле. В результате нападения погибли двое полицейских, еще пятеро сотрудников правоохранительных органов получили ранения. Это уже третья атака на полицейских в Синьцзяне с начала августа 2008 года. 4 августа в СУАР было совершено нападение на пост военизированной полиции, в результате чего погибли шестнадцать полицейских и столько же получили ранения. Еще трое постовых были убиты 11 августа при нападении на дорожный пропускной пункт.

13 сентября в Нью-Дели (Индия) совершены пять взрывов, в результате которых погибли 25 человек и свыше ста получили ранения. Террористы применили самодельные взрывные устройства, собранные по технологиям взрывников "Аль-Каиды". Ответственность взяла на себя группировка "Индийские моджахеды".

16 сентября боевиками североафриканского крыла "Аль-Каиды" убиты 12 солдат правительственных войск Мавритании.

17 сентября в столице Йемена Сане группа террористов атаковала посольство США. Погибли 18 человек.

19 сентября на юго-востоке Ирана в провинции Систан-Белуджистан, граничащей с Пакистаном и Афганистаном, в столкновении с боевиками убиты четыре сотрудника спецслужб, в том числе бригадный генерал.

Кроме того, в последнее время взрывы гремели в российском Сочи, болгарской Варне, в Турции, Испании, Чили, Бразилии, Грузии, Шри-Ланке, Сомали. А уж в таких регионах, как Ирак, Афганистан, Пакистан, Северный Кавказ они гремят едва ли не ежедневно. Теракты совершают не только религиозные экстремисты, но и местные сепаратисты, криминальные сообщества, даже футбольные фанаты. Запугивание и насилие – а именно в этом и состоит сущность террора – берут на вооружение все, кто пытается быстро добиться политических и других перемен в свою пользу. Иногда таким способом достигаются и экономические результаты. Так, подрыв нефтепроводов в Нигерии и Турции тут же привел к повышению цены нефти на мировом рынке.

Происходящее иначе, как разгулом терроризма, не назовешь. И это при том, что семь лет назад, после трагедии 11 сентября, Соединенные Штаты объявили войну международному терроризму по всей планете. Тогда США и Россия совместно включились в эту борьбу. К ним присоединились многие страны, под эгидой ООН было разработано соответствующее международное законодательство. И результат был. Но сразу же возникли и противоречия. Так, Запад категорически отказался считать террористами моджахедов Северного Кавказа. Более того, они получают от него поддержку. Зато Россия отказалась считать террористами основные палестинские вооруженные группировки.

В АТМОСФЕРЕ ПОХОЛОДАНИЯ

Усиление террористической активности можно было смело прогнозировать, когда начался разлад между Россией и США. Соединенные Штаты под предлогом борьбы с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения вторглись сначала в Афганистан, затем в Ирак. Это стало настоящим подарком террористам. Для них безвластие, атмосфера насилия, присутствие иностранных войск – питательный раствор.

Еще одним фактором стало произвольное конструирование "оси зла", на которую нанизали все неугодные Вашингтону государства – КНДР, Иран, Сирию и т.д. Тем самым их исключили из общемировой системы противодействия терроризму. Более того, Запад стал оказывать поддержку их противникам, в том числе группировкам, прибегающим к террору. Естественно, эти действия получают адекватное противодействие. Тот же Иран активно финансирует, вооружает и обучает шиитские группировки Ближнего Востока. И не только шиитские.

Третий фактор – поддержка демократическим Западом борцов с "антидемократическими режимами". В первую очередь ее получают сепаратисты России и Китая. Но это касается вообще всех, кто не следует в фарватере американской политики. Так, США и Запад в целом выступили в защиту исламских экстремистов, поднявших мятеж в Узбекистане в мае 2005 года.

И, наконец, этому способствовало общее похолодание отношений между Россией, с одной стороны, и США и их союзниками по НАТО – с другой. Перенаправив усилия спецслужб, силовых структур, органов правопорядка и юстиции на борьбу друг с другом, обе стороны ослабили борьбу с международным терроризмом. Чем тот немедленно и воспользовался. Отсюда и активизация не только "Аль-Каиды", но и множества других экстремистских группировок разного толка.

