Созданное в Великобритании в начале Второй мировой войны спецподразделение, широко известное как Special Air Service (SAS), внесло весомый вклад в формирование и развитие частей специального назначения во всем мире. Связано это в первую очередь с тем, что Великобритания оставалась единственной страной Европы, где не хозяйничали фашисты.

Поэтому именно там и были созданы эскадроны SAS, сформированные не только из англичан, но и из бельгийцев и французов, которые по окончании войны были переданы в состав вооруженных сил этих стран и стали основой их современных сил специальных операций. Кроме того, в странах, где исторически было сильно влияние Великобритании, сформированием SAS в Соединенном Королевстве в послевоенный период также были созданы аналогичные подразделения.

Первые эскадроны SAS

Во время Второй мировой войны Австралия не имела своих подразделений специального назначения. Правда, из добровольцев был создан сводный отряд, который вошел в так называемую «бригаду дьявола», выполнявшую различные десантные и диверсионные операции. После войны отряд был расформирован, Но ситуация в Малайзии и Индонезии заставила австралийское командование задуматься о создании подразделения, способного, подобно английской SAS, эффективно бороться с партизанами. Для этого в 1949 году была создана 1-я рота специальной авиадесантной службы, дислоцированная в Свэнбоурне.

Рота состояла из 16 офицеров и 168 солдат. Возглавлял ее майор Гук, который мечтал создать отряд, похожий на британскую SAS. Однако до поры эту идею пришлось отложить. В 1951 году рота вошла в со став Королевского австралийского полка, но вскоре стало ясно, что эта структура далека от совершенства, и 1 -ю роту снова выделили в от дельное подразделение в 1957 году.

Идея создания SAS в Австралии была претворена в жизнь. Именно тогда начался быстрый численный рост подразделения. Австралийская специальная авиадесантная служба была создана 25 июля 1957 года как

Первая рота SAS Королевского австралийского полка. В августе 1964 года на ее базе был сформирован SASR (сохранен даже девиз SAS — «Кто рискует — побеждает»)., чья структура к тому времени была развернута до трех эскадронов.

Расквартирован в Суонборне, пригороде г. Перт, Западная Австралия.

В состав SASR в настоящее время входят три ударных эскадрона (один выполняет антитеррористические задачи, два других занимаются разведкой и 152-я рода связи.

История

История полка начинается 25 июля 1957 г. с создания 1-й специальной авиадесантной роты. Первоначально она состояла из 16 офицеров и 168 солдат. Командиром был назначен майор Гук, который мечтал создать отряд, подобный британскому SAS. Однако до поры эту идею пришлось отложить. Какое-то время рота входила в состав Королевского Австралийского полка. Однако вскоре стало ясно, что эта структура далека от совершенства. В связи с этим 1-ю роту снова выделили в отдельное подразделение. Идея создания SAS в Австралии наконец была претворена в жизнь. Именно тогда начался быстрый численный рост подразделения. В 1964 г. на базе усиленной роты был развернут полк SAS (Special Air Service Regiment — SASR), который состоял из штаба и двух эскадронов. Несколько позже был сформирован третий эскадрон.

В 1965 г. 1-й эскадрон был размещен на севере острова Борнео как часть сил Британского Содружества, предназначенных для отражения возможной агрессии со стороны Индонезии. Австралийские солдаты работали вместе со своими коллегами из Великобритании и Новой Зеландии. И хотя австралийцы занимались преимущественно разведкой, в операции «Клара» SASR потерял по крайней мере 20 бойцов убитыми в серии засад и огневых контактов по обе стороны границы.

Участвовал SASR и в войне во Вьетнаме. Три эскадрона были развернуты в рамках 1-й австралийской целевой группы в апреле 1966 г. Спецназовцы были «глазами и ушами» командования в зоне ответственности целевой группы. Как и на Борнео, SASR работала в тесном сотрудничестве с SAS Новой Зеландии.

Полк был отозван в октябре 1971г. Враг побаивался австралийских спецназовцев и называл их «призраками джунглей».

После вывода из Вьетнама деятельность SASR была направлена на развитие возможностей австралийской армии, в частности на патрулирование в Северной Австралии.

Контртерроризм. После подрыва гостиницы «Хилтон» в Сиднее в феврале 1978 года (13 февраля 1978 года в холле этого отеля, где проходил первый саммит глав правительств Содружества, взорвалась бомба — погибли два уборщика и полицейский) SASR получил новую задачу — контртерроризм.

