Ахмадия (احمدیه), Ахмадийская Мусульманская Община (Кадианиты) — религиозная секта, отделившаяся [1] от ислама. Наибольшего распространения «Ахмадия» получило в Пакистане, а также в меньшей степени — в Иране и Афганистане, в последнее время миссионеры секты начали активную пропаганду своего учения на территории других стран мира. Последователи секты чаще всего называют себя «Ахмадистским движением в исламе», несмотря на то, что ортодоксальные мусульманские учёные-богословы единогласно признают её последователей вышедшими из ислама.

История

Ахмадия возникла в 18821889-х годах в Пенджабе, Индии. Основателем был Мирза Гулам Ахмад (18351908 гг.), в прошлом мелкий чиновник, ставший впоследствии религиозным проповедником. Мирза начинает свой путь от простого мусульманина-суннита, заявляя в последующем о том, что он является великим ученым, затем — учеником пророкаМухаммада, затем — обещанным в исламе Махди и «Обетованным Мессией», «Христом», затем «перевоплощением пророка Мухаммада», затем — новым пророком и перевоплощением всех пророков сразу, «сыном божьим», а в конце-концов Мирза объявляет себя перевоплотившимся Кришной.

В колониальной Индии руководство Ахмадитов поддерживало довольно тесные связи с английской администрацией. Одним из основных тезисов её учения было отрицание необходимости джихада против британского протектората. До 1953 года верхушка Ахмадитов сосредотачивала в своих руках многие правительственные посты и играла важную роль в экономической и политической жизни Пакистана. В январе-апреле 1953 г. в Пакистане имели место сильные антиахмадийские волнения, вызванные, кроме религиозного фактора, ещё и недовольством населения политикой правительства страны. Волнения были подавлены.

Печатный орган Ахмадитов — Review of Religion, издаётся с 1902 года. В настоящее время (на 2005 год) в мире имеется — по различным независимым оценкам — от 2 до 10 миллионов членов Ахмадии (по информации самих ахмадитов их — от 80 до 200 миллионов). В 1947 году Ахмадия насчитывала 500 тысяч человек. Ежегодно многие тысячи последователей учения собираются на праздник возле священной горы недалеко от города Берат, в Албании.

Название

Ахмад — одно из имен пророка Мухаммада. Родители Мирзы Кадиани назвали его Гулям-Ахмад, что означает «мальчик или раб Ахмада». Очевидно, его родители следовали очень распространенной практике, связывая имя своего сына с последним (для ислама) пророком. Полное имя Мирзы — Мирза Гулям Ахмад Кадиани. Согласно традиции, последователи Мирзы Кадиани, должны были бы назвать себя «мирзаитами» или «кадианитами», чтобы подчеркнуть тем самым близость к своему вождю. Но они не сделали этого. Вполне очевидно, что выбор второй части имени своего духовного лидера, противоречащий принятой традиции, нацелен на то, чтобы так или иначе связать идеи Мирзы с именем пророка Мухаммада. Последователи секты оправдывают свое самоназвание опираясь на собственную интерпретацию смысла священного Корана. В своем истолковании, Мирза утверждал, что стих: «…и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому будет Ахмад» [2], являющийся предсказанием пришествия пророка Мухаммада, на самом деле относится к нему (к Мирзе).

Мусульманские ученые-богословы призывают называть последователей секты «кадианитами», а само их учение «кадионизмом» и не рекомендуют применять по отношению к ним название «Ахмадия» или «ахмадизм».

Учение

Мирза Ахмад Кадиани считается автором многих писаний, многие из которых, по мнению некоторых исследователей, на самом деле являются произведениями его учеников.

Основные пункты вероучения:

Ахмадийская Мусульманская Община (далее — АМО) отвергает концепцию полной завершённости цепи пророчества в Мухаммаде, как это утверждается в Коране, сунне Пророка Мухаммада.

АМО утверждает, что Мирза Гулям Кадиани был пророком и посланником Бога.

АМО основана на вере, что Мирза был вторым пришествием пророка Мухаммада.

АМО отвергает исламскую концепцию завершённости откровений Аллаха человечеству, изложенную в священном Коране.

АМО придерживаются того, что «откровения», содержащиеся в книгах Мирзы Гуляма, стоят на том же уровне, что и все предшествующие истинные послания (Коран, Библия, Тора).

АМО отвергает достоверную Сунну пророка Мухаммада, опираясь на откровения Мирзы, и учит своих последователей его интерпретациям священного Корана. Надо отметить, что руководство кадианитов сфабриковало несколько недостоверных переводов священного Корана.

АМО учит, что Иисус был распят, но остался жив, поправился от ран, бежал в Кашмир (Индия), жил там в течение 86 лет, умер и похоронен там и больше не вернётся.

АМО учит, что Мирза Гулям был обещанным Махди.

АМО утверждает, что Мирза Гулям был обещанным мессией. Кадианиты отвергают второе пришествие Иисуса в качестве обещанного мессии незадолго до Судного дня.

АМО объявляет тех, кто не принимает или отвергает заявления Мирзы, — неверующими (куффар). Кадианиты объявили всех мусульман — неверующими и запретили последователям своего культа выдавать дочерей замуж за мусульман, молиться позади имама-мусульманина и возносить мольбы за умерших мусульман, вне зависимости ребёнок это был или взрослый.

АМО объявила Джихад, в особенности против британских колониальных властей, оккупировавших в то время Индию, — запретным (харам).

АМО утверждает, что всецелая преданность и повиновение британскому правительству, — есть часть веры (иман). Кадианиты должны стремиться пожертвовать своим имуществом, талантом и душой ради Британии. Уместно сказать, что ныне штаб-квартира движения кадианитов находится в Англии.

АМО считает два места, индийскую деревню Кадиан и небольшой город в Пакистане, столь же священными как Мекка и Мадина. Кадианиты совершают хадж в эти места, посещая своё ежегодное собрание, вместо посещения Мекки.

АМО утверждает, что Мирза Гулям превосходит всех пророков Аллаха.

АМО относится к сотоварищам Мирзы Гуляма как к сахабам пророка Мухаммада, а жен Мирзы считает матерями верующих (уммахату-ль-муминин).

