На днях вице-министр по делам религий и гражданского общества РК Берик Арын, выступая на брифинге в Службе центральных коммуникаций, рассказал о том, какие поправки предлагается внести в законодательство, регулирующее деятельность в религиозной сфере. По его словам, на обсуждение вынесено в общей сложности около 50 изменений и дополнений, которые охватывают 12 законодательных актов. Условно эти поправки можно разделить на три блока.

Снимите маски

Первый блок включает в себя поправки, призванные исключить любую возможность использования религии в деструктивных целях. В частности, предусматривается ввести такие новые понятия, как «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм».

– Общество должно иметь четкое представление о том, что такое «религиозный радикализм» и в чем он проявляется. Введение этих дефиниций даст возможность определять и давать правовую оценку деструктивной деятельности в сфере религии, а также противодействовать ей, – считает Берик Арын.

Также законопроектом предусмотрен запрет на использование и публичную демонстрацию атрибутов и внешних признаков деструктивных религиозных течений. Подробно эти внешние признаки будут определяться подзаконными актами. Кроме того, вводится запрет на распространение идеологии деструктивных религиозных течений. В целом данные нормы будут способствовать противодействию распространения идеологии радикализма под прикрытием религии.

– В законопроекте содержится норма, которая вводит запрет на ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица. Причем это связано не только с религией. Эксперты считают, что такие меры направлены в том числе на обеспечение безопасности граждан. Ношение никаба, чадры, паранджи, балаклавы, так же, как и лыжных масок, в общественных местах не позволяет работникам правоохранительных органов идентифицировать личность. Тем самым снижается эффективность мер по поддержанию общественной безопасности. Поэтому данное положение вводится в Закон «О профилактике правонарушений». Аналогичные нормы уже появились в законодательстве Бельгии, Франции и ряда других государств, – пояснил вице-министр.

Профилактический учет

Второй блок содержит положения, имеющие целью скорректировать работу госорганов. Во-первых, уточняются требования к госслужащим в части недопущения использования ими служебного положения в своих или чужих религиозных интересах. По словам Берика Арына, вводятся три ограничения, которые уже предусмотрены кодексом этики госслужащих: им запрещается использовать служебное положение в интересах религии, принуждать подчиненных к религиозной деятельности и выступать в роли инициатора создания религиозного объединения. Соответствующую норму предлагается ввести в Закон «О государственной службе РК».

Во-вторых, на местные исполнительные органы возлагается функция, связанная с мониторингом религиозной ситуации.

– Сегодня на районном уровне такие компетенции отсутствуют, – отметил спикер. – Это создает трудности в работе по отслеживанию религиозной ситуации, особенно в отдаленных местностях. Поэтому предлагается наделить такой компетенцией, наряду с областными акиматами, и районные.

В-третьих, предлагается наделить Комитет уголовно-исполнительной системы компетенцией утверждать правила организации работы теологических реабилитационных служб с осужденными. Как подчеркнул вице-министр, сейчас эти службы занимаются повышением уровня правовых знаний, оказывают психологическую помощь. Однако отсутствует четкая правовая регламентация данной работы.

– Законопроект также предлагает расширить функции органов внутренних дел по профилактике преступлений, связанных с религиозной деятельностью. Полицейские смогут вести с подозрительными лицами индивидуальную профилактическую работу. В том числе официально предостерегать их о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений экстремистского и террористического характера, а также административных нарушений в религиозной сфере. Полиция получит возможность ставить таких лиц на криминалистический учет и проводить необходимые следственные действия (кроме дел, связанных с административными правонарушениями). Подобный учет будет профилактическим, он внедряется для того, чтобы предостеречь этих лиц от совершения правонарушений, – уточнил вице-министр.

В-четвертых, расширяются функции уполномоченного органа в сфере религии.

– За министерством закрепляется право разрабатывать методику оценки деятельности местных акиматов по пресечению деятельности деструктивных течений. Кроме того, уточнены требования статьи, регламентирующей проведение религиозной экспертизы: добавлены положения о том, что осуществлять экспертизу могут только лица, имеющие специальные знания и опыт. Кроме того, устанавливается запрет на распространение литературы и материалов, получивших отрицательное заключение экспертизы, – отметил спикер.

Предупреждай и властвуй!

Третий блок включает поправки, призванные сделать деятельность религиозных объединений проще и понятнее. В частности, предлагается смягчить целый ряд положений действующего законодательства. К примеру, в Кодекс об административных правонарушениях применительно к нормам, предусматривающим ответственность в сфере религиозной деятельности (ст.490 КоАП), вводится дефиниция «предупреждение».

– То есть там, где сейчас предусмотрены сразу штраф и приостановление деятельности, законопроект предлагает сначала вынести просто предупреждение. Также предложено упростить требования при регистрации региональных религиозных объединений. Сейчас они могут создаваться членами местных религиозных объединений из двух и более регионов. Тогда как новый законопроект содержит норму, в которой говорится, что для создания регионального религиозного объединения достаточно представителей одной области, – пояснил Берик Арын.

По его словам, законодательство будет приведено в соответствие с международно-правовыми обязательствами Казахстана по соблюдению равноправия как верующих, так и неверующих. В этой связи вводятся нормы о защите от притеснений по мотивам отношения к религии тех, кто не соблюдает полностью религиозные догмы или же вообще не придерживается никакой религии.

Особый акцент вице-министр сделал на тех положениях законопроекта, которые направлены на усиление защиты несовершеннолетних от незаконного вовлечения в религиозную деятельность.

– Предлагается нормативно закрепить, чтобы детей и подростков, не достигших 16 лет, не привлекали к участию в обрядах и церемониях без сопровождения одного из родителей или законных представителей, а также при возражении со стороны второго родителя. При этом нельзя вмешиваться в процессы семейного воспитания и вопросы семейных отношений, – уточнил Берик Арын.

Кроме того, будут упорядочены процессы получения религиозного образования за рубежом. В частности, в законопроект включены нормы, которые допускают такое обучение за границей только для тех граждан, кто уже получил высшее духовное образование в Казахстане. Исключение будет сделано для тех случаев, когда обучение проводится по международному договору. Или же если то или иное религиозное объединение не имеет организаций образования в нашей стране.

– Эти нормы призваны решить два важных вопроса. Первый – обеспечить развитие казахстанской системы духовного образования. Второй – оградить казахстанцев от влияния радикальных религиозных идей. При этом авторы законопроекта не придумывали ничего нового. За основу были взяты схожие нормы, которые содержатся в законодательстве ряда других стран. В этом вопросе нас активно поддерживает ДУМК, – сообщил Берик Арын.

Разработчики позаботились и о повышении прозрачности финансовой деятельности религиозных объединений. В проект включены нормы, касающиеся обязательного ведения ими собственного внутреннего финансового учета. Также предусмотрена ежегодная публикация этой отчетности в СМИ.

Систематизации подвергнется и практика распространения вероучений в СМИ. В частности, вводятся требования, согласно которым они могут распространяться только через СМИ зарегистрированных религиозных объединений или же через те массмедиа, которые созданы с их участием. Данная практика, уверен Берик Арын, позволит защитить информационное пространство от провокационных и сомнительных материалов.

Ну и, наконец, законопроект предлагает нормативно закрепить определение ряда используемых экспертами в религиозной сфере понятий. К примеру, раскрытию подлежат такие понятия, как «место поклонения», «паломничество», «религиозная литература», «информационные материалы религиозного содержания» и «культовое здание».

Светлана Борисова

15.12.2017

Источник: camonitor.kz