В ходе и после «арабской весны» радикальный ислам постепенно превратился в активно растущую и довольно мощную политическую силу. Речь идет, прежде всего, о салафитах и салафитском движении не только в мусульманском, но и немусульманском мире. Ультраконсервативные салафиты стали разжигать насильственные протесты и демонстрировать свою политическую силу в некоторых арабских странах Северной Африки, Ближнего Востока и в сетевых структурах Европы и Америки.
Если мы внимательно изучим видеоматериалы и фотографии мировых СМИ, касающиеся насильственных акций последнего времени в арабских странах, например, штурм посольства США в Каире в сентябре 2012 г., то заметим одну важную деталь: над толпами развевается черное знамя, которое два-три года назад широко не использовалось. В арабских СМИ его называют «знаменем салафитов» или «знаменем Аль-Каиды». Оно служит знаком того, что за этапом исламистской контрреволюции, осуществленной «Братьями-мусульманами», возможно, последует новый этап, где будут осуществлять новую контрреволюцию еще более консервативные силы – салафиты(1).
Почему возникла такая нарастающая новая политическая сила? Кто за ней стоит? Кто ее финансирует? Многие исламоведы склоны считать, что салафитов на протяжении многих десятилетий «вырастили» на территории Саудовской Аравии и затем «экспортировали» по всему миру. Таким образом, салафизм – это новая религиозная политическая сила, берущая начало в Саудовской Аравии и демонстрирующая тенденцию к безостановочному распространению по всему миру.
Приводим ниже два примера, объясняющие, на наш взгляд, некоторые пути и способы распространения идеи салафизма по миру. В 2011 г. ученые из тунисского университета Аз-Зайтуна выразили свою озабоченность в связи с импортом салафизма в результате новых связей между их вузом и университетом саудовского города Джидды, находящимся под влиянием салафитов. Следует отметить, что многие выпускники религиозных школ в Саудовской Аравии в дальнейшем, как правило, работают как эмиссары и идеологи салафизма в разных странах мусульманского и немусульманского мира. Культурный межвузовский обмен является всего лишь прикрытием для настоящей религиозной деятельности и распространения идей салафизма. Другой пример касается распространения идей салафизма с помощью издательской деятельности, т.е. публикации книг, брошюр, листовок и т.д. салафитского содержания, в которой задействованы огромные человеческие и финансовые ресурсы(2). В 2012 г. руководители крупных американских издательств объединили усилия в рамках протеста против продвижения правительством Саудовской Аравии салафитских учебников, описывающих, как отрезать руки и ноги по законам шариата, и призывающих уничтожать гомосексуалистов. В таких учебниках иудеев и христиан называют врагами. Саудовская Аравия продолжает их публикацию, несмотря на давние обещания внести поправки. А незадолго до протеста американских издателей появились сообщения о том, что Организация ООН по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО) работает над созданием учебника, который будет отражать «культурное и религиозное многообразие», и что она только что получила чек на 20 миллионов долларов от короля Саудовской Аравии Абдаллы(3).
Активная финансовая и идеологическая поддержка салафитов со стороны Саудовской Аравии в ходе и после «арабской весны», на наш взгляд, обусловлено следующим фактором. Сам саудовский режим сегодня находится в окружении государств, осуществляющих демократические преобразования, поэтому этому режиму есть о чем беспокоиться. Пришедшие к власти в Египте и Тунисе исламисты из организации «Братья-мусульмане» могут через какое-то время создать угрозу самым саудитам, а также ваххабитам, правящим в Катаре и Бахрейне. Например, в связи с этим, представитель светской Ливийской демократической партии в Лондоне Сабри Малек (Sabri Malek) заявил иранскому телевидению, что ливийская демократия «очень сильно беспокоит саудовцев и катарцев, поэтому они не хотят допустить прихода революций арабской весны на Аравийский полуостров»(4).