АМО выдвигает идею, что многие аяты священного Корана были ниспосланы Мирзе Гуляму и что многие из похвал пророку Мухаммаду, упомянутые в Коране, на самом деле относятся к Мирзе.

АМО заявляет, что мечеть Мирзы в Кадиане (Индия) является масджиду-аль-Акса.

Этапы проповеднической деятельности Мирзы Кадиани

Саму проповедническую деятельность Мирзы, опираясь на хронологический порядок его заявлений, можно разделить на несколько этапов, рассмотренных ниже.

Простой мусульманин-суннит

В детстве и юности Мирза Гулям учился принципам суннитского ислама. Писания Мирзы Гуляма в течение этого периода соответствуют исламскому учению. Писания этого периода — те, которые демонстрируют сами кадианиты, когда пытаются доказать, что Мирза был мусульманином и не отклонялся от ислама.

Некоторые из его писем того периода:

«Коран не дозволяет появление какого-либо пророка после пришествия пророка Мухаммада, вне зависимости от того является он новым или старым. Все знание, которым обладал пророк было передано ангелом Джибрилем и дверь нисшествия Джибриля для внушения откровений пророчества закрыта навсегда. Как может теперь прийти пророк, не имея доступ к пророческим откровениям?» (Изаляту-ль-аухам, с. 761)

«Я верю, что человек, который отвергает доктрину последнего пророчества — неверующий и вышедший из ислама». (Таблиг-и-рисалят, т. 2, с. 44. Также прочитано в Джама Масджид, Дели, 23 октября 1891).

«Я верю во все пункты веры, как предписано суннитской школой ислама, и я принимаю все, что согласуется с Кораном и хадисом. Я полностью придерживаюсь доктрины, что Мухаммад является последним из пророков, и что любой претендент на пророчество после него является самозванцем и кафиром. Моя вера состоит в том, что откровения пророчества, началось с Адама и завершилось на пророке Мухаммаде». (Маджмуха-истахарет, с. 230—231; Таблиг-и-рисалят, т. 2, с. 20. Также опубликовано в кадианианской листовке, датированной 2 октября 1891; 20 шаабан 1313 г.х.)

Превосходство над великими мусульманами

В этот период, Мирза Гулям начинает утверждать, что он превосходит сподвижников и членов семейства пророка Мухаммада. Затем Мирза обращается к нападкам на великих людей ислама.

Имеются некоторые из его писем этого периода:

«Оставьте ваши ссоры относительно старого халифата. Живой Али — среди вас. Зачем вам искать мертвого Али?» (Аль-Хакам, т. 4, 10 ноября 1900 г.)

«Они обвиняют меня в том, что я ставлю себя выше Хасана и Хусайна. Я сообщаю им снова, что это действительно так, и что Бог очень скоро докажет это». (Иджазу-ль-масих)

«Сотни Хусайнов я имею за своим воротником». (Аль-Хукум, 16 июня, 1904 г.)

«Жаль, что люди не видят, что Коран не дал Хусайну даже сыновства. В нём даже не упомянуто его имя. Даже Зайд лучше чем Хусайн, поскольку его имя упомянуто в Коране». (Назуль-и-масиах, с. 45)

Ученик пророка Мухаммада

В этой стадии Мирза Гулям начал заявлять, что имеет связь с Богом и является «частичным пророком».

Некоторые из его писем этого периода:

«Нет сомнения, что его святость (то есть Мирза) пришёл к этой Умме как мухаддис, который в некотором смысле подобен пророку, хотя и не является полностью пророком. Однако, он — частично пророк и тот, кто отвергает его, — подвергается наказанию ада в некоторой степени». (Тоузиху-ль-марам, с. 18)

«Сначала я думал, что не подобен Христу, который был пророком и одним из наиболее угодных Богу, и если имелись какие-то признаки милости Бога, проявляемые ко мне, то я рассматривал их как частичное покровительство. Но позже откровения Бога начали изливаться на меня подобно дождю, и это произвело изменение в моей вере, и мне было дано звание пророка, но оно было пророком в одном смысле и учеником пророка в другом смысле». (Хакикату-ль-вахи, с. 149—150)

Все это явно противоречит фундаментальным основам исламского вероучения, что подтверждается достоверными хадисами, некоторые из которых приводятся ниже:

«Ты (Али ибн Абу Талиб) по отношению ко мне, как Харун по отношению к Мусе. Но после меня не придет посланник.» (Аль-Бухари, Муслим передал подобный хадис, заканчивающийся «…нет пророчества после меня».)

«Поистине, тридцать лжецов будут рождены в моей Умме. Каждый из них будет утверждать, что является пророком, в то время как я — последний из пророков и не будет пророка после меня». (Сб. хадисов «Сахих» Муслим)

Ожидаемый Махди

Следующим шагом Мирзы было объявление себя ожидаемым мусульманами Махди. Рассчитывая на невежество простых людей, он не особо заботился о том, что никак не соответствует исламским пророчествам о Махди.

Некоторые из его писем этого периода:

«Мирза Сахиб также утверждал, что был обещанным Махди, не Махди, который занимался завоеванием и кровопролитием, но Махди рассудительности, который победит своих противников аргументами. Он назвал себя обещанным Махди, превосходящим многих пророков». (Ми’ару-ль-ахйар, с. 11)

Обещанный Мессия

Далее Мерза Гулями заявляет, что является «Обещанным Мессией», «Христосом», при этом опровергая учение ислама о втором пришествии пророка Исы (Иисуса). Чтобы объяснить факт, что он, в отличие от предсказанного мессии, не снизошёл с небес в сопровождении ангелов, он измыслил повествование об Иисусе. В этой ложной истории Иисус — распят, но не умирает и при этом не возносится к Аллаху, чтобы ожидать времени исполнения своей миссии как обещанный мессия. Вместо этого, Иисус, оправившись от ран, бежит в Кашмир, где спокойно живёт до восьмидесяти шести лет, не призывая к исламу и не оставляя ни одного следа своего пребывания там. Таким образом, Иисус, по версии Мирзы, — умер и не должен вернуться в этот мир второй раз, а обещанный Христос — это сам Мирза.

