Одним из важных аспектов, необходимым для изучения феномена узбекских боевиков - участников исламистских террористических бандформирований в Сирии, Пакистане, Афганистане, является инфраструктура, которая используется ими при отправке новых рекрутов для джихада на Ближний Восток и в зону племен в Северном Вазиристане. Человеческий фактор в этой инфраструктуре является залогом успеха.

Так случилось, что правильное в свое время назначение Т.Юлдашем - лидером ИДУ, своим представителем в Турции одного из боевиков Движения, в итоге открыло эффективный транспортный коридор для пополнения новыми бойцами отрядов сирийской оппозиции, в которых воюют выходцы из СНГ. Ключевой фигурой в этой, можно сказать, «специфической логистике» оказался родившийся в 1975 году в Ташкенте Мирзогалиб Хамидов более известный джихадистам как «Абдулло» или «Абдулло Бухори».

Вскоре после начала боевых действий в Афганистане войск объединенной коалиции против талибов был уничтожен один из лидеров ИДУ Джума Намангани. Растерявшийся Тахир Юлдаш дал команду своим подразделениям перебазироваться в населенные пункты Вана и Шкай, расположенные в Северном Вазиристане на территории Пакистана. На такое перемещение многочисленных отрядов ИДУ в зону пуштунских племен дал согласие сам Мулло Омар – духовный лидер движения «Талибон», желавший использовать любые возможности для восстановления правления талибов в Кабуле. Более того, Мулло Омар осенью 2002 году организовал в поселке Вана встречу Т. Юлдаша с высокопоставленными чиновниками пакистанских спецслужб. На этой встрече Мулло Омар просил пакистанских офицеров разрешить боевикам ИДУ свободно перемещаться по территории Пакистана и открывать свои региональные офисы («дафтары») в Пешаваре и Карачи в обмен на обещание вести боевых действия только лишь на территории соседнего Афганистана. Стороны ударили по рукам, и в качестве дополнительного бонуса Тахиру Юлдашу была обещана военная и финансовая поддержка.

Так вот – главой одного из «дафтаров» Тахир Юлдаш назначил М.Хамидова.

История М.Хамидова, пожалуй, немногим отличается от историй других узбекских парней, попавших в паутину идей крайнего исламизма.

К 20 годам глубокая заинтересованность исламом привела его к необычному решению – отправится для получения теологического образования в медресе «Дарум Ул-ум», что в пакистанском Карачи. Отдадим должное молодому ученику – медресе он окончил с отличием, знал Коран наизусть, читал в библиотеке медресе на арабском языке многих ученых-теологов, но в основном исповедовавших радикальный ислам.

4 года погружения в идеи крайнего фундаментализма не прошли даром. Широкие связи с исламистами, которыми он обзавелся в Пакистане, привели его в 1999 году в штаб квартиру ИДУ в столице Афганистана, где боевики узбекской террористической группировки чувствовали себя скорее как дома, чем в гостях.

Тахиру Юлдашу, лидеру бандформирования, Мирзогалиб, с успехом прошедший диверсионно-террористическую подготовку, пришелся по вкусу. Совсем немного времени и активный боевик «Абдулло» начинает свой карьерный рост в ИДУ. Через 2 года Тахир Юлдаш возвращает смелого, дерзкого полевого командира, знатока Корана и теперь уже одного из своих любимчиков в Карачи. Главное поручение М.Хамидову - руководство пакистанского «Меркез» (Центра, фактически основного филиала ИДУ).

На карачинский «Меркез» Т. Юлдаш возложил особые обязанности. В нем хранился бандитский общак, так называемый «байтулмол», кстати, щедро пополненный в 2002 году от имени узбекских предпринимателей (по совместительству членов ИДУ) для инвестиций в местный бизнес.

Из общака выделялись деньги на поддержание семей боевиков, закупку оружия и боеприпасов, медикаментов, обмундирования. Хамидов не только распределял денежные средства, но и активно пополнял «байтулмол». Контролируя несколько крупных торговых точек в Карачи, ставленник Т.Юлдаша активно торговал антикварными и ювелирными изделиями, чаще всего ворованными. В сферу торговых интересов Хамидова входили и запрещенные в Пакистане товары – огнестрельное оружие и наркотики.

Как удавалось иностранцу в такой, мягко сказать, специфической стране как Пакистан, успешно заниматься абсолютно криминальным бизнесом – остается загадкой. В конце концов, большая часть денежных потоков финишировала в пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва, где в то время базировались бандформирования ИДУ. По ходу «Абдулло» вел оперативное наблюдение за сотрудниками узбекской дипмиссии в Исламабаде и Карачи, а в его компьютере была хорошо подготовленная информационная база (специального отдела ИДУ – «истихборот») о высокопоставленных лицах Узбекистана.

Этому «меркезу» Т. Юлдаш придавал особое значение, поэтому часто посещал Карачи, и лично контролировал деятельность своего протеже.

Тот, в свою очередь, не подвел своего шефа. Уже через короткое время Хамидову была поручена ответственная работа в Иране – вербовка новых рекрутов для Движения в мечети «Макки-масжид» города Захедан, в которой обучались основам ислама многие выходцы из стран Центральной Азии. Помогал ему в этом специфическом бизнесе земляк и бывший боевик «Союза исламского джихада» Гофир Салимов. Новичков отправляли для дальнейшего изучения идеям джихадизма и основам диверсионно-террористической деятельности в Турцию в так называемые «худжры» в г. Стамбуле.

