В Армении официально зарегистрировано 64 религиозных организаций, из которых примерно 50 относятся к сектам. Об этом на пресс-конференции 6 февраля заявил глава Центра помощи и реабилитации жертв деструктивных культов Александр Амарян. По его словам, в стране также насчитывается до двух сотен религиозных организаций, действующих без регистрации. При этом как зарегистрированные, так и «теневые» секты ставят перед собой одну и ту же задачу — финансовая выгода.

«Основатель саентологии Лафайет Хаббард как-то сказал, что лучший способ быстро заработать много денег — это создать свою религию. Этот подход полностью оправдал себя, и именно он стоит на вооружении действующих в Армении малых (новых) религиозных организаций. Секты сегодня проникли во все сферы жизнедеятельности армянского общества. Они серьезно участвуют в сетевом маркетинге, задействованы в издательской, образовательной сферах, строительстве, в некоторой степени присутствуют в сфере коммуникаций, занимаются благотворительностью и так далее. Эти каналы открывают перед сектами широкие возможности, и по ним идет настоящая «ловля душ», — подчеркнул Амарян.

Гость конференции привел пример Армянской евангелистской церкви, которая, по его словам, под видом благотворительности проворачивает в Армении мутные финансовые операции.

«Начнем с того, что в армянском обществе существует искаженное представление о том, что якобы Армянская евангелистская церковь приходится церковью-сестрой Армянской апостольской церкви. Это ни в коем случае не так. Евангелистская отделилась от ААЦ в 1846 году — более полутора веков назад. Затем созданная в 1910 году в США Армянская евангелическая ассоциация Америки взяла ее под контроль и использует в своих целях. Далее, эта организация под видом благотворительности занимается отмыванием денег. К примеру, ежегодно евангелисты заявляют о $3 млн благотворительной помощи в Армении, $2 млн — в Нагорном Карабахе. На поверку оказалось, что из заявленных и задокументированных $3 млн реально было потрачено 800 тыс. Куда делись оставшиеся $2,2 млн?», — задался вопросом Амарян, отметив, что такие явления называются отмыванием денег. Примечательно, что офис данной «религиозной организации» разместился в бывшем здании посольства США.

По данным главы Центра помощи и реабилитации жертв деструктивных культов, в совокупности по сектантским каналам в Армению ежегодно поступает от $800 млн до $1 млрд, которые нигде не «светятся». Амарян выразил уверенность, что такой поток денег не может остаться никем незамеченным и не проходить через чьи-то руки. «Следовательно, у сект, курирующих эти средства, есть мощные покровители в стране», — подчеркнул он. При этом Александр Амарян отказался называть имена или указывать на конкретные организации, объяснив это тем, что возглавляемая им организация уже пробовала делать это, однако в результате страдали не сами сектанты, а невинные люди — их семьи, друзья, близкие.

В целом, по оценке эксперта, за последние 20 лет число сект в Армении резко увеличилось. Амарян признал, что юридического определения слова «секта» не существует, однако дал общепринятое: «Верование, в незначительной степени отличающееся от традиционного, считается сектой. К примеру, Армянская апостольская церковь на Украине зачастую воспринимается как секта, потому что отличается от местного традиционного православия».

Александр Амарян

06/02/2014

Источник: REGNUM