Некоторые из писем этого периода:

«Вы — благословлены. Мессия пришёл к вам. Бог, Всемогущий поместил Свою руку на него и даровал ему Свою красноречивую речь… Вы — благословлены. Махди времени пришёл к вам с огромным сокровищем и бесконечным богатством… Люди, я — мессия линии Мухаммада, и я — Ахмад Аль-Махди». (Хутба ильхамийа, с. 60, 61, 98)

«Оставьте все упоминания о сыне Марйам, Гулям Ахмад гораздо более велик». (Дафиу-ль-баля, с. 20)

«Нет сомнения, что я — мессия. Я пришёл с истиной. Иса умер и больше не подобен вам, живущим». (Аль-Кадиани, Тухфату-н-надва, с. 1)

«Что касается нисхождения Исы с небес, то мы доказали, что это ошибка, в нашей книге. Поэтому мы не можем найти ничего об этом в Коране. С другой стороны, Коран подтверждает его смерть». (Нуру-ль-хакк, т. 1, с. 51)

«Теория нисхождения Исы, пророка Аллаха, с небес, — была новшеством христиан. Настолько, что Коран счел нужным сказать, что Иса умер и находится среди мертвых». (Хутба альмахиа, с. 4)

«Без сомнения доктрина нисхождения Исы пришла от христиан и является их измышлением. Те мусульмане, которые верят, что Иса сойдет с небес, — не следуют истине, они заблудились в долине замешательства». (там же, с. 6)

«Я заявляю, что я — тот Христос, о котором имеются пророчества во всех священных писаниях, что его пришествие будет иметь место в последние дни этого мира». (Тухфа-и-гуладийа, с. 195). [Обратите внимание на то, что уже прошло около ста лет после слов Мирзы о «последних днях». — прим. ред.]

"Бог послал Умме обещанного мессию, который, в своем великолепии, гораздо более велик, чем предыдущий мессия. Клянусь Богом, если бы Иса, сын Марйам, был в мое время, он не смог бы сделать то, что делаю я, и показать знамения, которые показаны через меня. (Хакикату-ль-вахи, с. 148)

«Клянусь Тем, Кто держит мою жизнь, что Он послал меня и Он назвал меня пророком, и Он назвал меня обещанным мессией, и подтвердил мои слова великими знамениями, число которых превышает три миллиона». (Татимма-и-хакикату-ль-кахи, с. 68)

Перевоплощение пророка Мухаммада

Так как теория Мирзы о новом пророке, о том что Иисус мертв и не вернется во второй раз не совпадали с фундаментальными основами исламского вероучением, Мирза стал применять искаженный перевод священного Корана, а также заявил, что является усовершенствованным перевоплощением пророка Мухаммада.

Некоторые из его писем этого периода:

«Я — тот же пророк, воплощение „печати пророков“ и двадцать лет назад в книге Барахин-и-ахмадийа, я назван Богом именами Мухаммада и Ахмада и объявлен Самим Богом, что являюсь тем же пророком во плоти и крови». (Айк галатика-изаля, Мирза Гулям Кадиани)

«Тот, кто входит в мой джамаат, вступает в джамаат сподвижников Пророка (Мухаммада)». (Аль-Бадр, с. 258)

«Тот, кто делает различие между мной и Аль-Мустафой (то есть Мухаммадом), не узнал меня и не видел меня». (там же, с. 259)

«Мухаммад вновь ниспослан среди нас. Его новое положение — есть усовершенствование его первого пришествия. Если кто-то желает видеть Мухаммада, акмаль (более совершенным), то ему надо видеть Гуляма Ахмада в Кадиане». (Аль-Бадр, 5 октября 1906; написано поэтом и издано Мирзой Гулямом Кадиани)

«Поистине, Мухаммад совершил только три тысячи чудес… Мои же чудеса превышают один миллион по числу». (Иджаз-и-ахмади, с. 79; Тазкирату-ш-шахадатайн, с. 41)

«Клянусь Богом, в чьей руке покоится моя душа. Он видел меня и Он назвал меня пророком и назвал меня обещанным мессией; и для подтверждения моего заявления о пророчестве, Он показал много знамений; их число достигает трехсот тысяч». (Приложение к Хакикату-ль-вахи, с. 68)

«Человек может достигнуть духовного положения выше, чем любой другой человек; если кто-либо желает, он может подняться даже выше Мухаммада». (Аль-Фадль, 17 июля 1902 г., Мирза Башир Ад-Дин Махмуд Кадиани).

«Что касается его (то есть Мухаммада), то для него затмили луну, а для меня затмили две ярких луны (солнечное затмение). Как смеете вы отрицать это? Если его калям (речь) была чудом, знамением, то мой калям — также чудо». (Иджаз-и-ахмади, с. 79)

Отступничество и новый пророк

С течением времени Мирза вновь заявил, что он является новым пророком.

Некоторые из его писем этого периода:

«Истинный Бог — Тот, Кто послал Своего посланника в Кадиан». (Дафиу-ль-баля, с. 11)

«Как могу я отказаться от откровений Бога, которые приходят ко мне в течение последних двадцати трех лет [Мирза мастерски обыгрывает ситуацию с 23 годами откровений истинного пророка Мухаммада — прим. ред.]. Я верю в это священное откровение так же, как верю в откровения до меня». (Хакикату-ль-вахи, с. 15)

«Мы заявляем, что являемся посланником и пророком». (Аль-Бадр, 5 марта 1908, Мирза Гулям Кадиани)

«Мне дали то, что не было дано ни одному другому человеку во вселенной». (Тазкира, с. 658)

«Аят: „Он — посланник Аллаха и печать пророков“ содержит тайный намек на пророчество, и он состоит в том, что пришествие пророков запечатано навсегда, кроме воплощения пророка, который является никем иным, как самим пророком, получающим откровения от Бога подобно пророкам древности. Так как я был помазан быть пророком, который должен был прийти, я был сделан воплощением пророка» (Айк галатика-изаля, Мирза Гулям Кадиани) [Мирза оказался единственным, кто углядел в этом аяте «тайный намек» на индуистскую доктрину перевоплощения! — прим. ред.]