С помощью поддельных турецких документов границы для Хамидова и Салимова были совершенно прозрачны. Удивительно, но подделки с помощью которых из Ирана в Турцию не иссякал поток новых рекрутов для джихада, были настолько качественно изготовлены, что не вызывали никаких сомнений у пограничников ни Ирана, ни Турции. Кто снабжает Хамидова поддельными документами высокого качества, кто показывает ему специально подготовленные маршруты для переброски рекрутов в «худжры» - фактически лагеря для подготовки боевиков, кто прикрывает запрещенный бизнес Хамидова – вопросы, скорее риторические, ответы на которые знают практически все, кто, так или иначе, связан с «Абдулло».

Однако в 2002 году произошел, по крайне мере внешний разрыв между «Абдулл»о и лидерами ИДУ, случившейся после его возвращения из Саудовской Аравии и когда из «байтулмола» пропало 25 тыс. долларов.

Деньги для «байтулмол» были собраны в Саудовской Аравии по просьбе Тахира Юлдаша. То, что Хамидов откровенно «кинул» бандитский общак, исчез из Карачи и, как ни в чем не бывало, открыто объявился в Стамбуле, удивило многих полевых командиров ИДУ. Факт спокойной жизни «Абдулло», поспешно бежавшего из Пакистана, через Иран в Турцию, кажется еще удивительным потому, что Т. Юлдаш на одной из сходок объявил «Абдулло» вором и обещал показательно наказать ташкентца.

Но… кара грозного лидера ИДУ не обрушилась на голову бывшего любимчика. Почему? Еще один вопрос, на который так и нет точного ответа. Однако, хорошо известно, что во время одной из своих поездок в 2006 году в Иран в Мешхеде «Абдулло» встретился с Рахимовым Лутфулло (известным среди боевиков ИДУ под кличкой «Сайфулло») свои товарищем, с которым подружился еще в карачинской медресе. Встреча двух «однокурсников» оказалась взаимовыгодной, потому что, возвратившись вместе в Турцию, они занялись активной вербовкой рекрутов для узбекских бандформирований в Афганистане и Пакистане. При этом Хамидову удалось перетащить почти всех «своих» людей из Карачи и Северо-Запада Ирана в Стамбул.

Глубокие знания ислама, работа имамом в одной из мечетей в Хатайской области Турции в период с 2006 по 2007 год позволили Хамидову М. вести активную пропаганду идей крайнего исламизма среди турецких жителей без каких либо опасений со стороны турецких правоохранительных органов. Более того, «Абдулло» опыта было не занимать и ему удалось в этой области параллельно создать несколько бизнес структур, которые практически открыто, занимались криминальным бизнесом – продажей наркотиков, оружием, ворованным антиквариатом. Жалобы местных жителей на незаконные «сделки» Хамидова правоохранительными органами Турции игнорировались.

Набравшись определенного опыта, женившись на турчанке (вообще у Хамидова три жены), «Абдулло» перебрался в стамбульскую часть города, известную как «Зайтунбурну». Удивительно, но у спецслужб Турции нет никаких вопросов к иностранному гражданину, беспрепятственно создавшему в Стамбуле незаконные худжры. В них Хамидов совершенно спокойно обучает мусульман – выходцев из России и Центральной Азии идеям радикального слама, готовя их к переправке на базы «Джабхат ан-Нусры», «Ахрор аш-Шом» и узбекских джамаатов в Сирию.

Наиболее перспективными бандитами в самом скором будущем станут примерно 50 юношей - сыновей боевиков ИДУ и СИД, уже родившихся в Афганистане и Пакистане. Военная подготовка, взрывное дело, умение вести боевые действия в условиях ограниченного городского пространства – ложатся на хорошо подготовленную идеологическую почву. Молодые ребята, абсолютно зомбированные своими родителями и имамами в различных медресе – хорошие ученики для «Абдулло». Для кого готовится узбекская молодежь «второго эшелона» боевиков - то ли для похода на Север, то ли для выполнения специальных заданий в Сирии или Ираке мы узнаем в скором времени.

Прошло время, Тахир Юлдаш был уничтожен еще в 2009 году, воровство денег из бандитского общага забылось, более того теперь «Абдулло» авторитетный кази, который судит, выдает рекомендации боевикам и членам их семей в соответствии с законами шариата.

Правая рука «Абдулло» – домилля (учитель) в его стамбульском медресе, земляк по кличке «Мухаммад». О нем ходят разные слухи. Поговаривают, что «Мухаммад» не просто самая приближенная к Хамидову фигура, а скорее соглядатай турецких спецслужб, который не только «крышует» незаконный бизнес «Абдулло», но и снабжает рекрутов, направляемых на войну в Сирию всеми необходимыми разрешительными документами, включая поддельные паспорта.

 

Сегодня в Турции по тем или иным соображениям проживает значительная диаспора выходцев из Центральной Азии. Для Хамидова такое положение вещей – возможность пополнения созданного в этой стране реакционного джамаата новичками, пытающимися всеми правдами и неправдами закрепиться в Турции.

Активно действующий джамаат «Абдулло», по всем правилам салафизма обучает земляков идеям радикального Ислама. Идеологически подготовленные в джамаате курсанты следующий этап своей подготовки - изучение основ диверсионно-террористической дела завершают в турецких «худжрах», так же подконтрольных Хамидову.

И еще один интересный факт. И «Абдулло» и «Мухаммад» в своих проповедях призывают своих учеников преданности полевым командирам ИДУ, и присоединению к джихаду, объявленному неверным Халифом ИГ.

(продолжение следует)  

Артур Искандаров, специально для сайта Antiterrortoday.com

22.10.2014