15 августа президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев принял нескольких видных представителей духовенства. Они обсудили ситуацию в религиозной сфере и меры по координации совместных усилий государства и религиозных лидеров по противодействию экстремизму и радикализации. Президент отметил, что в последнее время любая дискуссия на религиозную тему приобретает особую остроту. «Эти дискуссии обостряют экстремисты и радикалы», - заявил Алмазбек Атамбаев.

Встреча Алмазбека Шаршеновича с муфтием мусульман Кыргызстана Максатом Токтомушевым и другими религиозными активистами стала своего рода откликом на конфликт между депутатом парламента Жанаром Акаевым и бывшим муфтием страны Чубаком Жалиловым. Напомню, что первый выступил против продления обеденного перерыва для совершения пятничной молитвы, а богослов публично проклял парламентария. История закончилась тем, что правоохранительные органы запретили мусульманскому священнику выступать на некоторых местных теле- и радиоканалах. Впрочем, вряд ли подобный запрет скажется на популярности Жалилова: в арсенале богослова - социальные сети, где армия его поклонников зашкаливает.

Пользователи интернет-сообществ из числа обывателей не скрывают своих взглядов и мировоззрений. Виртуальное общение в интернете, в частности, таких социальных сетях, как «Одноклассники», Фейсбук, Твиттер, давно заменили многим общение вживую.

Религиозная нетерпимость в сети Интернет – ещё пару лет назад подобное словосочетание казалось нереальным не только в Кыргызстане, но и в других странах. Сейчас же социальные сети заполнены страницами и группами, в которых каждый в той или иной степени имеющий отношение к религии считает себя экспертом в богословских вопросах.

Думаю, называть эти страницы не стоит, чтобы не делать им излишней рекламы. Отмечу лишь, что участники этих групп очень агрессивно относятся ко всем, кто посмеет заявить о необходимости светского и демократического управления страной. Немало в этих группах и кыргызстанцев, ведь стать участником подобного интернет-сообщества несложно - достаточно нажать кнопку «Нравится».

Хорошо характеризует сложившуюся ситуацию пост главного редактора газеты «Комсомольская правда» в Кыргызстане Жылдызбека Керимбаева, который хотел поддержать депутата Жанара Акаева. «Не буду этого делать, - пишет журналист. - У нас ислам настолько радикализировался, что их сторонники и приверженцы потеряли границы гуманности и терпимости. Пару месяцев назад я написал свое мнение про религию и критически высказался в отношении Чубака-ажы. И что вы думаете? Вместе с лайками, перепостами и активным обсуждением я получил пару угроз от этих бородачей. Им было мало в моей ленте высказать свое мнение, защитить позиции своих сторонников по вере и духовного вдохновителя. Совершенно незнакомые люди «попросили меня быть осторожнее на улице», чтобы ночью ненароком не получить по башке. Пока госмашина вплотную не займется этим вопросом, радикальный ислам будет усиливать свои позиции».

«Таблиги Джамаат» - противовес для экстремистских организаций»

Как уже отмечалось, Кыргызстан - единственная в Центральной Азии страна, где деятельность «Таблиги джамаат» не только разрешена, но и поддерживается на государственном уровне. В муфтияте (Духовное управление мусульман) даже создан отдел, где готовят «профессиональных» дааватистов (проповедников), а глава государства лично заявлял, что нельзя уподобляться соседним странам и запрещать деятельность «Таблиги джамаат». Это привело к тому, что таблиговские эмиссары активно и открыто действуют в Кыргызстане.

Директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» и член общественного экспертного совета при президенте Киргизии, известный теолог Кадыр Маликов (на фото) не скрывает своих симпатий к «Таблиги джамаат». По его словам, муфтият полностью взял под свой контроль это течение, чтобы не было связки с криминалом. Теолог не скрывает, что временами сам выезжает на даават в такие традиционно таблиговские страны, как Пакистан и Бангладеш. В социальной сети Фейсбук Кадыр Маликов имеет свою официальную страницу, где дает комментарии по тем или иным религиозным вопросам и событиям.