«Слушайте! Мы послали к вам посланника как свидетеля среди вас, как Мы когда-то послали посланника к фараону». (Хакикату-ль-вахи, с. 101)

«Не бойся (обращение к Мирзе). Слушай! Посланники не боятся в моем присутствии». (Хакикату-ль-вахи, с. 91)

«Я клянусь Богом, в Чьей руке моя жизнь, и говорю, что именно Он помазал меня и назвал меня пророком и мессией». (Хакикату-ль-вахи, приложение, с. 68, Мирза Гулям Кадиани)

«Он (Мирза) — пророк Бога и подобен каждому пророку». (Хакикату-ль-вахи, с. 79, Мирза Гулям Кадиани)

«Я — единственный человек, избранный из приверженцев ислама, чтобы принять откровения и знание незримого. Ни один святой из этого сообщества не имел столь великую долю, титул пророка выпал на меня одного». (Хакикату-ль-вахи, с. 391, Мирза Гулям Кадиани)

«Я утверждаю, что я — посланник (расуль) и пророк (наби)». (Аль-Бадр, 5/3/1908)

«Поистине, Мы послали тебя (то есть Мирзу) как милость для миров». (Хакикату-ль-вахи, с. 82, Мирза Гулям Кадиани)

«Я (Бог) установлю им этого пророка (опять же имеется в виду Мирза)». (Хакикату-ль-вахи, с. 87, Мирза Гулям Кадиани)

«Мы даровали тебе изобилие». (Анджам азам, с. 58; Тазкира, с. 652)

Следует отметить, что последние три высказывания скопированы из Корана.

Воплощение всех пророков

Мирза Гулям утверждал, что был пророком, однако его характер не совпадал с характером всех предшествующих истинных пророков, и он не был способен совершать чудеса. Мы уже видели его слабые попытки подкрепить свои претензии путем ложных обвинений против пророков. На этой стадии он пытается представить себя наследником благих черт всех пророков.

Его заявления этого периода:

«Что бы ни было дано каждому отдельному пророку, все это вместе дано мне». (Нузуль-и-Масих, с. 99) [Лжепророк Мусайлима был гораздо скромнее! — прим. ред.]

«Тот, в кого вступил Бог, пребывал в одежде пророков». (Анджам азам, с. 53)

«Я — мессия времени, и я — Моисей, к которому Бог обратил Свою речь. Я — избранный Мухаммад и Ахмад». (Тарйаку-ль-кулюб, с. 3)

«Мой Господь уподобил меня Адаму: Аллах сделал меня Адамом и дал мне все, что было дано отцу человечества». (Хутба-и-ильхамийа, с. 253—254)

«Не было пророка, чье имя не было бы дано мне. Я упоминал в „Барахин-и-ахмадийа“, что я являюсь Адамом, я — Ной, я — Исаак, я — Иаков, я — Исмаил, я — Моисей, я — Авраам, я — Иисус и я — Мухаммад. В качестве воплощенного пророка». (Татимма-хакикату-ль-вахи, с. 84, Мирза Гулям Кадиани).

Кришна

Так как Мирза проживал в Индии, то можно было ожидать, что он воззовет к индуистам, связывая себя с их божеством, Кришной.

Его заявления этого периода:

«Арийский народ ожидает пришествия Шри Кришны. Я — тот самый Кришна, и это заявление не только мое, но Сам Бог неоднократно ниспосылал мне откровение, что я являюсь тем самым Кришной, царем ариев, пришедшим в последние дни мира». (Хакикату-ль-вахи, с. 45, Мирза Гулям Кадиани)

Сын Бога

«Ты для Меня, как Мой сын». (Хакикату-ль-вахи, с. 86; Тазкира, с. 526, 642)

«Слушай Меня, сын Мой». (Аль-Бушра, т. 1, с. 49)

«Бог предпочел тебя превыше всего остального». (Тазкира, с. 469, 579, 638)

«Ты — от Меня, и Я — от тебя: твоя внешность — Моя внешность». (Тазкира, с. 650, 700)

«Если бы не ты, Я не создал бы небеса». (Хакикату-ль-вахи, с. 85; Истифта, с. 604, 649)

«Ты (Мирза) — от Нашей воды, а они (остальное человечество) — из праха». (Анджам-и-азам, с. 55; Тазкира, с. 204)

«Небеса и земля — с тобой, как они — со Мной». (Анджам-и-азам, с. 52; Тазкира, с. 65, 2-я редакция).

«Слушай Меня, сын Мой; ты — творение от Моей воды, а они (человечество) — из праха…».

«Христос и я (Мирза Гулям, естественно) находимся в положении, в котором мы можем быть названы сыновьями Бога». (Дафиу-ль-баля, с. 6; Хакикату-ль-вахи, с. 86; Арбайн, с. 34, Мирза Гулям Кадиани)

«Ты — творение, как сын для Меня; ты — творение, подобное Моим детям; ты — творение, столь же дорогое для Меня, как Мое единство». (Таухид и Тафрид, Мирза Гулям Кадиани)

«Я собрал небеса для тебя и ради тебя Я буду являть Мои знамения». (Хакикату-ль-вахи, с. 94)

Ахмадия и традиционный ислам

Мусульманские учёные-богословы единогласно признают её последователей вышедшими из ислама. Всемирная Исламская Лига признала Ахмадия «враждебным Исламу течением».[3]

Примечания

 Интерфакс-Религия: Павел Пучков, академик РАЕН. О классификации религий. Часть III

 Коран, 61:6

 Статья о движении на сайте islam.ru(недоступная ссылка)

Литература

Али-заде, А. А. Ахмадиты // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8.

Али-заде, А. А. Кадианиты // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8.

Милославский Г.В. Ал-Ахмадийа // Ислам: Энциклопедический словарь / Отв. ред. Прозоров С.М.. — М.: Наука, 1991. — С.31

 

Ахмадийская Мусульманская Община

Ахмадия (احمدیه), Ахмадийская Мусульманская Община (Кадианиты) — религиозная секта, отделившаяся [1] от ислама. Наибольшего распространения «Ахмадия» получило в Пакистане, а также в меньшей степени — в Иране и Афганистане, в последнее время миссионеры секты начали активную пропаганду своего учения на территории других стран мира. Последователи секты чаще всего называют себя «Ахмадистским движением в исламе», несмотря на то, что ортодоксальные мусульманские учёные-богословы единогласно признают её последователей вышедшими из ислама.

