Прошли те времена, когда «Аль-Каида» обращалась к миру от первого лица - Усамы бен Ладена или его заместителя Аймана аз-Завахири. Спустя три года после ликвидации главного злодея уже не верится, что он был.

В доказательство смерти Че Гевары сотрудники ЦРУ оставили хотя бы отрубленные кисти рук. После ликвидации бен Ладена не появилось ни фотографий трупа, ни захваченных документов. Никто не опубликовал даже тестов на ДНК его останков. Кто был убит в той спецоперации? И был ли вообще кто-то убит? Может быть, бен Ладен погиб намного раньше, а может быть, бывший агент ЦРУ живёт где-нибудь на пенсии, пока «Аль-Каидой» руководят другие люди? Последнее аудиопослание Аймана аз-Завахири с угрозами в адрес Барака Обамы было выложено в интернете в 2008 году, что, кстати, подняло рейтинг темнокожего сенатора. Впрочем, и тогда многие считали это обращение фальшивкой, сфабрикованной ЦРУ.

«Все видеообращения и прочие послания бен Ладену не принадлежат, — считает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. — Это — театральная постановка. Тот, кто знает, что и какой рукой правоверный мусульманин может взять, сразу заподозрит подвох».

«Совокупность лжи»

Последним, так сказать, живым свидетельством существования «Аль-Каиды», трагикомичным, был процесс 2012 года, который проходил в Нью-Йорке над неизвестно откуда взявшимся зятем бен Ладена и по совместительству бывшим его пресс-секретарём. Вопрос в том, имеют ли люди, которых Соединённые Штаты причисляют сейчас к «Аль-Каиде» — то в Мали, то в Ираке, то в Марокко — отношение к организации, созданной когда-то бен Ладеном?

«Если вы и пара ваших друзей сидите где-нибудь за столом, — пишет газета Asia Times, — если вы злы и недовольны Америкой или своим правительством, вы можете просто заявить, что вы сторонник идей Усамы бен Ладена, и провозгласить себя «Аль-Каидой» в _____ (заполнить пробел)».

Недавно итальянская газета La Republica посвятила большую статью с описанием географии распространения «Аль-Каиды». Её ячейки заявили о себе уже в 34 странах мира.

Старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников считает, что «предъявляемая миру «Аль-Каида» всё дальше отходит от основного тела организации. В Мали действует своя группировка, в Сирии орудует «Джабхатт ан Нусра», отпочковавшаяся, якобы, от «Аль-Каиды» бен Ладена. Кто это может проверить? Я очень сомневаюсь, что у наших западных партнёров имеются там информаторы, способные предоставить заслуживающие доверия агентурные данные».

Как не вспомнить голливудский фильм «Совокупность лжи»! В нём агент ЦРУ Роджер Феррис, которого играет Ди Каприо, создаёт свою ячейку «Аль-Каиды». Религиозного архитектора Омара Садики он знакомит с мелким подручным джихадистов, переводит на его счета деньги, и весь этот кружок выдаёт за террористическую секту. ЦРУ инсценирует теракт на американской базе в Турции. А Феррис от имени свежеиспечённой ячейки «Аль-Каиды» объявляет о совершённом теракте. Вы скажете: это кино. Но после 11 сентября голливудские сценарии уже не кажутся вымыслом.

«Западные спецслужбы создают подставные ячейки, с помощью которых они проворачивают постановочные теракты, — уверен Гейдар Джемаль. — С их помощью они увеличивают свои бюджеты, выбивают из конгрессов и парламентов новые ассигнования на антитеррористическую борьбу. То, что они делают, приводит к расшатыванию мирового порядка: спецслужбы всегда заинтересованы в хаосе».

Что вообще мы слышим сейчас об «Аль-Каиде»? Reuters, CNN или «Аль-Джазира» показывают бородатых парней с оружием на фоне чёрного флага, которые объявляют себя новой ячейкой этой организации, угрожают Америке и её союзникам. Затем миру демонстрируют что-то, искорёженное взрывом, в доказательство того, что новая ячейка совершила теракт. Сотрудники ЦРУ докладывают, что перехватили телефонный разговор или электронную переписку злодеев из «Аль-Каиды». И наконец, злодеев ликвидируют, что подтверждается картинкой с камеры беспилотника.

Но кого, в действительности, разнесло ракетой в куски? Кто эти люди? И взрывали ли они вообще что-нибудь? Всю информацию мир через глобальные СМИ получает от американских спецслужб или их коллег в Ираке и Пакистане, которые благодарят американцев за помощь в раскрытии очередной ячейки «Аль-Каиды». Например, этим летом иракские спецслужбы выразили благодарность США за поимку террористов. По телевидению были продемонстрированы химические склянки и несколько человек со связанными руками, замотанных с головы до ног в латекс, а также модели игрушечных вертолётов, с помощью которых злодеи собирались распылять яды над … судя по всему, над американцами.