Новые задачи и новая структура. Официально полк получил статус национального антитеррористического подразделения спустя несколько недель после нападения террористов на отель «Хилтон», однако решение о создании подразделения по борьбе с терроризмом в структуре полка было принято еще раньше. Толчком к этому стали десятки терактов по всему миру. Командование полка понимало, что географическая удаленность Австралии не гарантирует безопасности страны от этой нарастающей угрозы. В 1978 году в составе SASR были сформированы новые подразделения — тактическая штурмовая группа (Tactical assault group — TAG), предназначенная для антитеррористических операций на континенте, морская штурмовая команда (Offshore Attack Теам — OAT), которая предназначалась также для борьбы с терроризмом, но на морском транспорте и нефтяных платформах в открытом море. В 1982 году был сформирован третий эскадрон, в состав которого и вошли эти новые подразделения. В составе полка также был сформирован 152-й эскадрон связи. Численность SASR заметно возросла, а его боевые возможности значительно повысились.

Об операциях SASR в 70—80-е годы ничего не известно. Или же их не было, или факт участия австралийского спецназа в спецоперациях тщательно скрывается.

Перерыв в боевом применении полка продлился до конца 80-х годов, когда подразделения SASR вновь были направлены в Юго-Восточную Азию. В этот раз они работали в Камбодже под эгидой ООН. В конце 80-х команда SASR, состоящая из 8 человек, вместе с коллегами из британской SAS была направлена в Камбоджу для обучения армии Пол Пота (чему сегодня можно искренне удивиться). Сделано это было для того, чтобы помочь камбоджийцам противостоять вторжению вьетнамских войск. Правда, Австралийское правительство не признает факта участия команд полка в этой миссии.

В 1991 году подразделение SASR численностью 110 человек было направлено в район Персидского залива для выполнения специальных задач в составе сил специальных операций коалиции государств. На месте их объединили с новозеландским подразделением SAS, создав австралийско-новозеландский эскадрон в составе австралийско-новозеландского армейского корпуса (), который с февраля по май 1991 года дислоцировался в Кувейте. Действия эскадрона были оценены очень ANZAC SAS squadronвысоко. В 1992—1993 годах несколько команд SASR находились в Сомали с целью обеспечения безопасности высоких государственных чиновников.

Сегодня полк может проводить антитеррористические операции в городах, освобождать корабли и нефтяные платформы.

SASR принимал участие в многочисленных миссиях по поддержанию мира. В 1980—2000 гг. его бойцы проводили операции в Зимбабве, Родезии, Сомали, Камбодже, Тиморе, Ираке, Афганистане, принимали участие в миротворческих миссиях ООН. Во время боевых действий полк потерял убитыми несколько десятков бойцов.

В 1999 г. австралийский спецназ был направлен в Восточный Тимор для урегулирования разгоревшегося там конфликта. Ранее Восточный Тимор находился под протекторатом Португалии. В середине 70-х гг. Португалия отказалась от своих бывших колоний и покинула остров так же, как в свое время покинула Анголу и Мозамбик. Этим поспешила воспользоваться Индонезия. Проведя ряд карательных операций, индонезийские власти начали заселять Восточный Тимор мусульманами из Западного Тимора. На островах началось кровопролитные столкновения, вынудившие бежать тысячи мирных граждан. Под давлением ООН и Австралии Индонезия согласилась провести на острове референдум о независимости, за которую проголосовало большинство населения Восточного Тимора. Но Индонезия проигнорировала итоги референдума, и ее армия вместе с отрядами мусульман вновь стала терроризировать местное население.

Наконец ООН приняла решение ввести в зону конфликта миротворческие силы; основная роль в этих силах отводилась австралийцам. Чтобы исключить неблагоприятное развитие ситуации в самом начале миротворческой операции, командование решило провести рекогносцировку.

Эту задачу поручили австралийскому полку SAS и подразделению боевых пловцов австралийского Королевского флота. Пловцам предстояло изучить побережье и определить наиболее удобные места для высадки войск, а разведчики полка должны были собрать разведданные подразделениях индонезийской армии и вооруженных группировках мусульман, их численном составе, вооружении, местах дислокации. Небольшие команды SASR и боевые пловцы неоднократно высаживались на территорию острова с подводных лодок и вертолетов. В течение месяца они вели разведку, досконально выяснив места расположения боевиков и индонезийской армии. Спецназу удалось провести разведку районов на границе Западного и Восточного Тимора, что в дальнейшем позволило перекрыть места возможного проникновения боевиков. Хотя индонезийские военные заметили присутствие австралийских вертолетов над своими территориальными водами, ни одна группа полка не была обнаружена. Ведь такое обнаружение грозило не только столкновением с индонезийской армией или боевиками, но и крупным дипломатическим скандалом. После ввода войск ООН австралийский SASR еще долгое время находился на материке.