История

Ахмадия возникла в 18821889-х годах в Пенджабе, Индии. Основателем был Мирза Гулам Ахмад (18351908 гг.), в прошлом мелкий чиновник, ставший впоследствии религиозным проповедником. Мирза начинает свой путь от простого мусульманина-суннита, заявляя в последующем о том, что он является великим ученым, затем — учеником пророкаМухаммада, затем — обещанным в исламе Махди и «Обетованным Мессией», «Христом», затем «перевоплощением пророка Мухаммада», затем — новым пророком и перевоплощением всех пророков сразу, «сыном божьим», а в конце-концов Мирза объявляет себя перевоплотившимся Кришной.

В колониальной Индии руководство Ахмадитов поддерживало довольно тесные связи с английской администрацией. Одним из основных тезисов её учения было отрицание необходимости джихада против британского протектората. До 1953 года верхушка Ахмадитов сосредотачивала в своих руках многие правительственные посты и играла важную роль в экономической и политической жизни Пакистана. В январе-апреле 1953 г. в Пакистане имели место сильные антиахмадийские волнения, вызванные, кроме религиозного фактора, ещё и недовольством населения политикой правительства страны. Волнения были подавлены.

Печатный орган Ахмадитов — Review of Religion, издаётся с 1902 года. В настоящее время (на 2005 год) в мире имеется — по различным независимым оценкам — от 2 до 10 миллионов членов Ахмадии (по информации самих ахмадитов их — от 80 до 200 миллионов). В 1947 году Ахмадия насчитывала 500 тысяч человек. Ежегодно многие тысячи последователей учения собираются на праздник возле священной горы недалеко от города Берат, в Албании.

Название

Ахмад — одно из имен пророка Мухаммада. Родители Мирзы Кадиани назвали его Гулям-Ахмад, что означает «мальчик или раб Ахмада». Очевидно, его родители следовали очень распространенной практике, связывая имя своего сына с последним (для ислама) пророком. Полное имя Мирзы — Мирза Гулям Ахмад Кадиани. Согласно традиции, последователи Мирзы Кадиани, должны были бы назвать себя «мирзаитами» или «кадианитами», чтобы подчеркнуть тем самым близость к своему вождю. Но они не сделали этого. Вполне очевидно, что выбор второй части имени своего духовного лидера, противоречащий принятой традиции, нацелен на то, чтобы так или иначе связать идеи Мирзы с именем пророка Мухаммада. Последователи секты оправдывают свое самоназвание опираясь на собственную интерпретацию смысла священного Корана. В своем истолковании, Мирза утверждал, что стих: «…и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому будет Ахмад» [2], являющийся предсказанием пришествия пророка Мухаммада, на самом деле относится к нему (к Мирзе).

Мусульманские ученые-богословы призывают называть последователей секты «кадианитами», а само их учение «кадионизмом» и не рекомендуют применять по отношению к ним название «Ахмадия» или «ахмадизм».

Учение

Мирза Ахмад Кадиани считается автором многих писаний, многие из которых, по мнению некоторых исследователей, на самом деле являются произведениями его учеников.

Основные пункты вероучения:

·         Ахмадийская Мусульманская Община (далее — АМО) отвергает концепцию полной завершённости цепи пророчества в Мухаммаде, как это утверждается в Коране, сунне Пророка Мухаммада.

·         АМО утверждает, что Мирза Гулям Кадиани был пророком и посланником Бога.

·         АМО основана на вере, что Мирза был вторым пришествием пророка Мухаммада.

·         АМО отвергает исламскую концепцию завершённости откровений Аллаха человечеству, изложенную в священном Коране.

·         АМО придерживаются того, что «откровения», содержащиеся в книгах Мирзы Гуляма, стоят на том же уровне, что и все предшествующие истинные послания (Коран, Библия, Тора).

·         АМО отвергает достоверную Сунну пророка Мухаммада, опираясь на откровения Мирзы, и учит своих последователей его интерпретациям священного Корана. Надо отметить, что руководство кадианитов сфабриковало несколько недостоверных переводов священного Корана.

·         АМО учит, что Иисус был распят, но остался жив, поправился от ран, бежал в Кашмир (Индия), жил там в течение 86 лет, умер и похоронен там и больше не вернётся.

·         АМО учит, что Мирза Гулям был обещанным Махди.

·         АМО утверждает, что Мирза Гулям был обещанным мессией. Кадианиты отвергают второе пришествие Иисуса в качестве обещанного мессии незадолго до Судного дня.

·         АМО объявляет тех, кто не принимает или отвергает заявления Мирзы, — неверующими (куффар). Кадианиты объявили всех мусульман — неверующими и запретили последователям своего культа выдавать дочерей замуж за мусульман, молиться позади имама-мусульманина и возносить мольбы за умерших мусульман, вне зависимости ребёнок это был или взрослый.

·         АМО объявила Джихад, в особенности против британских колониальных властей, оккупировавших в то время Индию, — запретным (харам).

·         АМО утверждает, что всецелая преданность и повиновение британскому правительству, — есть часть веры (иман). Кадианиты должны стремиться пожертвовать своим имуществом, талантом и душой ради Британии. Уместно сказать, что ныне штаб-квартира движения кадианитов находится в Англии.

·         АМО считает два места, индийскую деревню Кадиан и небольшой город в Пакистане, столь же священными как Мекка и Мадина. Кадианиты совершают хадж в эти места, посещая своё ежегодное собрание, вместо посещения Мекки.

·         АМО утверждает, что Мирза Гулям превосходит всех пророков Аллаха.

·         АМО относится к сотоварищам Мирзы Гуляма как к сахабам пророка Мухаммада, а жен Мирзы считает матерями верующих (уммахату-ль-муминин).