Однако стремление саудитов к созданию салафитских обществ за рубежом может бумерангом ударить по самой Саудовской Аравии, как это было в недавней истории. Помощь Эр-Рияда талибам в Афганистане в конечном итоге создала проблемы для королевской семьи, когда Усама бен Ладен, будучи один из создателей салафитской организации Талибан, взял королевство в перекрестье своего прицела. Он организовал серию взрывов в разных городах Саудовской Аравии в 2003-2004 гг. Органы безопасности Саудовской Аравии осенью 2012 г. разоблачили новые ячейки «Аль-Каиды» в Джидде и Эр-Рияде(5).
Протесты салафитов уже придали смелости угнетенным шиитам Саудовской Аравии, проживающим в нефтеносных восточных районах страны. Там в 2012 г. проходили яростные демонстрации протеста, где местные лидеры подвергались преследованиям, поскольку жаловались на суровую дискриминацию со стороны суннитского большинства. Протестующие требовали освободить политических заключенных, содержащихся в Эр-Рияде, вывешивали флаги и транспаранты на переходах над автострадами и собирали своих родственников возле тюрем. В течение нескольких месяцев в 2012 г. властям Саудовской Аравии все - таки удалось ситуацию взять под свой контроль(6).
В ходе «арабской весны» на политической сцене активизировались преимущественно исламисты двух типов: умеренно- радикальные и крайне -радикальные. Умеренно - радикальные: в Египте и Сирии – «Братья-мусульмане», которые в Йемене называются «Аль-Ислах»(«Реформа»), в Иордании – «Организация исламского действия» (Муназзама аль-амаль аль-ислами), в Тунисе – «Ан-Нахда»(«Возрождение»), в секторе Газа – ХАМАС и т.д. Умеренными «Братья-мусульмане» могут считаться по сравнению с более радикальными салафитами. До арабской весны вес, роль и значение последних в политической жизни арабского мира целенаправленно и деятельно занижались правящими группами. Крайне – радикальные: «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра» («Обвинение в неверии и хиджра»), «Исламский джамаат» (Аль-Джама‘а аль-исламийя), «Джихад» (Аль-Джихад, егип. Аль-Гихад), «Ан- Нур»(«Свет») и др.
Следует отметить, что до начала «арабской весны» тысячи членов этих группировок томились в тюрьмах. Значительное число салафитов (некоторые из них были заочно приговорены к смертной казни) находились в эмиграции, воевали на разных фронтах «глобального джихада» – в Афганистане, Боснии, Чечне, Сомали и т.д. Тем самым они прошли школу «Аль-Каиды» и установили прочные связи как с самой «Аль-Каидой», так и с различными родственными группировками типа «Талибана», «Исламского движения Восточного Туркестана», «Исламского движения Узбекистана», «Хизб ат Тахрир», «Имарата Кавказ» и других.
В ходе и результате «арабской весны» произошли, на наш взгляд, две важные вещи. Во-первых, из тюрем силой, с использованием вооруженных боевиков, были освобождены салафиты, осужденные за террористическую деятельность. Сразу нужно отметить, что «Братья-мусульмане», нуждавшиеся в политических союзниках, играли в этом процессе активную роль. Ныне покойный начальник египетской разведки Омар Сулейман утверждал, что в этих акциях в первые дни революции «25 января» 2011 г. участвовали вооруженные группировки «Братьев-мусульман»(7).
В конце июля 2012 г. новоизбранный президент Мухаммед Мурси, выходец из египетских «Братьев-мусульман», амнистировал остававшихся в тюрьмах 572 салафита, значительная часть которых была приговорена к смертной казни или пожизненному тюремному заключению за терроризм. В Тунисе после революции из тюрем были выпущены 1208 салафитов, находившихся там по приговорам судов в соответствии с законом о противодействии терроризму. В Тунисе на первые роли в политике выдвинулся Сайфулла Ибн-аль-Хусайн (он же Абу-Айяд), ученик и последователь известного аль-каидовского теоретика Абу-Катады (он же Умар Махмуд Усман). До своего ареста тунисскими властями в 2003 году он возглавлял подконтрольный «Аль-Каиде» лагерь боевой подготовки моджахедов из стран Магриба на территории Афганистана. Был освобожден из тюрьмы в ходе революции(8).
