Крупнейший теракт в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР унес жизни 31 человека и грозит подорвать экономику китайского государства. В ответ Пекин объявил режим "нулевой терпимости" к насилию, решив преследовать террористов и экстремистов еще активнее, чем в прежние годы.

Уйгуры традиционно являются наименее лояльной Пекину этнической группой в Китайской народной республике. Даже по сравнению с Тибетом, в защиту которого постоянно проводятся антикитайские акции протеста по всему миру. Помимо того, что уйгуры мусульмане, они, как коренное население, обвиняют китайцев (ханьцев) в стремлении к полной ассимиляции остальных народов.

Тем не менее, Синьцзян-Уйгурский АР мало кого интересует за пределами КНР. Его проблемами интересуются этнически близкие киргизы и узбеки, ну и, разумеется, спецслужбы крупнейших зарубежных государств.

Наконец, последняя группа интересующихся — исламисты-террористы. Как сообщают некоторые российские СМИ, в последние годы вместо традиционного "Исламского движения Восточного Туркестана" среди уйгуров все большее появлялось не националистов, а исламистов, связанных с "Аль-Каидой". Как раз незадолго до теракта в Урумчи (столице автономного района) китайские власти отправили за решетку около четырех десятков экстремистов и потенциальных террористов.

Итак, последний взрыв прогремел на продовольственном рынке в районе Шаибак в столице АО в 7:50 утра. В это время в торговых рядах особенно многолюдно. Протаранив металлические заграждения, в толпу влетели два автомобиля. Один из них взорвался сам, из другого взрывное устройство выбросили из окна. По официальным данным, сами террористы (число от трех до пяти человек) погибли. Всего, по данным официального китайского государственного агентства "Синьхуа", скончался 31 человек, еще 94 получили ранения разной тяжести.

Это самый крупный, но отнюдь не первый теракт за последнее время в Урумчи. Около трех недель назад, 30 апреля, взрыв прогремел на южном вокзале столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района. В результате три человека (два террориста и случайный прохожий) погибли, 79 получили ранения. При этом ответственность на себя за убийства никто не брал: виновных называла власть, и всегда это оказывалось "Исламское движение Восточного Туркестана".

Его же власти КНР обвиняли и в организации массовых беспорядков в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, возникших на почве межнациональных столкновений между ханьцами и уйгурами в 2009 году. Тогда, напомним, погибло 197 человек, еще более 1700 получили ранения.

Кто реально стоит за терактами никто не знает. Обвинения китайских властей обычно имеют достаточно слабую доказательную базу. Да это и неважно для официального Пекина: террористами занимаются спецслужбы, а политические требования власти не намерены ни слушать сами, ни, тем более, транслировать их китайскому обществу.

Некоторые российские эксперты в модном сегодня стиле сразу указывают на Запад, как на главного противника крупнейшей экономической державы Юго-Восточной Азии, а то и всего мира. Мол, это "западные демократии" пытаются помешать КНР стать крупнейшей мировой державой. При этом никаких аргументов в пользу этой версии не приводится. Собственно же внутренние противоречия в Китае, межнациональные конфликты и высокий уровень радикализации населения Синьцзян-Уйгурского АО в расчет почему-то не берутся.

Между тем один только резкий экономический рост последних двух десятилетий, не говоря уже про религиозные и этнические конфликты, приводит к таким серьезным диспропорциям в развитии отдельных регионов Китая, что удивляться активизации сепаратистских тенденций не приходится. И для этого вовсе необязательно активное внешнее вмешательство. Включая и подготовку боевиков в Афганистане, о которой сообщают некоторые российские СМИ.

При этом столь же очевидно, что речь идет о массовом терроре, который никак нельзя ни поддержать, ни оправдать, вне зависимости от того, что двигало преступниками. Ведь это не была условная "национально-освободительная" борьба. Террористов не интересовало, кто погибнет от взрыва их бомб: китайцы или уйгуры. В то же время, не стоит рукоплескать и любым действиям китайских властей.

Глава КНР Си Цзиньпин, разумеется, прав, говоря, что хоть "отдельные государства демонстрируют неоднозначную позицию по отношению к КНР и происходящим терактам в стране", однако "такие двойные стандарты только играют на руку преступникам, они противоречат международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом". Невозможно спорить с тем, что "насилие – это общий враг всего человечества". Но нельзя и отвечать на насилие исключительно насилием, принимая только полицейские меры для победы над "тремя силами зла": терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как поступают китайские власти.

Иван Преображенский

23.05.2014

Источник: rosbalt.ru