Восемь взрывов прогремели утром 6 ноября в китайском городе Тайюань (провинция Шаньси на севере КНР). Ответственность за теракт пока еще на себя никто не взял.

Взрывы прогремели неподалеку от зданий Шаньсийского провинциального партийного комитета КПК. Восемь самодельных взрывных устройств было заложено в декоративных цветочных вазонах, расположенных вдоль проезжей части. По данным следствия, злоумышленники использовали металлические шарики в качестве поражающих элементов. В результате теракта погиб один человек, еще семеро получили ранения. Кроме того, повреждения получили около 20 автомобилей.

Ответственность за взрывы в Тайюане пока на себя никто не взял. Вместе с тем, эксперты обращают внимание на то, что взрывы произошли незадолго до открытия пленума ЦК Компартии Китая, который пройдет с 9 по 12 ноября. Ожидается, что на заседании будет принят целый ряд значимых решений, в частности, касающихся экономической политики страны. Один из руководителей китайской компартии заявил, что ЧП было террористическим актом, осуществленным «Исламским движением Восточного Туркестана».

В прошлый понедельник в Китае произошел еще один теракт — на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь джип на большой скорости въехал в толпу туристов, а затем воспламенился. В результате этого происшествия, признанного властями терактом, погибли пять человек, около 40 получили ранения. Ответственность тогда была возложена на сепаратистов из группировки «Исламское движение Восточного Туркестана».

В свою очередь, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что "социальная обстановка напряжена во многих районах страны. Люди выражают свое недовольство в массовых акциях протеста и требованиях к местным властям. Бывали случаи самосожжения граждан, у которых власти конфисковали жилье или землю. Но терактов на почве социального возмущения не было".

Акции террористического характера скорее связаны с национальными и этническими факторами. Тут нужно учесть исторический момент. Уйгурский сепаратизм, национальное движение в Синьцзяне существовали в течение веков. Исламский фактор тогда не играл роли. Но в последнее время это движение испытало на себе все более сильное влияние ислама.

По имеющимся на данный момент данным, трудно судить, кто устроил провокацию. В Тайюане есть мусульмане из народности хуэй. Но они всегда были верны китайской империи. Другие национальные меньшинства тоже не выступают так же резко, как уйгуры, против засилья ханьцев (китайцев) в политической и общественной жизни. "В любом случае ясно, что обе акции рассчитаны на то, чтобы вызвать резонанс в Китае и за рубежом", – заключил эксперт.

07/11/2013

По материалам "Независимой газеты" и портала scienceport.ru