Во-вторых, в страны «арабской весны» вернулись из-за рубежа все те, кто укрывался от правосудия. В настоящее время к руководству «Исламского джамаата» и открытой политической деятельности в Египте вернулся Рифаи Ахмад Таха (он же Абу-Ясир), сторонники которого совершили в ноябре 1997 года печально известный теракт против иностранных туристов в Луксоре, в результате которого было убито более 60 человек. Он же вместе с Усамой бен Ладеном и Айманом аз-Завахири и рядом других деятелей из разных стран (Пакистан, Бангладеш) в феврале 1998 года стал отцом-основателем «Аль-Каиды», названной тогда «Всемирный исламский фронт джихада против иудеев и крестоносцев» (Аль-Джабха аль-алямийя аль-исламийя ли-ль-джихад дидд-аль-яхуд ва-с-салибийин). В ходе свержения Муаммара Каддафи в Ливии военным губернатором (главой Военного совета) Триполи стал Абдель-Хаким Бельхадж, возглавлявший ранее «Ливийскую исламскую боевую группу» (Аль-Джама‘а аль-либийя аль-исламийя аль-мукатиля). В 80-х годах прошлого века он воевал в Афганистане под командованием Усамы бен Ладена(9).
Более того, в ходе и после «арабской весны» на территориях арабских стран были созданы (или воссозданы) локальные филиалы «Аль-Каиды» под новыми названиями – «Сторонники шариата» (Ансар аш-шари‘а) в Ливии, Тунисе и Йемене, «Сторонники религии» (Ансар ад-дин) на стыке Мали, Ливии и Алжира, «Единобожие и джихад» (Ат-Таухид ва-ль-джихад) в Северо-Западной Африке и т.п. Об этом подробнее ниже.
Сегодня салафиты – мощная военно-политическая сила. В подтверждении этой мысли приводим следующий пример. В мае 2012 г. в тунисском Кейруане прошел своего рода смотр салафитов из «Сторонников шариата». 10 тыс. человек кричали: «Обама, Обама! Мы все – Усама!», тем самым подтверждая свою принадлежность к «Аль-Каиде», которая была обозначена множеством знамен этой группировки. Или другой пример: там же в Тунисе лидер правящей исламистской партии «Ан-Нахда» Рашид аль-Ганнуши (Rashid al-Ghannouchi) произвел в октябре 2012 г. фурор, когда показали скрытую видеозапись, на которой он рекомендует радикальным салафитам наращивать поддержку своим взглядам, действуя через религиозные школы и радиопрограммы. Ганнуши сказал, что он пытается погасить их необузданное стремление к захвату власти(10).
Сегодня сотни тысячи салафитов в Египте (на выборах в несостоявшийся египетский парламент в ноябре 2012 г. салафиты получили примерно 24% мест) и миллионы салафитов по всему арабскому и мусульманскому миру уже ведут свою агитацию, требуя больше власти. Салафиты стали участвовать не только в выборах, но и в общественно – политических дискуссиях, касающиехся многих сфер жизни стран арабского мира. Например, 9 ноября в Каире более десяти тысяч приверженцев салафизма потребовали принятия новой конституции, основанной на строгом толковании законов шариата(11).
Возможность появления новых разгневанных толп в Египте и Тунисе усиливает позиции салафитов в этих странах, а также давление на лидеров «Братьев-мусульман», которые хорошо умеют разжигать сопротивление, но гораздо хуже - подавлять его. В результате у египетского правительства возникают большие проблемы с получением помощи от Запада и от бизнеса, которая очень нужна ему для создания работающей экономики. Поэтому президент Мурси был вынужден в первую очередь обратиться за помощь к саудитам. В связи с этим у Саудовской Аравии появится больше рычагов влияния на Египет в вопросах отношений этой страны с врагами королевства в Иране и Сирии. Саудовская помощь и нужна для стабилизации внутриполитической ситуации в самом Египте. Дело в том, что сегодняшняя борьба за власть между клерикалами и политиками внутри египетской салафитской партии «Ан-Нур» создает большой хаос для правительства Мурси. Саудиты могут непосредственно повлиять на деятельность «Ан-Нура».