«Американцы всегда работали со всеми: с террористами, экстремистами, фашистами, — уверен директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонид Решетников. — Они входили в различные организации, вербовали людей для работы внутри, создавали параллельные организации, сталкивали их лбами. Всё это преподносится президентам как техническая работа ради главной цели: уничтожения врага США. А то, что рядом с одной «Аль-Каидой» постепенно появляется другая, никого не волнует».

Самый удобный союзник

Теперь обратимся к фактам. В США принято считать, что сотрудничество ЦРУ с «Аль-Каидой» и Усамой бен Ладеном прекратилось после вывода советских войск из Афганистана. Однако это совсем не так. Известно заявление члена Палаты представителей Джона Кезича в Комитете по вооружённым силам США: «В течение 1998–1999 годов мы установили связь с Армией освобождения Косово. Тогда для боевиков бен Ладена эта организация служила сборным пунктом…». То есть ЦРУ помогало косовским албанцам, которые вместе с бен Ладеном боролись с армией Милошевича.

После 11 сентября 2001 года в США появился геополитический термин «террористическая угроза». Как теперь хорошо известно, чтобы в первый раз напасть на Ирак, Соединённым Штатам потребовалась целая дипломатическая спецоперация. Буш-старший заманил Саддама в Кувейт, пообещав, что в Вашингтоне закроют на это глаза. В результате Хусейн был разбит лишь наполовину. Зато после 2001 года ничего не стоило смести его окончательно. После начала бомбардировок Афганистана член сенатского Комитета по вооружённым силам Джо Либерман призвал покончить с Ираком: «Мы ведём войну с терроризмом и не можем ограничиваться бен Ладеном и талибами».

Дальше следует вспомнить Ливию и Сирию. Тут «Аль-Каида» тоже появилась весьма кстати. Трудно представить себе, что оппозиция, возникшая на волне гражданских протестов, снесла бы режим Каддафи даже после того, как американская авиация начала бомбить позиции ливийского льва. Ударной силой были другие люди. Именно они на любой видеозаписи из Сирии, выложенной в Yotube, через каждые пять секунд кричат «Аллах акбар!». И они совсем не похожи на студентов и учителей.

Когда главу Госдепа США Джона Керри спросили в Сенате, а «нет ли среди них членов «Аль-Каиды»?», он, разумеется, ответил «нет!». Не мог же он, в самом деле, сказать, что в данном случае Америка действует в тесной связке с террористической организацией.

Соединённые Штаты умеют работать со всеми. В Афганистане они тринадцать лет сражались с талибами, не отделяя их от «Аль-Каиды», а потом вдруг объявили их вменяемыми и начали переговоры через пакистанскую разведку. Сергей Каменев, кандидат экономических наук, заведующий сектором Пакистана Института Востоковедения РАН, считает, что США изменили своё отношение к талибам, когда поняли, что только договорённость с ними может продлить жизнь режиму Карзая. «Соединённые Штаты, — уверяет он, — предпринимают попытки если не поставить под контроль — это крайне сложно, — то, по крайней мере, навести мосты с движением Талибан в Пакистане и Афганистане». С согласия американцев в Катаре появилась штаб-квартира этого движения, где проходят переговоры при посредничестве пакистанских спецслужб. США объясняют, что есть плохие талибы и не очень плохие — радикальные и умеренные.

По мнению Леонида Решетникова, это нехитрая уловка: «Деление весьма условное. Кто есть кто на самом деле, не поймёшь. Все радикальные! Но американцы своему руководству так и докладывают: есть умеренное крыло, которое также устраивает теракты, но в результате этих терактов погибает на 20 процентов меньше населения. Вот с этими «умеренными» талибами мы и работаем».

Удивительным образом «Аль-Каида» всплыла и в отношениях с основным геополитическим соперником США — Китаем. «Движение за свободу уйгуров» и «Центрально-азиатская уйгурская партия Джихада» финансируются «Аль-Каидой» и тренируются в её лагерях. Объявленная цель исламских мятежников на территории Китая — создание Исламского халифата в этом регионе, в который предполагается включить Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Уйгурский автономный округ Китая. Таким образом, получается, что задачи «Аль-Каиды» совпадают с планами расчленения Китая по сценарию распада СССР.

Ну и последнее. Всё, о чём рассказал миру Эдвард Сноуден: и чрезвычайные полномочия Агентства национальной безопасности, и Патриотический акт, ограничивший права американцев, — всё это стало возможным благодаря террористической угрозе и бесконечной войне с терроризмом. «Аль-Каида» стала брендом, который уже наполовину принадлежит США. Соединённые Штаты решают, где «Аль-Каида» есть, а где её нет, когда она нанесёт удар и по кому. По сути, есть две «Аль-Каиды». Одна, которая существует где-то глубоко в подполье, как легенда, — и другая, о которой миру сообщает Америка и от имени которой сама может действовать.

Дмитрий Графов

30/01/2014

Источник: odnako.org