Однако без работы австралийцы не остались — порохом запахло в Ираке. Подразделения SASR были направлены туда в марте 2003 г. Патрули SASR проводили продолжительные рейды в глубь территории Западного Ирака. Первый патруль пробыл в пустыне 96 часов, оставаясь незамеченным и иракскими солдатами, и местным населением. В середине марта перед патрулями SASR была постав-л(ша задача обнаружить и уничтожить иракские пусковые установки, а также организовать наблюдение за передвижениями иракских войск. Со вторым заданием бойцы успешно справились. Бойцы обнаруживали крупные подразделения иракской армии, отслеживали их перемещения и наводили на них авиацию. Несколько раз патрули Пыли обнаружены иракскими военными и были вынуждены вступить в бой. Однажды силы противника превосходили силы SASR более чем в 20 раз, но благодаря грамотным действиям SASR не потерял ни одного бойца. Действуя на территории Западного Ирака, подразделения полка принимали участие в налетах и рейдовых операциях против иракских баз. В апреле бойцы захватили авиабазу Аль-Азад западнее Багдада без единого выстрела. На ней находилось около 50 самолетов. После небольшой реконструкции база была переоборудована для размещения самолетов коалиции. После завершения основной части операции бойцы SASR были задействованы в операциях по борьбе с повстанцами внутри иракских городов.

Организация

В настоящее время полк насчитывает в своем составе около 500 человек, которые сведены в шесть рот-эскадронов: управления, учебную, три боевые (примерно по 100 бойцов) и 152-ю роту связи.

Отбор и подготовка

Как и другие части вооруженных сил Австралии, полк комплектуется из добровольцев и выходцев из армейских структур. Учебный цикл рассчитан на три года. В первый год новобранцы знакомятся со службой, а опытные бойцы повторяют пройденный материал. На втором году отрабатывается тактика боевых действий, на третьем — проведение тайных операций.

«Вы хотите стать солдатом SASR? Прекрасно! Вы должны служить в одном из трех родов войск, иметь чистую биографию, крепкое здоровье и стальные нервы. Вы думаете, что вы обладаете этими качествами? Отлично. Придите к нам и докажите это». Это призыв к потенциальным кандидатам в SASR.

Набор в SASR проводится два раза в год, и к нему допускаются солдаты, отслужившие к тому времени не менее двух лет. Хотя среди кандидатов есть и моряки, и техники, основу SASR по-прежнему составляют выходцы из 1-ro батальона Королевского Австралийского полка.

Процедура отбора похожа на ту, которую проходят кандидаты в аналогичное подразделение Великобритании, и длится около трех недель.

В SASR обычно проходит не более 16% кандидатов. После отбора кандидаты должны пройти базовый курс обучения (примерно 18 месяцев); затем они будут зачислены в одну из боевых рот. Полк имеет самых высококвалифицированных бойцов во всех австралийских вооруженных силах, что достигается множеством различных курсов, которые изучаются бойцами на протяжении всей их карьеры.

Многие ветераны полка считают, что сейчас отборочный курс стал более упрощенным по сравнению с тем, котоорый был лет двадцать-тридцать назад, из-за упразднения отдельных элементов. Это было сделано по требованию отдельных политиков, посчитавших курс слишком жестоким. Действительно, в прошлые годы было зафиксировано немало случаев, когда кандидаты получали тяжелые травмы.

Прошедшие отбор попадают на новый, 13-недельный этап обучения, в ходе которого основное внимание уделяется тактической подготовке. Вначале следует курс ближнeгo патрулирования в Пембертоне (Западная Австралия). Здесь курсанты изучают тактику патрулирования, навыки передвижения, учатся работать в команде, совершенствуют знания по топографии. Далее следует курс выживания в условиях джунглей. Пожалуй, это один из самых тяжелых и важных курсов. Он проходит в Квинсленде, где курсанты действуют в непростых условиях, когда их ресурсы крайне ограниченны. При подготовке используется опыт действий SASR на Борнео и во Вьетнаме. Курсантов обучают передвижению и ориентированию в джунглях, умению добывать пищу и воду, распознавать съедобные и ядовитые растения, лечить укусы змей, оборудовать дневки и укрытия, организовывать засады. Затем следует еще один курс дальнего патрулирования, более сложный, чем первый. В нем делается упор на умение долгое время скрытно находиться в отрыве от основных сил, в глубоком тылу противника. Завершает этот этап курс парашютно-десантной подготовки.