Саудовский ученый-шиит Али аль-Ахмед (Ali al Ahmed), руководящий в Вашингтоне Институтом проблем Персидского залива (Institute for Gulf Affairs), говорит, что саудиты подталкивают салафитов к соперничеству с правительствами «Братьев-мусульман». «Они - в ужасе от происходящего в Египте, - заявляет аль-Ахмед. - Правительство «Братьев-мусульман» в Египте - арабское, суннитское, внимательное к своему народу в плане религии. Если «братья» создадут образец, другие страны захотят ему последовать»(12).
Один из наиболее популярных в Саудовской Аравии религиозных деятелей Салман аль-Уда (Salman al-Odah), много лет просидевший за решеткой как радикал, поддержал арабскую весну и правительства «Братьев-мусульман». Аль-Уда, у которого более миллиона последователей в Твиттере, выразил обеспокоенность тем, что гнев салафитов может привести к дестабилизации правительство этой организации в Египте(13).
Горячность и стремительность протестов, распространившихся примерно на 20 стран, показывают, насколько влиятельно салафитское движение в Северной Африке и в африканских странах южнее Сахары, где Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Объединенные Арабские Эмираты строят мечети и медресе, обучают салафитских имамов и пытаются насаждать экстремизм среди африканских суфий, обращая их в салафизм. Исследовательский институт Pew в 2010 году провел опрос, который показал, что 63% мусульман в африканских странах южнее Сахары, включая Нигерию и Эфиопию, - за превращение шариата в закон страны. Более половины опрошенных верят в то, что исламский халифат будет восстановлен еще при их жизни(14).
Распространение салафитского ислама в Африке с ее бедным населением и слабой государственной властью создало благоприятные возможности для усиления вооруженных группировок исламистов, таких, как «Ансар-Дин» в Мали и «Боко харам» в Нигерии, которые силой насаждают жесткую версию шариата, забрасывая камнями прелюбодеев, отрубая руки ворам и уничтожая святыни суфийских тарикатов. И это - не говоря уже о радикальных террористических организациях исламистов, таких, как «Ансар аш-Шариа» и «Аль-Каида в исламском Магрибе», которые подозреваются в причастности к убийству американского посла и еще троих сотрудников посольства в Бенгази, а также о множестве других вооруженных формирований радикальных исламистов в Ливии, Тунисе и Алжире.
Главный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдель Азиз аш-Шейх (Abul Aziz al-Sheikh), похоже, разглядел эту опасность, когда попытался погасить насилие салафитов. Хотя муфтий подверг резкой критике создание видеофильма «Невинность мусульман», размещенного на Youtube, он предостерег своих последователей от насилия, направленного на посольства и на дипломатов, предупредив их, что «запрещено наказывать невинных за нечестивые преступления виновных».
Муфтий хорошо знает, что богохульство - это грех, наказуемый в исламе смертью, но в большинстве стран Запада это не преступление. И муфтий «призвал все страны и международные организации внести в разряд противозаконных любые действия по высмеиванию пророков и посланников», о чем сообщило официальное информационное агентство Саудовской Аравии. На самом деле, мусульманские лидеры разных направлений продолжают использовать это оскорбительное видео для продвижения своих требований о преследовании критиков ислама в общемировом масштабе(15).
Время покажет, не перестарались ли саудовские ваххабиты и на сей раз, разжигая салафитские страсти и порождая джихадистов, которые угрожают королевству. Так было в 2003 году, когда теракты джихадистов, как было отмечено выше, в Саудовской Аравии привели к применению суровых мер против религиозных благотворительных организаций, поддерживавших исламистские террористические группировки.
Из-за требований салафитов о введении исламских законов, правительствам «Братьев-мусульман», пришедших к власти, трудно закрепиться на своих позициях. А поскольку все это зашло слишком далеко, эти правительства не могут рассчитывать на поддержку со стороны Запада. Но Саудовской Аравии и остальным странам Персидского залива также нужна стабильность в Египте и на севере Африки, а последователи салафизма ежедневно подрывают стабильность.