·         АМО выдвигает идею, что многие аяты священного Корана были ниспосланы Мирзе Гуляму и что многие из похвал пророку Мухаммаду, упомянутые в Коране, на самом деле относятся к Мирзе.

·         АМО заявляет, что мечеть Мирзы в Кадиане (Индия) является масджиду-аль-Акса.

Этапы проповеднической деятельности Мирзы Кадиани

Саму проповедническую деятельность Мирзы, опираясь на хронологический порядок его заявлений, можно разделить на несколько этапов, рассмотренных ниже.

Простой мусульманин-суннит

В детстве и юности Мирза Гулям учился принципам суннитского ислама. Писания Мирзы Гуляма в течение этого периода соответствуют исламскому учению. Писания этого периода — те, которые демонстрируют сами кадианиты, когда пытаются доказать, что Мирза был мусульманином и не отклонялся от ислама.

Некоторые из его писем того периода:

·         «Коран не дозволяет появление какого-либо пророка после пришествия пророка Мухаммада, вне зависимости от того является он новым или старым. Все знание, которым обладал пророк было передано ангелом Джибрилем и дверь нисшествия Джибриля для внушения откровений пророчества закрыта навсегда. Как может теперь прийти пророк, не имея доступ к пророческим откровениям?» (Изаляту-ль-аухам, с. 761)

·         «Я верю, что человек, который отвергает доктрину последнего пророчества — неверующий и вышедший из ислама». (Таблиг-и-рисалят, т. 2, с. 44. Также прочитано в Джама Масджид, Дели, 23 октября 1891).

·         «Я верю во все пункты веры, как предписано суннитской школой ислама, и я принимаю все, что согласуется с Кораном и хадисом. Я полностью придерживаюсь доктрины, что Мухаммад является последним из пророков, и что любой претендент на пророчество после него является самозванцем и кафиром. Моя вера состоит в том, что откровения пророчества, началось с Адама и завершилось на пророке Мухаммаде». (Маджмуха-истахарет, с. 230—231; Таблиг-и-рисалят, т. 2, с. 20. Также опубликовано в кадианианской листовке, датированной 2 октября 1891; 20 шаабан 1313 г.х.)

Превосходство над великими мусульманами

В этот период, Мирза Гулям начинает утверждать, что он превосходит сподвижников и членов семейства пророка Мухаммада. Затем Мирза обращается к нападкам на великих людей ислама.

Имеются некоторые из его писем этого периода:

·         «Оставьте ваши ссоры относительно старого халифата. Живой Али — среди вас. Зачем вам искать мертвого Али?» (Аль-Хакам, т. 4, 10 ноября 1900 г.)

·         «Они обвиняют меня в том, что я ставлю себя выше Хасана и Хусайна. Я сообщаю им снова, что это действительно так, и что Бог очень скоро докажет это». (Иджазу-ль-масих)

·         «Сотни Хусайнов я имею за своим воротником». (Аль-Хукум, 16 июня, 1904 г.)

·         «Жаль, что люди не видят, что Коран не дал Хусайну даже сыновства. В нём даже не упомянуто его имя. Даже Зайд лучше чем Хусайн, поскольку его имя упомянуто в Коране». (Назуль-и-масиах, с. 45)

Ученик пророка Мухаммада

В этой стадии Мирза Гулям начал заявлять, что имеет связь с Богом и является «частичным пророком».

Некоторые из его писем этого периода:

«Нет сомнения, что его святость (то есть Мирза) пришёл к этой Умме как мухаддис, который в некотором смысле подобен пророку, хотя и не является полностью пророком. Однако, он — частично пророк и тот, кто отвергает его, — подвергается наказанию ада в некоторой степени». (Тоузиху-ль-марам, с. 18)

«Сначала я думал, что не подобен Христу, который был пророком и одним из наиболее угодных Богу, и если имелись какие-то признаки милости Бога, проявляемые ко мне, то я рассматривал их как частичное покровительство. Но позже откровения Бога начали изливаться на меня подобно дождю, и это произвело изменение в моей вере, и мне было дано звание пророка, но оно было пророком в одном смысле и учеником пророка в другом смысле». (Хакикату-ль-вахи, с. 149—150)

Все это явно противоречит фундаментальным основам исламского вероучения, что подтверждается достоверными хадисами, некоторые из которых приводятся ниже:

·         «Ты (Али ибн Абу Талиб) по отношению ко мне, как Харун по отношению к Мусе. Но после меня не придет посланник.» (Аль-Бухари, Муслим передал подобный хадис, заканчивающийся «…нет пророчества после меня».)

·         «Поистине, тридцать лжецов будут рождены в моей Умме. Каждый из них будет утверждать, что является пророком, в то время как я — последний из пророков и не будет пророка после меня». (Сб. хадисов «Сахих» Муслим)

Ожидаемый Махди

Следующим шагом Мирзы было объявление себя ожидаемым мусульманами Махди. Рассчитывая на невежество простых людей, он не особо заботился о том, что никак не соответствует исламским пророчествам о Махди.

Некоторые из его писем этого периода:

«Мирза Сахиб также утверждал, что был обещанным Махди, не Махди, который занимался завоеванием и кровопролитием, но Махди рассудительности, который победит своих противников аргументами. Он назвал себя обещанным Махди, превосходящим многих пророков». (Ми’ару-ль-ахйар, с. 11)

Обещанный Мессия

Далее Мерза Гулями заявляет, что является «Обещанным Мессией», «Христосом», при этом опровергая учение ислама о втором пришествии пророка Исы (Иисуса). Чтобы объяснить факт, что он, в отличие от предсказанного мессии, не снизошёл с небес в сопровождении ангелов, он измыслил повествование об Иисусе. В этой ложной истории Иисус — распят, но не умирает и при этом не возносится к Аллаху, чтобы ожидать времени исполнения своей миссии как обещанный мессия. Вместо этого, Иисус, оправившись от ран, бежит в Кашмир, где спокойно живёт до восьмидесяти шести лет, не призывая к исламу и не оставляя ни одного следа своего пребывания там. Таким образом, Иисус, по версии Мирзы, — умер и не должен вернуться в этот мир второй раз, а обещанный Христос — это сам Мирза.

