В восточных районах Джамахирии исторически сложились условия для восприятия радикальных идей. Здесь население более восприимчиво к идеологии «Аль-Каиды» и аффилированных с ней организаций.

 

В середине XIX в. среди части мусульман Ливии получило распространение учение суфия Мухаммеда ибн Али ас-Сенуси, выходца из Алжира. В 1837 г. он основал в Мекке орден сенусийю. В 50-х г XIX в., после его приезда в Ливию, на территории Киренаики было создано несколько завий (обителей) этого ордена, а также религиозных и учебных заведений.

Последователи сенусийи создали мощную военную организацию.

Для сенуситов характерно ожидание пришествия «махди» (мессии), который, согласно их учению, должен восстановить первоначальный чистый ислам (собственно, то же самое, к чему призывают салафиты). Известный исламовед Э.Э. Эванс-Притчард пишет: «В отличие от глав большинства мусульманских орденов, которые быстро распались на автономные части, последователи сенусийи сохранили в целостности свою организацию и возможность управлять ею. Им удалось добиться этого благодаря тому, что они приспособили орденские «ложи» к племенной структуре. Центром деятельности сенуситов традиционно остается Киренаика».

Орден вел активную антиколониальную борьбу против французских войск в районе оз. Чад. Во время Первой мировой войны последователи сенусийи вместе с Турцией и Германией выступили против Италии и Великобритании. С приходом к власти фашистов Италия ужесточила свою колониальную политику в отношении Киренаики и Триполитании. Несмотря на отчаянное сопротивление, которое возглавляли сенуситские лидеры, в начале 30-х гг. итальянцам удалось полностью покорить страну.

После того как Ливия в 1951 г. обрела независимость, власть в стране перешла в руки главы сенуситского ордена. Однако сокрушительный удар по сенуситскому ордену нанесла революция 1969 г.

Режим М. Каддафи приложил значительные усилия для изоляции и ликвидации ордена. В настоящее время его лидеры проживают в Европе. Идеология ордена не претерпела существенных изменений. Сенуситы выступают за теократический принцип построения государства. Деятельность на местах регулируется шейхами или «эмиссарами», назначаемыми главой ордена, который обладает достаточной способностью для мобилизации масс. Даже с учетом современных условий опыт политической и военной борьбы населения Киренаики, исторические обиды на правящий режим только добавляют градус конфликтности и решимости в борьбе против режима М. Каддафи.

Восток Ливии стал также центром деятельности радикалов, группирующихся под знаменем ислама. В настоящее время здесь укрепляет свои позиции организация «Аль-Джамаа аль-Исламия аль-Мукатиля» (ДИМ), официально объявившая о своем создании в 1995 г.

Отдельные ливийские исламистские группировки начали борьбу против правящего режима М. Каддафи в 80-х гг. В 1982 г. они стали объединяться под руководством Аваза аз-Зувави, студента факультета исламской юриспруденции в г. Триполи. По заявлению прежнего члена Совета шуры ДИМ Н. Бенотмена, к 1992 г. организация окончательно структурно оформилась и поставила целью свергнуть режим М. Каддафи и создать на территории Ливии исламское государство. Летом 1995 г. группировка провела ряд террористических акций с целью дестабилизации обстановки в стране. В октябре того же года у ДИМ появился официальный сайт в Интернете. В 1996 г. в горных районах Ливии против ДИМ была проведена войсковая операция, в которой были задействованы до 10 тыс. военнослужащих страны. Несколько раз группировка предпринимала попытки уничтожения М. Каддафи. Члены «Аль-Джамаа аль-Исламия аль-Мукатиля», скрываясь от преследований властей, наладили инфраструктуру в различных европейских и арабских странах.

Моджахеды ливийской радикальной группировки ДИМ давно наладили связи с местными магрибинскими экстремистскими организациями салафитской направленности. Во время гражданской войны в Алжире в 90-х гг. они тесно сотрудничали с Вооруженной исламской группой (ВИГ) и Салафитской группой проповеди и джихада. При этом ливийцы стремились не только таким образом накопить боевой опыт, но и впоследствии использовать территорию Алжира для проведения военных операций в самой Ливии. Наряду с этим в 2001 г. они активно принимали участие в боевых действиях в Афганистане против коалиционных войск. Духовный лидер ДИМ А. ас-Саади получил от руководителя движения «Талибан» муллы Омара титул «шейха арабов в Афганистане». Ас-Саади был известен своими выступлениями перед курсантами военно-тренировочных лагерей, расположенных на территории страны. Во время правления талибов в Афганистане для борьбы с режимом Каддафи были подготовлены около 1000 ливийцев. Многие лидеры ДИМ воевали вместе с руководителями «Аль-Каиды» в 80–90-е гг. и лично знакомы с У. бен Ладеном, заверяли его в преданности идеалам салафизма и вселенского джихада.