Следует отметить, что одним из побочных результатов «арабской весны» стало возникновение «Новой Аль-Каиды» – разветвленной сети салафитских группировок, которая представляет собой резерв исламистского интернационала. Этот резерв очень легко и быстро можно мобилизовать и вооружить (сейчас для этого в основном используется оружие, оставшееся в Ливии после Каддафи; поступает информация о перехвате контрабандных караванов с оружием, идущих в Тунис и Египет; в Сирию оно поступает через Ливан и Турцию) и направить на новые фронты «глобального джихада» в арабском (и не только) мире. Как это сейчас происходит в Сирии, где, по сведениям AFP, переданным Euronews, воюют 6 тыс. боевиков «Аль-Каиды». Это салафиты из Ливии, Египта, Ирака, Туниса, Ливана, Марокко, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Пакистана, большое число палестинских беженцев. В рядах иностранных боевиков также 300 чеченцев, правда, они не из России, а из Турции(16).
В странах, где мусульмане являются меньшинством, или в мусульманских странах, где салафиты не являются господствующей религиозно-политической силой, последние объединяются в унифицированные сетевые группировки с использованием Интернета и социальных сетей. Связь с глобальной салафитской сетью проявляется в сознательной и целенаправленной автомаркировке этих групп: в использовании «знамени салафитов», о котором говорилось выше, как во время политических акций (митингов, шествий и т.п.), так и в символике и эмблематике (в «шапках» сайтов и публикуемых заявлений и т.п.).
В разных странах мира есть салафитские группировки, название (и одновременно – адрес в Интернете) которых построено с использованием выражения Shariah4 («Шариат для…»): Sharia4spain, Sharia4belgium, Sharia4EU, Shariah4america, Sharia4france, Shariah4holland, Shariah4hind (Индия), Sharia4pakistan и даже Sharia4tanjungbalai (остров Бали, Индонезия). Там, где в силу каких-то обстоятельств невозможно использование этого названия, в ходу другие: Islam4UK (Великобритания), Millat-Ibrahim (араб. «Община Ибрахима», по названию салафитской мечети в Золингене, Германия), MarkazAttawhid (араб. «Центр единобожия», салафитский «культурный» центр в Льеже, Бельгия, де факто является филиалом Sharia4Belgium)(17).
Само название группировок Sharia4 – программа политического действия, которая заключается в навязывании шариата (как его понимают салафиты) тем обществам и государствам, в которых салафитам удалось создать ячейку, пусть небольшую. Апеллируя к принципам религиозной свободы (которые салафиты отрицают в отношении всех несалафитов – как христиан, так и мусульман других направлений ислама – суфиев, шиитов), они требуют введения шариата (как они его понимают) – для себя и, что удивительно, для всего общества, которому «посчастливилось» приютить у себя салафитов, – французского, британского, бельгийского и т.д.
Эти группировки подключены к глобальной аль-каидовской сети. Проявляется это в идеологии данных группировок (она получила название джихадистского салафизма), их политической программе и конкретных действиях. Без сложных изысканий и сравнительных исследований можно установить эту связь. Вот иллюстрация: «шапка» сайта Sharia4Spain («Шариат для Испании»). Подзаголовок: «Исламская альтернатива для Испании». Справа в «шапке» – салафитское знамя (эмблема) «Новой Аль-Каиды». В самом низу – баннер «Шейх Усама бен Ладен: нашид (гимн) в память о шахиде – иншаллах – Усаме бен Ладене». Есть разделы «Салафизм» и «Джихад»(18).
Во Франции террорист Мухаммед Мера принадлежал к группировке Sharia4france («Шариат для Франции»), подразделение которой имело название «Рыцари чести» (Фурсан аль-изза). После терактов против французских военнослужащих магрибинского происхождения и еврейских детей Мера был убит, и «Аль-Каида» провозгласила его «шахидом». Известно, что Мера проходил идеологическую и диверсионно-террористическую подготовку в лагерях «Аль-Каиды» на афганской территории. Аресты и перестрелки последнего времени (октябрь с.г.) во Франции тоже происходят с членами Sharia4france. Выясняется, что они планировали отправиться воевать в Сирию.