Если сравнить ситуацию 2001 года и года нынешнего, то налицо многократное усиление террористической деятельности во всем мире и расширение ее географии. Только США могут похвастаться, что на их территории с сентября 2001-го не случилось ни одного теракта. Однако террористам незачем тратить силы и средства на проникновение в Штаты, если американцев можно убивать по всему миру. Это делается в Афганистане и Ираке. А, кроме того, можно нападать на посольства и представительства, как недавно в Йемене. Или взрывать отели. Америка – слишком дорогая страна для терроризма. В этом отношении доллар, "вложенный" во взрыв отеля Marriott в Исламабаде, окажется в десятки раз эффективней, чем на территории США.

Пакистан сейчас стал главной кузницей терроризма. В этой стране множество религиозных школ – медресе, в которых обучаются десятки тысяч талибов. Именно так вполне официально называются их ученики, многие из которых впоследствии пополняют ряды движения "Талибан". В Северо-Западной провинции – Зоне племен – фактически не существует централизованной власти. Именно здесь годами успешно скрывается бен Ладен. В этой стране сильные сепаратистские движения. Не в силах совладать с этими разрушительными силами, власти Пакистана всегда стремились перенаправить их в сторону Индии и Афганистана. С обеими этими странами у Исламабада имеются территориальные споры. Но тем самым стимулируется рост экстремизма в собственной стране. Кстати, именно с этим столкнулся ортодоксальный исламский режим Саудовской Аравии: взращивая воинов всемирного джихада, он сам стал жертвой террора с их стороны.

Столкнувшись с тем, что афганских талибов невозможно победить, поскольку их базы находятся в Пакистане, американцы попытались перенести боевые действия по другую сторону границы. И встретили сопротивление пакистанских властей, в первую очередь самого президента Мушаррафа. Налеты американских самолетов и рейды спецназа спровоцировали мощную волну антиправительственных выступлений. Сам Мушарраф с помощью войск и полиции навести порядок в Зоне племен не смог. В конечном счете соединенными усилиями правящей парламентской коалиции, оппозиции, духовных лидеров и под давлением союзников из США президент Пакистана отправился в отставку. А его место занял Асиф Али Зардари – муж убитой террористами Беназир Бхутто. В отличие от генерала Мушаррафа у него нет влияния на армию и прочие силовые структуры. Поэтому командование сухопутных войск отдало приказ открывать огонь на поражение в случае вторжения на территорию страны американских солдат или вертолетов.

ПРИКОРМИТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Отставка жесткого Мушаррафа приведет только к ухудшению ситуации в Пакистане. Он уже и так превратился в базу для всех окрестных сепаратистов – кашмирцев (Индия), белуджей (Иран), пуштунов (Афганистан), уйгуров (Китай). Здесь находятся лагеря подготовки боевиков из арабских стран, Узбекистана, Таджикистана, Северного Кавказа и других регионов. Что примечательно, ни разу не было сообщения об уничтожении хотя бы одного такого лагеря. Более того, есть основания полагать, что часть экстремистов получает помощь Запада.

В первую очередь это относится к организации "Джанджаллах", действующей в иранской провинции Белуджистан. Ее боевики совершают регулярные нападения на бойцов Корпуса стражей исламской революции и полицейских. В прошлом году СМИ США сообщили, что вице-президент Дик Чейни распорядился оказать финансовую поддержку этой группировке, которую ряд экспертов считает связанной с "Аль-Каидой".

В мае нынешнего года Лондонский апелляционный суд признал ошибочным включение "Организации моджахедов иранского народа" (ОМИН/ "Моджахеддин-э-халк") в британский "черный список". Иранские спецслужбы утверждают, что именно эта организация устроила взрыв в административном центре провинции Фарс городе Ширазе 12 апреля 2008 года. В результате взрыва в культурно-религиозном центре были убиты 12 человек, пострадали около 200. Руководитель спецслужб страны, он же министр информации Ирана, Голям Хосейн Мохсени заявил по итогам расследования теракта: "Эта группировка уже несколько лет осуществляла диверсионную деятельность и поддерживала связь с западными государствами, в частности с Великобританией и США. Мы обладали подробными сведениями о ней, и МИД Ирана передал эти данные упомянутым государствам, чтобы доказать, что речь идет о террористах, однако никакой реакции не было и поддержка диверсантов продолжалась".

