Антитеррористические учения вооруженных сил государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Мирная миссия – 2014» проходили с 24 по 29 августа на китайском полигоне «Чжужихэ» в провинции Внутренняя Монголия. И впервые командные функции на подобных маневрах взяла на себя китайская сторона.

В последнее время Поднебесная не проявляла особого внимания к военной составляющей в деятельности организации ШОС. Учения проводились, но, как правило, относительно небольшими воинскими контингентами с минимумом боевой техники. А нынешние маневры, по данным агентства «Синьхуа», стали наиболее масштабными с 2004 года.

Что же побудило КНР столь резко изменить отношение к террористической угрозе? Да, терроризм в Китае активизировался. Были случаи, когда экстремисты на автомобиле врезались в толпу граждан или нападали с ножами, устраивали кровавую резню на вокзалах и в прочих местах скопления народа. Повод ли это для проведения учений войскового масштаба с участием 7 тыс. военнослужащих пяти стран?

По этому случаю заместитель директора Института стратегических исследований Академии национальной обороны НОАК Мэн Сянцин в интервью агентству «Синьхуа» заявил, что для государств – членов ШОС террористическая угроза не только остается, но и наблюдается тенденция ее усиления. Поэтому целью совместных учений ШОС является непосредственная подготовка к совместным антитеррористическим операциям, устрашение «трех сил зла» (терроризм, сепаратизм и экстремизм) и повышение антитеррористической боеспособности членов ШОС.

По мнению заместителя ректора Китайского народного университета общественной безопасности Ли Цзяньхэ, в настоящее время в Китае нет систематизированной террористической организации. Но тенденция интернационализации терроризма становится все более очевидной. Поэтому необходимо усилить международное сотрудничество для предотвращения формирования террористической организации на основе слияния террористических сил и отдельных лиц, склонных к терроризму.

То есть Китай не ждет, когда местные террористические силы обретут богатых спонсоров и развернут масштабные действия. Пекин уже сейчас готовится отразить эту угрозу. Еще два года назад на полигоне «Чжужихэ» был выстроен настоящий город с типовыми зданиями школ, администрации и т.д. Десятки домов вплоть до пятиэтажных, с асфальтированными улицами и площадями. И это не просто блочные условные сооружения, а нормально покрашенные дома с окнами и дверями. И этот район штурмовали войска ШОС. В том числе 300 десантников Казахстана, 200 военнослужащих Таджикистана, 500 солдат Киргизии, 1000 российских военных и 5000 китайских. А на тактическом поле в бой вели сотни единиц бронетехники, действовали самолеты и боевые вертолеты.

Арабская весна, осуществленная при финансовой и материальной поддержке монархий Востока и демократий Запада, в первую очередь США, обернулась вспышкой международного терроризма. Возникло новое явление – нападение вооруженных группировок на целые государства. Это происходило в Мали в 2013 году, это сейчас происходит в Ираке и Сирии. Армия самопровозглашенного «Исламского государства» насчитывает 80 тыс. бойцов. Ею командуют бывшие офицеры и генералы армии Саддама Хусейна. В их распоряжении арсеналы современного вооружения. Нет гарантии, что завтра подобная армия не появится на территории Афганистана и Пакистана. Поэтому так озабочен Пекин сплочением членов ШОС.         

Виктор Мясников

29.08.2014

Источник: «Независимое военное обозрение»