Эти салафитские группировки типа Sharia4… – часть глобальной экстремистско-террористической сети, имеющая два крыла – религиозно-политическое и боевое. Будучи международной, то есть действующей в разных государствах, она в одних случаях действует как чисто религиозная (религиозно-политическая) и, спекулируя на религиозных свободах и свободе слова, например, в Европе, осуществляет вербовку, идеологическую индоктринацию членов, проводит ненасильственные акции типа митингов и демонстраций. В других странах действует как боевая, диверсионно-террористическая сила(19).
Сеть имеет лагеря по боевой подготовке и склады вооружений не в каждой стране, где есть филиалы салафитского движения, а в некоторых странах, в частности – на территории Афганистана и в афгано-пакистанском пограничье, где открыто действуют «Талибан» и «Аль-Каида», а также в Йемене, Сомали, на стыке Мали, Алжира, Ливии и Нигера. Члены салафитских филиалов, например европейских, выезжают из Великобритании, Франции, Германии, скажем, в Афганистан под благовидными предлогами религиозного просвещения или туризма, проходят там диверсионно-террористическую подготовку(20).
Затем возвращаются в свои страны, где образуют «спящие ячейки», а то и просто остаются индивидуальными «спящими моджахедами», которым власти не могут предъявить никаких обвинений. Но в определенный момент они используются в ведении боевых или подрывных действий на возникающих то тут, то там фронтах «глобального джихада». Так, сейчас в Сирии, совершая террористические и диверсионные акты, против правительственных войск воюют салафиты из европейских стран – Франции, Германии. И даже сотня моджахедов из далекой северной Норвегии. Именно эти иностранные боевики и террористы из стран Ближнего Востока и Европы, которым абсолютно безразличны судьбы сирийцев, сорвали прекращение огня в дни празднования Ид аль-адха в октябре 2012 года(21).
Иностранцы-салафиты, занимающиеся в настоящее время в Сирии диверсионно-террористической деятельностью, распределены по таким группировкам, не скрывающим своей связи с «Аль-Каидой», как «Фронт поддержки населения Великой Сирии» (Джабха ан-нусра ли-ахль аш-Шам), «Знамя [исламской] уммы» (Лива’ аль-умма), «Сторонники ислама» (Ансар аль-ислам), «Батальоны [имени] Абдаллы Аззама» (Ката’иб Абдалла Аззам), «Воинство Великой Сирии» (Джунд аш-Шам), «ФАТХ ислама» (ФАТХ аль-ислам), «Батальоны Фарука» (Ката’иб аль-Фарук) и др. Конечно, в этих аль-каидовских подразделениях есть и местные салафиты-сирийцы, которые нужны как минимум в качестве проводников. И, наоборот, в группировках типа «Моджахеды на пути Аллаха» (Аль-Муджахидун фи-сабиль Аллах), состоящих из местных салафитов-сирийцев, есть иностранцы(22).
Теперь вновь возвращаемся к Египту, где салафиты, как было отмечено выше, стали очень активны. Следует отметить, что именно здесь в ходе и после «арабской весны» салафиты впервые и по настоящему включились в борьбу за власть. В Египте во время парламентских и затем президентских выборов салафиты вопреки своим идеологическим установкам, запрещающим создание партий и участие в работе законодательных органов, создали в Египте несколько политических партий – «Партию Света» (Хизб ан-Нур), «Партию самобытности» (Хизб аль-асаля). Создала свою партию – политическое крыло под названием «Партия строительства и развития» (Хизб аль-бина’ ва-т-танмия) – экстремистская и террористическая салафитская «Исламская группа», или «Исламский джамаат» (Аль-Джама‘а аль-исламийя). Отметим здесь, что парламентский успех салафитов в Египте сподвигнул салафитов в других странах на создание своих партий: в секторе Газа была предпринята попытка создать «Салафитскую партию света в Палестине» – Хизб ан-Нур ас-салафи фи-Филястин, но попытку пресек ХАМАС. В Йемене создается «Салафитская партия правильного пути» (Хизб ар-рашад ас-салафи)(23).