После начала военных действий в Ираке ливийцы стали второй по численности, после саудовцев, группой иностранных боевиков, выступивших на стороне «Аль-Каиды». Ряд членов ДИМ вошли в близкое окружение У. бен Ладена. Безусловно, нельзя утверждать, что все они — представители «Аль-Джамаа аль-Исламия аль-Мукатиля». Большинство ливийских добровольцев происходят из г. Бенгази, который традиционно является центром исламистов, настроенных оппозиционно по отношению к правящему режиму М. Каддафи.

Имамы мечетей г. Бенгази издали фетву, в которой содержится призыв к джихаду против оккупантов в Ираке и Афганистане. Отец моджахеда Али Атыйи Мухаммада Буджафула Зваи из Бенгази, убитого в октябре 2007 г., говорит, что «его сын был впечатлен рассказами о представителях своего клана, которые в прошлом героически погибли в боях против итальянских оккупантов. Он оставил престижную работу и уехал воевать в Ирак».

Призыв к джихаду находит отклик в тех семьях, где особенно ревностно соблюдаются религиозные исламские нормы. Трое братьев из племени Ишкаль Хамза отправились в Ирак по требованию их отца, чтобы выполнить религиозный долг — участвовать в джихаде против оккупантов и отстаивать «честь мусульман в этой стране». В марте 2010 г. имам мечети Ахмада Паши в Триполи выступил с хвалебной речью в адрес тех моджахедов, которые ведут борьбу против американцев и их союзников в Ираке.

Вместе с тем идеологические установки организации были далеки от ориентиров глобального джихада «Аль-Каиды». Ливийцы, в отличие от этой международной структуры, делали акцент на свержении правящего режима М. Каддафи. На этой почве у них неоднократно возникали противоречия с «Аль-Каидой» и алжирскими моджахедами в Афганистане.

Жесткие меры Триполи против членов ДИМ значительно осложнили диверсионные возможности организации в стране. В ответ на это исламисты переместили свою деятельность в государства Европы, где они активно занимались пропагандистской работой, вели активную агитационную работу, переправляли своих активистов с целью приобретения боевого опыта в «горячие точки», проводили кампанию по сбору средств для джихада в Джамахирии. Несмотря на практически полное отсутствие диверсионных операций непосредственно в стране, организация накапливала боевой потенциал и создавала так называемые спящие ячейки, причем оплотом ее деятельности стали восточные районы СНЛАД.

Осознавая угрозу, которая в перспективе могла представлять ДИМ, власти Ливии начали переговорный процесс с находящимися в тюрьмах страны и на свободе членами организации, включая ее лидера А. Садека, его заместителя А. Хазема, духовного лидера А. Муадира, а также с представителем группировки в Афганистане А. Либи. Ответственным за проведение диалога был назначен сын лидера СНЛАД Сейф аль-Ислам. За отказ от боевых действий власти гарантировали свободу активистам организации. В сентябре 2009 г. ливийская радикальная исламистская группировка ДИМ опубликовала 417-страничный документ с критикой идеологии «Аль-Каиды», изложением причин отказа от борьбы с режимом М. Каддафи. Заявления руководителей группировки даже с учетом того, что их авторы находятся в тюрьме, а следовательно, отказались от радикализма скорее всего под давлением, не оказали значительного воздействия на расстановку идеологических акцентов джихадистских группировок Северной Африки. Первые лица «Аль-Каиды» пока не прореагировали на данный документ, вероятно чтобы не привлекать к нему излишнего внимания.

Это стало результатом трехлетнего переговорного процесса между находящимися в тюрьмах руководителями ДИМ и ливийскими властями. Таким образом, с марта 2006 г. из тюрем были отпущены около 300 членов ДИМ. Новая политическая ситуация в Ливии позволит им реанимировать радикальное подполье, как это произошло в Йемене. В рядах ДИМ состоят иракские и афганские ветераны, которые по возвращении будут делиться боевым опытом с оппозиционерами.

Радикалы от ислама будут стараться поддерживать свое присутствие в Ливии, а также «исламизировать» отдельные подразделения повстанцев, принимающих участие в боевых действиях в стране, в последующем объявив еще об одном очаге джихада.

События, произошедшие в Тунисе и Египте, во многом подорвали авторитет радикалов в глазах широких масс. Эффект от усилий, которые предпринимали идеологи «Аль-Каиды», призывавшие народ к борьбе с «ближним врагом» — местными вероотступническими режимами, оказался намного ниже, чем протестные настроения широких масс, выступивших против Х. Мубарака, Бен Али и М. Каддафи. При этом радикалы от ислама не могли повлиять на эти стихийные революции. Они утрачивают инициативу среди населения региона.

Свержение местных лидеров произошло без участия салафитов. Радикальные исламисты могут теперь лишь воспользоваться складывающейся политической конъюнктурой, перегруппировать силы, оказать поддержку силам вооруженной оппозиции, чтобы в перспективе за свои услуги создать в некоторых районах базы по подготовке боевиков.

Д.А. Нечитайло, Институт Ближнего Востока,

18.03.2011