Если бы не террор и призывы к уничтожению евреев, то Палестинское государство было бы создано 20 лет назад, уверен радиожурналист Гостелерадио Израиля Цви Зильбер.

— В Израиле уже более двух недель продолжается операция "Нерушимая скала". Какова ее цель?

— Эта операция — антитеррористическая по своей сути и является следствием того, что территория страны начала подвергаться ракетным обстрелам со стороны сектора Газа. Несомненно, это очередной раунд эскалации насилия. Прошлый раунд завершился менее двух лет назад — правда, тогда проблему удалось решить без наземной операции, Израилю не пришлось вводить пехотные и бронетанковые войска на территорию сектора.

Что касается нынешней операции, то ее официальная цель – прекращение ракетных обстрелов и борьба с подземными тоннелями, по которым осуществляются вылазки на израильскую территорию, а также контрабанда оружия. В ходе нынешней операции было предпринято нескольких попыток терактов, в которых ХАМАС использовал тоннели. Поэтому и было принято решение войти в сектор Газа и разрушить их.

Кроме того, уже несколько изменились правила игры, т.к. с воскресенья потери ЦАХАЛа составили 27 погибших и 125 раненных офицеров и солдат. Для Израиля это много. И это не считая погибших из числа мирных граждан. Всего на сегодняшний момент — 33 жертвы. Такие цифры загоняют израильских политиков на высокое дерево, слезть с которого будет трудно. Тем более, что сегодня все больше голосов в Израиле звучит в пользу свержения власти ХАМАСа — причем как со стороны правых сил, выступающих за сохранение контролируемых территорий, так и со стороны левых, ратующих за мирный процесс и создание палестинского государства. Во главе этого хора стоит русскоязычный министр иностранных дел Авигдор Либерман. И глава правительства Биньямин Нетаньяху уже вряд ли пойдет на прекращение огня в обмен на аналогичные действия со стороны ХАМАСа. Такая формула была возможна только в первые дни операции.

— В ходе операции, к сожалению, гибнет и мирное население сектора Газа…

— Поверьте, это очень болезненная тема у нас в Израиле. Каждая такая смерть – это боль для нас. Несмотря на то, что мы на протяжении всей нашей истории имеем дело с врагом, который не придерживается абсолютно никаких моральных принципов. Собственно говоря, мы имеем дело с террористической организацией, которая не только направляет свои ракеты на наше мирное население (относительно малое количество жертв у нас объясняется только тем, что мы инвестировали миллиарды долларов в соответствующую систему обороны), но и подставляет собственное. Каждый погибший в Газе ребенок – это маленькая победа ХАМАСа, потому что он тут же используется в качестве пропагандистского оружия против Израиля. Мировые СМИ с удовольствием транслируют эти кадры. Ну, а в других странах, как правило, недосуг разбираться, кто тут виноват, а кто прав. Потому что убитый ребенок – это убитый ребенок. Никто не собирается делать скидку на то, что он был живым щитом с согласия своих родителей.

С другой стороны, армия обороны Израиля ведет политику предупреждения. Если она собирается бомбить какой-то район, оповещаются все жители. Разбрасываются листовки с сообщениями, что этот район будет подвергаться бомбежке, и просьбой население его покинуть. Более того, каждый житель получает на свой телефон звонок, где на автоответчике записано соответствующее сообщение. Но цинизм ХАМАСа дошел до того, что в местах, где разбрасываются листовки, жителям запрещается покидать свои дома под угрозой смерти. То есть живым щитом, женщинами и детьми, они защищают свой ракетный потенциал для продолжения войны с Израилем. Они хранят ракеты в школах, детских садах, мечетях, больницах. Ярким примером этой фантасмагории было обнаружение 30 ракет на территории школы, которой управляет UNRWA — Агентство помощи палестинским беженцам ООН. Извинившись перед Израилем, ООН вернула ракеты ХАМАСу…

— Вы упомянули, что в Израиле призывают к свержению власти ХАМАСа в качестве главной цели операции. Но этого вряд ли удастся добиться в течение короткого времени. Значит, Израиль может оказаться перед лицом затяжной войны?

— Я не знаю, действительно ли в ходе этой операции израильское руководство намерено свергать ХАМАС. Это очень трудно предсказать. Как я сказал, у нас звучат такие голоса. Биньямин Нетаньяху в прошлом также неоднократно высказывался о том, что власть ХАМАСа должна быть свергнута. Тем не менее, у израильских стратегов продолжает существовать теория, что ослабленный ХАМАС потенциально для нас лучше, чем другие террористические организации, которые могут придти ему на смену. Сейчас, по всей видимости, в израильском руководстве идет некий стратегический мыслительный процесс. Можно видеть, что руководители страны пока намеренно уклоняются от конкретных ответов и говорят, что цель наземной операции – это борьба с тоннелями.

Но давайте не забывать, что тоннели простираются под Газой, где построен целый подземный город, в котором, собственно, и прячется руководство ХАМАСа. Там же хранятся основные ракетные арсеналы. В рамках борьбы с тоннелями, соответственно, можно и свергнуть власть ХАМАСа. Но пока все это довольно расплывчатые прогнозы.

