Нагорный Карабах может стать тестом на жизнеспособность интеграционных структур на пространстве СНГ, а также на степень влияния РФ на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и СНГ в целом.

Опыт показывает, что союзы в зоне традиционного влияния России – не тот формат, который подходит его членам. Евросоюз – это политика, экономика и консолидированные решения по всем вопросам. Члены ЕАЭС и Белоруссия в Союзном государстве претендуют только на рынок РФ – трудовой и торговый. Консолидированного мнения там не было по вопросу признания Крыма, не будет и в отношении Карабаха. Какое бы решение Москва ни приняла: вмешаться в конфликт или наблюдать за ним со стороны – партнеры вряд ли примут ее выбор.

Можно вспомнить, что и в Армении, и в Киргизии, и в Белоруссии в равной степени наблюдаются антироссийские настроения. И все боятся потерять суверенитет в союзе с Россией.

В 2008 году ни одна из стран СНГ не выступила в поддержку РФ, когда грузинские войска обстреливали Цхинвал. А когда по Си-эн-эн показали обстрел и сообщили, что по городу бьют российские ракетные установки, никто из партнеров по СНГ, в том числе руководство союзной Белоруссии, не опроверг это. Хотя правду знали все.

И сегодня, несмотря на то что во всех российских политических программах звучит вопрос: «Когда Александр Лукашенко признает Крым?», признания не следует. Союзное государство для руководства Белоруссии реально существует только тогда, когда официальному Минску нужна помощь. Понимая это, Москва помощь оказывает. Так, Россия признала легитимными выборы в Белоруссии и ее президента Александра Лукашенко. Несмотря на массовый народный протест.

Что будет в Белоруссии с русскими школами, телепрограммами через 10 лет? Лукашенко до последних выборов пытался сузить сферу русского языка в республике, а заодно и российского влияния на белорусов через российские телеканалы. Сейчас Минск взял вынужденную паузу.

В Молдавии, которой прочат очередной разворот от России к ЕС, даже сегодня, когда страной руководит пророссийский президент Игорь Додон, не работает ни один российский канал. После начала военных действий в Карабахе в Кишиневе стали говорить о том, что Приднестровье надо вернуть в Молдавию, причем быстро и любой ценой. Такие планы у кандидатов в президенты лидеров правых партий Андрея Нэстасе и Майи Санду, которая в бытность премьер-министром отменила уроки русского языка в молдавских школах. Она видит будущее страны в ЕС и Румынии.

Киргизия подтверждает сотрудничество с Россией и участие в ЕАЭС. Но настроения киргизской молодежи нельзя назвать однозначно пророссийскими. Просто киргизы понимают, что в РФ они могут получить работу, которой нет дома. Впрочем, работу киргизам с высшим образованием проще найти в Турции. В РФ могут устроиться люди рабочих профессий.

Армения не выходит из ряда друзей России, но только потому, что другой перспективы у нее нет. ЕС был бы предпочтительнее для Еревана, но он далеко. И РФ даже только своим географическим положением может помочь армянам сохранить государство. Они это понимают.

Но пора и РФ признать, что время друзей и братьев закончилось 30 лет назад. Нынешние интеграционные объединения на постсоветском пространстве напоминают его членам о дружной семье народов, и это их пугает.

Карабах еще раз напомнил всем о том, что хорошо бы жить дружно, но вместе не получится. В перспективе интеграционные союзы себя, кажется, исчерпывают. Им на смену скорее всего придут двусторонние партнерские отношения. И нам придется с этим считаться, ведь такого рода связи с Россией устраивают всех ее соседей. Да, впрочем, и саму Россию. 

24.10.2020

Источник: НГ