- Некоторое время назад дааватисты вызывали у населения некоторые споры: внешний вид членов движения, их обход по дворам, - отметил Кадыр Курманбекович. – В какой-то момент внутри течения произошел раскол, некоторая ее часть (около 10-15 процентов) отделилась и решила работать по-своему: они продолжают носить пакистанскую одежку, не учатся и не работают. Даават необходимо модернизировать. Это своего рода реабилитационный центр, особенно в регионах. «Таблиги Джамаат» заполняет вакуум и является хоть каким-то противовесом для деструктивных, экстремистских организаций.

Похоже, эти 10-15 процентов, упомянутые Маликовым, скоро увеличат свои ряды, если принять во внимание всё снижающийся уровень жизни населения, корумпированность госорганов, бедность и социальную незащищенность населения.

«Нужно запретить «Таблиги джамаат» и признать его экстремистским»

Под крышей «Таблиги джамаат» в Кыргызстане собрались наиболее одиозные личности. Это известный нам сторонник салафизма Чубак Жалилов. Придерживающийся ваххабитских идей экс-омбудсмен Турсунбай Бакир уулу. Один из таблиговских лидеров и параллельно директор Центра нравственности, этики и культуры Озубек ажы Чотонов (на фото). Они готовы вместе и по отдельности выступить против каждого, кто посмеет выступить за светское правление в стране. У всех них на страницах в соцсетях по несколько тысяч френдов и подписчиков. Они не стесняются в выражениях и оскорблениях.

Если так себя ведут вполне обеспеченные, одухотворенные и наделенные властными полномочиями люди, представьте, чего можно ожидать от люмпенов, которые заглядывают в рот своим идолам, впитывая каждое их слово?

Юрист Динара Муканбетова столкнулась с подобными набожными блюстителями нравов во Всемирной паутине и ужаснулась их повадкам. Она считает, что наученные горьким опытом, испытавшие на себе все «прелести» гражданской войны таджики и другие наши соседи - Узбекистан, Туркменистан и Казахстан нашли в себе силу запретить деятельность многих экстремистских течений, в том числе и «Таблиги Джамаат».

- Таджикистан закрыл все духовные медресе, а в Узбекистане запретили ношение атрибутики ислама - паранджи, никабы, бороды, мужские платья, признав их арабской культурой, чтобы сохранить свои - узбекскую и таджикскую, - отметила Динара Муканбетова. – У нас же Госкомиссия по делам религии Кыргызстана породнилась с экстремистскими течениями, крышует их и продвигает их интересы в ущерб безопасности страны. Нельзя заигрывать с радикальными исламистами, за спинами которых стоят арабы и пакистанцы с огромными деньгами. Исламизация страны к хорошему не приведет, нужно помнить, что под руку с исламизацией всегда идет радикализация. Нужно запретить деятельность «Таблиги джамаат» в Кыргызстане и признать его экстремистским. Кыргызстан должен взять свой курс развития, не зависеть ни от кого и не быть ни пророссийским, ни проамериканским, ни прозападным, ни проарабским и так далее. Кыргызстан должен стать демократической страной, уникальной и сильной. У нас своя история развития. Кыргызы никогда не предавали свою родину, не обменивали на материальные блага свой язык и обычаи, не бросали свою культуру и традиции – наследие великого кыргызского народа.

Действительность показывает, что социальные сети - огромная сила. Вопрос, кто завладеет умами жителей страны, актуален сейчас как никогда. Как и заявление президента Алмазбека Атамбаева о том, что «в свете последних тенденций в мире мы должны вместе противостоять угрозе радикализации, твердо придерживаться светского характера нашего государства».

Аликбек Маматаев

16.08.2016

Источник: МИА «Фергана»