Некоторые из писем этого периода:

·         «Вы — благословлены. Мессия пришёл к вам. Бог, Всемогущий поместил Свою руку на него и даровал ему Свою красноречивую речь… Вы — благословлены. Махди времени пришёл к вам с огромным сокровищем и бесконечным богатством… Люди, я — мессия линии Мухаммада, и я — Ахмад Аль-Махди». (Хутба ильхамийа, с. 60, 61, 98)

·         «Оставьте все упоминания о сыне Марйам, Гулям Ахмад гораздо более велик». (Дафиу-ль-баля, с. 20)

·         «Нет сомнения, что я — мессия. Я пришёл с истиной. Иса умер и больше не подобен вам, живущим». (Аль-Кадиани, Тухфату-н-надва, с. 1)

·         «Что касается нисхождения Исы с небес, то мы доказали, что это ошибка, в нашей книге. Поэтому мы не можем найти ничего об этом в Коране. С другой стороны, Коран подтверждает его смерть». (Нуру-ль-хакк, т. 1, с. 51)

·         «Теория нисхождения Исы, пророка Аллаха, с небес, — была новшеством христиан. Настолько, что Коран счел нужным сказать, что Иса умер и находится среди мертвых». (Хутба альмахиа, с. 4)

·         «Без сомнения доктрина нисхождения Исы пришла от христиан и является их измышлением. Те мусульмане, которые верят, что Иса сойдет с небес, — не следуют истине, они заблудились в долине замешательства». (там же, с. 6)

·         «Я заявляю, что я — тот Христос, о котором имеются пророчества во всех священных писаниях, что его пришествие будет иметь место в последние дни этого мира». (Тухфа-и-гуладийа, с. 195). [Обратите внимание на то, что уже прошло около ста лет после слов Мирзы о «последних днях». — прим. ред.]

·         "Бог послал Умме обещанного мессию, который, в своем великолепии, гораздо более велик, чем предыдущий мессия. Клянусь Богом, если бы Иса, сын Марйам, был в мое время, он не смог бы сделать то, что делаю я, и показать знамения, которые показаны через меня. (Хакикату-ль-вахи, с. 148)

·         «Клянусь Тем, Кто держит мою жизнь, что Он послал меня и Он назвал меня пророком, и Он назвал меня обещанным мессией, и подтвердил мои слова великими знамениями, число которых превышает три миллиона». (Татимма-и-хакикату-ль-кахи, с. 68)

Перевоплощение пророка Мухаммада

Так как теория Мирзы о новом пророке, о том что Иисус мертв и не вернется во второй раз не совпадали с фундаментальными основами исламского вероучением, Мирза стал применять искаженный перевод священного Корана, а также заявил, что является усовершенствованным перевоплощением пророка Мухаммада.

Некоторые из его писем этого периода:

·         «Я — тот же пророк, воплощение „печати пророков“ и двадцать лет назад в книге Барахин-и-ахмадийа, я назван Богом именами Мухаммада и Ахмада и объявлен Самим Богом, что являюсь тем же пророком во плоти и крови». (Айк галатика-изаля, Мирза Гулям Кадиани)

·         «Тот, кто входит в мой джамаат, вступает в джамаат сподвижников Пророка (Мухаммада)». (Аль-Бадр, с. 258)

·         «Тот, кто делает различие между мной и Аль-Мустафой (то есть Мухаммадом), не узнал меня и не видел меня». (там же, с. 259)

·         «Мухаммад вновь ниспослан среди нас. Его новое положение — есть усовершенствование его первого пришествия. Если кто-то желает видеть Мухаммада, акмаль (более совершенным), то ему надо видеть Гуляма Ахмада в Кадиане». (Аль-Бадр, 5 октября 1906; написано поэтом и издано Мирзой Гулямом Кадиани)

·         «Поистине, Мухаммад совершил только три тысячи чудес… Мои же чудеса превышают один миллион по числу». (Иджаз-и-ахмади, с. 79; Тазкирату-ш-шахадатайн, с. 41)

·         «Клянусь Богом, в чьей руке покоится моя душа. Он видел меня и Он назвал меня пророком и назвал меня обещанным мессией; и для подтверждения моего заявления о пророчестве, Он показал много знамений; их число достигает трехсот тысяч». (Приложение к Хакикату-ль-вахи, с. 68)

·         «Человек может достигнуть духовного положения выше, чем любой другой человек; если кто-либо желает, он может подняться даже выше Мухаммада». (Аль-Фадль, 17 июля 1902 г., Мирза Башир Ад-Дин Махмуд Кадиани).

·         «Что касается его (то есть Мухаммада), то для него затмили луну, а для меня затмили две ярких луны (солнечное затмение). Как смеете вы отрицать это? Если его калям (речь) была чудом, знамением, то мой калям — также чудо». (Иджаз-и-ахмади, с. 79)

Отступничество и новый пророк

С течением времени Мирза вновь заявил, что он является новым пророком.

Некоторые из его писем этого периода:

·         «Истинный Бог — Тот, Кто послал Своего посланника в Кадиан». (Дафиу-ль-баля, с. 11)

·         «Как могу я отказаться от откровений Бога, которые приходят ко мне в течение последних двадцати трех лет [Мирза мастерски обыгрывает ситуацию с 23 годами откровений истинного пророка Мухаммада — прим. ред.]. Я верю в это священное откровение так же, как верю в откровения до меня». (Хакикату-ль-вахи, с. 15)

·         «Мы заявляем, что являемся посланником и пророком». (Аль-Бадр, 5 марта 1908, Мирза Гулям Кадиани)

·         «Мне дали то, что не было дано ни одному другому человеку во вселенной». (Тазкира, с. 658)

·         «Аят: „Он — посланник Аллаха и печать пророков“ содержит тайный намек на пророчество, и он состоит в том, что пришествие пророков запечатано навсегда, кроме воплощения пророка, который является никем иным, как самим пророком, получающим откровения от Бога подобно пророкам древности. Так как я был помазан быть пророком, который должен был прийти, я был сделан воплощением пророка» (Айк галатика-изаля, Мирза Гулям Кадиани) [Мирза оказался единственным, кто углядел в этом аяте «тайный намек» на индуистскую доктрину перевоплощения! — прим. ред.]