Стрелковая подготовка является неотъемлемой частью любого из курсов или занятий, в ходе которых курсанты постоянно действуют с оружием. Стрельба в джунглях требует одних навыков, в горах или пустыне — совершенно иных. Следует учитывать абсолютно все — погодные условия, разреженность и влажность воздуха, направление ветра, естественные помехи. Во время войны во Вьетнаме спецназовцы нередко демонстрировали свое умение вести точный огонь. Несколько раз им удавалось уничтожать разведгруппы вьетнамцев всего 20—30 выстрелами.

В ходе отбора курсанты, поделенные на группы, подвергаются жестким физическим и психологическим нагрузкам. Вот что говорит об этом один из инструкторов: «Наша цель — не сломать кандидатов, а проверить, у кого сильный дух. Те, кто хотят попасть к нам, готовятся физически, но физическая готовность не дает пропуска. Помимо нее нужен еще и характер, а его большинству недостает. Отборочный курс позволяет нам отобрать парней с сильным характером и выявить среди них лидеров, которые впоследствии могли бы стать офицерами».

Нагрузки возрастают с каждым днем пребывания кандидата в отборочной группе. Длительные переходы сменяют преодоление водных преград, марш по горячей пустыне днем, бег по пересеченной местности ночью. Вот как рассказывал об одном из дней выбывший курсант: «Я в отборочной группе уже две недели. Каждая клеточка тела невыносимо болит. Вдруг мне показалось, что стало легче и инструктора стали к нам лучше относиться. Но я ошибся. Едва мы заснули, как нас разбудили и, разделив между нашей командой бревна, заставили идти с ними на север. Валясь с ног от усталости, мы прошли около 10 км. Из шести человек двое идти отказались, и мы были вынуждены взять их бревна. Около одной из точек нас остановили и разрешили отдыхать. Через некоторое время опять разбудили, и я начал самый тяжелый забег в своей жизни. Закончить его я не сумел». Забег был всего на 14,5 км, которые требовалось преодолеть за 1,5 часа. Но «всего» — это для свежего человека. После сотен километров, пройденных в предыдущие дни на непослушных ногах, это «всего» для большинства превращается в непреодолимое расстояние.

Марш-бросок совершается для проверки умения кандидатов мыслить нестандартно в сложной обстановке, ii также для проверки навыков ориентирования на незнакомой местности. Инструктор SASR говорит: «Умение хорошо бегать и плавать только часть дела. Бойцы должны уметь ориентироваться на местности и добывать себе пищу. Чего они будут стоить, если не смогут выйти к заданной точке! Но даже если кандидат вышел в укачанный район не вовремя, это не значит, что его выкинут. Мы обязательно учитываем, как он ведет себя в той или иной ситуации». Такие занятия дают возможность выявить у претендентов лидерские качества.

Униформа

Повседневная форма — камуфляж; в Афганистане бойцами используется так называемый мультикам. Квалифицированные оперативники носят берет песочного цвета с эмблемой в виде металлического крылатого кинжала на черном щите; обслуживающий персонал ласково называют «Blackhats» (черные шляпы) из-за их темно-синих беретов. Солдаты на должностях кладовщиков, водителей, секретарей и т. д. носят зеленые береты. Есть еще одна категория военнослужащих, которые имеют право носить песчаный берет; чаще всего это квалифицированные оперативники, которые после ранения были переведены во вспомогательные подразделения. Кроме того, действующие оперативники, как правило, выделяются длинными волосами и бородами, так как во время боевого патрулирования есть дела и поважнее бритья.

Вооружение

Оперативники, отправляющиеся на задание, сами подбирают себе оружие и снаряжение.

Широко используются различные средства навигации и связи. Каждая из рот имеет специальное легководолазное, горное, десантное снаряжение, в том числе парашюты для выполнения затяжных прыжков, джипы для пустынного и горного патрулирования, каяки, моторные и надувные лодки, патрульные катера, средства подводной доставки.

Табельным оружием считается карабин М4 либо его модификация М4А5 с подствольным гранатометом М203 калибра 40 мм. Кроме этого, на вооружении полка стоят винтовки «Остер» F88 австралийского производства,штурмовые винтовки M16А2 с гранатометом М203, израильские штурмовые винтовки «Галиль» калибра 7,62 мм, винтовки «Паркер Хейл 82» и SR-25, снайперские винтовки «Тика», AW-F, «Маузер» SP 66 и SP 98, пулеметы F89 Minimi Para Light и МбО, пистолеты-пулеметы НК МР5 с ПБС и АЦУ, пистолеты ADF, Browning, Clock, SIG-Sauer Р228, НК USP, дробовики «Беретта» и «Ремингтон».