Разумеется, если будет продолжаться операция по свержению ХАМАСа, то она продлится не одну неделю. Скорее всего, это будет месяц, может быть, даже больше. С другой стороны, пока ХАМАС не почувствует угрозу своей власти, он не согласится на перемирие. Он должен думать о том, как объяснять жителям свои достижения, — ведь народ Газы платит очень большую цену за ракеты, выпускаемые по территории Израиля. Притом не только своими жизнями, но и экономическим положением.

— А есть достоверные данные, насколько велика поддержка ХАМАСа среди населения?

— В секторе Газа растет недовольство ХАМАСом. Как говорят социологи, если бы там сегодня прошли на самом деле демократические выборы, то вряд ли ХАМАС набрал более 15% голосов. Жители сектора видят, что палестинцы на Западном берегу реки Иордан живут совсем другой жизнью: спокойно, в достатке, практически без террора. Большинство жителей Газы хотело бы тоже стать частью Палестинской Автономии и избавиться от власти террористической организации, которая фактически держит их в заложниках.

— На ваш взгляд, отличается ли освещение операции "Нерушимая скала" в мировых СМИ от предыдущих операций?

— Израиль учится на собственных ошибках. На сегодняшний день действия каждого израильского солдата снимаются на видео и заверяются адвокатами.

Я очень внимательно слежу за публикациями в европейских СМИ. Там нет симпатии к ХАМАСу. Там есть симпатии к мирному населению. Есть абсолютно четкое понимание, что главный виновник этой ситуации – ХАМАС, а Израиль делает все возможное, чтобы избежать жертв среди мирного населения.

Нужно обратить внимание и на многочисленные демонстрации. Все выступления в поддержку Газы в Европе организованы, по сути, радикальными исламистскими движениями. Коренное население европейских стран мало их поддерживает. Наоборот, они участвуют в акциях солидарности с Израилем. Такие демонстрации уже прошли в Лондоне, Париже, Амстердаме, Нью-Йорке и многих других городах. Европейцы видят, что произраильские демонстрации проходят в духе мира и любви. Чего, как правило, не скажешь об акциях в поддержку Газы, — они часто заканчиваются насилием. Ведь вместе с миллионами мусульманских эмигрантов западноевропейские страны фактически импортировали практически все конфликты Ближнего Востока. Нагнетание экстремизма и антисемитизма угрожает, в первую очередь, не Израилю, а самой Европе, которая хочет сохранить свои ценности – демократию, свободу совести, веротерпимость, свободу, равенство и братство.

— А насколько может быть эффективным посредничество международного сообщества при решении палестино-израильского конфликта?

— Если это посредничество будет исходить от США, ЕС или Египта, Израиль с радостью согласится на перемирие, как было еще до начала наземной операции. Напомню, Израиль согласился на египетскую инициативу и прекратил огонь на несколько часов, — но ХАМАС все это время продолжал стрелять. Сегодняшний Египет во главе с президентом Ас-Сиси – враг ХАМАСа, а, значит, скорее союзник Израиля, чем противник. В Каире также хотят завершить правление ХАМАСа в Газе, они даже готовы принимать участие в обустройстве и восстановлении сектора после войны. С другой стороны, посредничество Турции или Катара, которые являются откровенным врагами Израиля, принято не будет.

Я также хочу подчеркнуть, что параллельно идут два процесса.

Первый — это переговоры между Израилем и палестинцами. Есть границы, которые существовали до Шестидневной войны 1967 года. Палестинцы утверждают, что их национальное государство должно быть создано в этих пределах, и тогда они готовы прекратить конфликт с Израилем. Переговоры по этому направлению ведутся с 1992 года.

Второй процесс – это рост радикального ислама, который начался в конце 80-х годов в Афганистане. Тогда же появился и ХАМАС, причем не без помощи израильских спецслужб — израильские руководители решили, что лучше пустить энергию палестинцев на религиозное рвение, чем на борьбу с Израилем под флагом ООП… Но ХАМАС не оправдал эти ожидания — он не только не стал мирным противовесом ООП, но превратился в форпост мирового джихада. Сегодня радикальные исламские движения разрушили весь Ближний Восток.

Радикальный ислам ни при каких обстоятельствах не признает право Израиля на существование. ХАМАС не требует границ 1967 года. По их теории, евреи должны быть или уничтожены, или изгнаны с Ближнего Востока. А любая земля, которая когда-либо принадлежала исламу, должна быть завоевана им вновь. Это, кстати, распространяется и на Испанию, и на добрую половину Европы, и на многие территории Российской Федерации.

Эти два процесса, конечно же, влияют друг на друга. Из-за второго появились террористы-смертники, которые, по сути, сорвали мирные переговоры между евреями и палестинцами. Напомню, в 1981 году Израиль вернул Египту в обмен на мир Синайский полуостров, который по площади в 4 раза больше Израиля со всеми палестинскими территориями. Нет никаких сомнений, что террор подорвал веру в саму возможность мирного сосуществования евреев и арабов. Если бы не террор и призывы к уничтожению евреев, то Палестинское государство было бы создано 20 лет назад...

Беседовала Татьяна Хрулева

23.07.2014

Источник: rosbalt.ru