·         «Слушайте! Мы послали к вам посланника как свидетеля среди вас, как Мы когда-то послали посланника к фараону». (Хакикату-ль-вахи, с. 101)

·         «Не бойся (обращение к Мирзе). Слушай! Посланники не боятся в моем присутствии». (Хакикату-ль-вахи, с. 91)

·         «Я клянусь Богом, в Чьей руке моя жизнь, и говорю, что именно Он помазал меня и назвал меня пророком и мессией». (Хакикату-ль-вахи, приложение, с. 68, Мирза Гулям Кадиани)

·         «Он (Мирза) — пророк Бога и подобен каждому пророку». (Хакикату-ль-вахи, с. 79, Мирза Гулям Кадиани)

·         «Я — единственный человек, избранный из приверженцев ислама, чтобы принять откровения и знание незримого. Ни один святой из этого сообщества не имел столь великую долю, титул пророка выпал на меня одного». (Хакикату-ль-вахи, с. 391, Мирза Гулям Кадиани)

·         «Я утверждаю, что я — посланник (расуль) и пророк (наби)». (Аль-Бадр, 5/3/1908)

·         «Поистине, Мы послали тебя (то есть Мирзу) как милость для миров». (Хакикату-ль-вахи, с. 82, Мирза Гулям Кадиани)

·         «Я (Бог) установлю им этого пророка (опять же имеется в виду Мирза)». (Хакикату-ль-вахи, с. 87, Мирза Гулям Кадиани)

·         «Мы даровали тебе изобилие». (Анджам азам, с. 58; Тазкира, с. 652)

Следует отметить, что последние три высказывания скопированы из Корана.

Воплощение всех пророков

Мирза Гулям утверждал, что был пророком, однако его характер не совпадал с характером всех предшествующих истинных пророков, и он не был способен совершать чудеса. Мы уже видели его слабые попытки подкрепить свои претензии путем ложных обвинений против пророков. На этой стадии он пытается представить себя наследником благих черт всех пророков.

Его заявления этого периода:

·         «Что бы ни было дано каждому отдельному пророку, все это вместе дано мне». (Нузуль-и-Масих, с. 99) [Лжепророк Мусайлима был гораздо скромнее! — прим. ред.]

·         «Тот, в кого вступил Бог, пребывал в одежде пророков». (Анджам азам, с. 53)

·         «Я — мессия времени, и я — Моисей, к которому Бог обратил Свою речь. Я — избранный Мухаммад и Ахмад». (Тарйаку-ль-кулюб, с. 3)

·         «Мой Господь уподобил меня Адаму: Аллах сделал меня Адамом и дал мне все, что было дано отцу человечества». (Хутба-и-ильхамийа, с. 253—254)

·         «Не было пророка, чье имя не было бы дано мне. Я упоминал в „Барахин-и-ахмадийа“, что я являюсь Адамом, я — Ной, я — Исаак, я — Иаков, я — Исмаил, я — Моисей, я — Авраам, я — Иисус и я — Мухаммад. В качестве воплощенного пророка». (Татимма-хакикату-ль-вахи, с. 84, Мирза Гулям Кадиани).

Кришна

Так как Мирза проживал в Индии, то можно было ожидать, что он воззовет к индуистам, связывая себя с их божеством, Кришной.

Его заявления этого периода:

«Арийский народ ожидает пришествия Шри Кришны. Я — тот самый Кришна, и это заявление не только мое, но Сам Бог неоднократно ниспосылал мне откровение, что я являюсь тем самым Кришной, царем ариев, пришедшим в последние дни мира». (Хакикату-ль-вахи, с. 45, Мирза Гулям Кадиани)

Сын Бога

·         «Ты для Меня, как Мой сын». (Хакикату-ль-вахи, с. 86; Тазкира, с. 526, 642)

·         «Слушай Меня, сын Мой». (Аль-Бушра, т. 1, с. 49)

·         «Бог предпочел тебя превыше всего остального». (Тазкира, с. 469, 579, 638)

·         «Ты — от Меня, и Я — от тебя: твоя внешность — Моя внешность». (Тазкира, с. 650, 700)

·         «Если бы не ты, Я не создал бы небеса». (Хакикату-ль-вахи, с. 85; Истифта, с. 604, 649)

·         «Ты (Мирза) — от Нашей воды, а они (остальное человечество) — из праха». (Анджам-и-азам, с. 55; Тазкира, с. 204)

·         «Небеса и земля — с тобой, как они — со Мной». (Анджам-и-азам, с. 52; Тазкира, с. 65, 2-я редакция).

·         «Слушай Меня, сын Мой; ты — творение от Моей воды, а они (человечество) — из праха…».

·         «Христос и я (Мирза Гулям, естественно) находимся в положении, в котором мы можем быть названы сыновьями Бога». (Дафиу-ль-баля, с. 6; Хакикату-ль-вахи, с. 86; Арбайн, с. 34, Мирза Гулям Кадиани)

·         «Ты — творение, как сын для Меня; ты — творение, подобное Моим детям; ты — творение, столь же дорогое для Меня, как Мое единство». (Таухид и Тафрид, Мирза Гулям Кадиани)

·         «Я собрал небеса для тебя и ради тебя Я буду являть Мои знамения». (Хакикату-ль-вахи, с. 94)

Ахмадия и традиционный ислам

Мусульманские учёные-богословы единогласно признают её последователей вышедшими из ислама. Всемирная Исламская Лига признала Ахмадия «враждебным Исламу течением».[3]

Примечания

1.     Интерфакс-Религия: Павел Пучков, академик РАЕН. О классификации религий. Часть III

2.     Коран, 61:6

3.     Статья о движении на сайте islam.ru(недоступная ссылка)

Литература

·         Али-заде, А. А. Ахмадиты // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8.

·         Али-заде, А. А. Кадианиты // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8.

·         Милославский Г.В. Ал-Ахмадийа // Ислам: Энциклопедический словарь / Отв. ред. Прозоров С.М.. — М.: Наука, 1991. — С.31

·         Ахмадийская Мусульманская Община