В самой Великобритании, по заявлению главы контрразведки MI5 Джонатана Эванса, выступившего в ноябре прошлого года в Манчестере на съезде Общества редакторов СМИ, в террористическую деятельность в Великобритании вовлечены по меньшей мере 4 тыс. человек. За двумя тысячами подозреваемых установлена слежка. Могли бы, пожалуй, взять под наблюдение всех, но приходится "распылять силы на борьбу с русскими и китайскими шпионами, наводнившими страну". В связи с этим контрразведке приходится тратить на борьбу с ними средства, которые могли бы пойти на выявление террористов.

Действительно, огромные силы в Британии отвлечены на мероприятия в духе холодной войны. Чего стоит расследование смерти беглого шпиона Литвиненко и всей истории с полонием-210. Результаты патологоанатомического исследования и экспертиза причин смерти перебежчика так и остались засекреченными даже от российской прокуратуры. Это заставляет подозревать, что вся бурная деятельность британских спецслужб в тот довольно длительный период времени ушла в пустой выхлоп. Зато она серьезно повредила отношениям России и Великобритании в сфере борьбы с террористической угрозой.

Любые вооруженные конфликты немедленно используются террористами для своих целей. Не стала исключением и августовская пятидневная война на Кавказе. Директор ФСБ РФ Александр Бортников заявил 28 августа: "Главари бандгрупп, в том числе члены "Аль-Каиды", планируют воспользоваться осложнением ситуации на южных рубежах нашей страны для подготовки терактов". По его словам, "в качестве основных объектов терактов рассматриваются объекты критической инфраструктуры – транспорт, промышленность, энергетика, объекты жизнеобеспечения, места массового пребывания людей". 4 сентября он повторил свои предупреждения: "У нас очень много конкретных материалов, которые свидетельствуют о том, что международные террористические организации пытаются проникнуть на территорию Южной Осетии и Абхазии, на территорию РФ для подготовки этих акций".

В Грузии и раньше пригревались чеченские террористы и их зарубежные коллеги – в Панкисском ущелье. Через Грузию в Чечню вела натоптанная тропа, по которой бандформированиям поступали вооружения, деньги и пополнение. Принцип "враг моего врага – мой друг" вряд ли скоро будет отвергнут властями Тбилиси. Так что очаг терроризма на Кавказе сохранится в ближайшей перспективе. И можно не сомневаться, что режим Тбилиси и его покровители палец о палец не ударят, чтобы сделать регион безопасней.

Двойные стандарты Запада отчетливо проявляются в отношении борьбы с террористами, действующими против России и Китая. Особенно наглядно это проявилось во время предолимпийских вылазок экстремистов в Китае. Сами тибетцы, нападавшие на этнических китайцев (ханьцев) и выкладывавшие в интернете видеозаписи зверского избиения мирных мужчин и женщин, не скрывали, что чистят "свои" территории от чуждого этнического элемента. Но Запад упорно требовал от Пекина "прекратить подавлять мирные выступления за свои права". Даже далай-лама не мог убедить своих духовных детей прекратить мятеж. Подчинялись они не ему, с чьим портретом выходили на демонстрации, а совсем другим лидерам, предпочитающим оставаться в тени. Можно не сомневаться, что это непоследняя попытка испробовать Китай на прочность.

Международный терроризм уже понял, что США и НАТО вполне лояльно относятся к тем, кто борется не против них. Но особенность исламского экстремизма в борьбе со всем христианским миром, так что при всем желании перенаправить его исключительно на Восток невозможно. Тем более что борьба с войсками, оккупирующими Афганистан и Ирак, стала краеугольным камнем исламского джихада.

Несмотря на размещение ПРО у российских границ, втягивание постсоветского пространства в НАТО и другие недружественные действия, продолжается транзит грузов для коалиции в Афганистане через территорию России. Возможность сотрудничества в борьбе с одной из самых больших угроз нового времени остается открытой. Надо только преодолеть стереотипы однополярного мира и перестать делить террористов на "плохих" и "хороших", точнее, "полезных".

Виктор Мясников

26.09.2008

Источник: НВО-Независимая газета