Те салафиты, что не поступились изначальными принципами и не создавали политические партии, очень удачно и результативно используют социальные сети и мечети как места общинных собраний, в том же Египте создали «снизу» - в деревнях и городских кварталах - подразделения «Комитета по поощрению добродетели и предотвращению порока» на манер существующего в Саудовской Аравии. Эти комитеты стали во многих местах локальными органами власти.
В рамках своего глобального проекта по созданию всемирного халифата салафиты из локальных филиалов «Аль-Каиды» и союзных или ассоциированных группировок создают «исламские эмираты» или «шариатские зоны» в районах расселения родственных племен, города, деревни или даже городского квартала. Это территориальные анклавы на территории государства, неподконтрольные (или не вполне подконтрольные) официальным властям. В этих анклавах действуют не законы того или иного государства, а то, что салафиты объявляют законами шариата.
В Афганистане, напомним, продолжает, параллельно карзаевскому государству, которое держится на американских штыках, существовать «Исламский эмират Афганистана». В Ливии летом 2011 года исламские эмираты, подконтрольные «Аль-Каиде в странах исламского Магриба», «Сторонникам шариата» и «Единобожию и джихаду», были провозглашены в городах Бенгази, Дерна, Эль-Бейда, Эль-Марадж, Шихат. В Йемене минувшей весной существовали исламские эмираты, подконтрольные «Аль-Каиде на Острове Арабов» (Аль-Ка‘ида фи-Джазира аль-араб) и «Сторонникам шариата», в городах и населенных пунктах Зинджибар, Аззан, Джиар (переименован аль-каидовцами в Вакар), Ридаа. В марте 2012 г. целых три провинции – Абйян, Шабва и Хадрамаут – были объявлены исламскими эмиратами. В Сомали к тому времени уже существовал «исламский эмират Шабелле»(24).
В Тунисе весной 2012 г. деревня Сежнан недалеко от Бизерты стала «исламским эмиратом Туниса». В Мали «Сторонники религии» создали «исламский эмират Тимбукту». В Египте, в столице страны Каире, в квартале Имбаба салафитский «исламский эмират» существует уже много лет. В Газе (Палестинская автономия) летом 2009 года группировка «Воинство сторонников Аллаха» (Джунд Ансар Аллах) под руководством салафитского проповедника Абдель-Латифа Мусы провозгласила «исламский эмират» в городе Рафах. Правда, тогда же «исламский эмират» вместе с его руководителем был физически ликвидирован в результате военной операции боевиков ХАМАС, которых «Воинство сторонников Аллаха» обвиняло в недостаточной приверженности исламу. На территории России существует полувиртуальный - полуреальный «Имарат Кавказ». В Иордании есть «исламский эмират» de facto – город Эз-Зарка. В условиях идущей в Сирии гражданской войны трудно уследить за происходящим, но точно известно, что салафитские «эмираты» провозглашались в городе Дераа на юге Сирии и в Биннише, расположенном в провинции Идлиб (северо-запад Сирии в 30 км от сирийско-турецкой границы)(25).
«Исламские эмираты» провозглашаются и в Европе. В 2011 году группировка «Мусульмане против Крестовых походов» (Muslims Against Crusades, другое название Islam4UK) заявила о создании независимых зон, полностью подчиняющихся шариату в городах Бредфорд, Дьюсбери (Западный Йоркшир) и в лондонском Ист-Энде. Все эти точки на карте – части полувиртуального-полуреального халифата(26).
В Египте с начала августа по середины ноября 2012.г. на Синае шли бои, в которых части регулярной армии были вынуждены применять авиацию, артиллерию и танки. Там воевали боевики из старых и новых группировок, ассоциированных с «Аль-Каидой»: салафитская (они сами заявили о том, что следуют салафизму) группировка «Совет шуры моджахедов в окрестностях Иерусалима» (Маджлис Шура аль-муджахидин фи акнаф аль-Макдис); «Джихадистский салафитский джамаат на Синае» (Аль-Джама‘а ас-салафийя аль-джихадийя фи-Сина’); египетско-палестинская группировка «Единобожие и джихад» (Ат-Таухид ва-ль-джихад); «Сторонники Сунны» (Ансар ас-Сунна); «Армия ислама» (Джайш аль-ислам); «Армия уммы» (Джайш аль-умма). Там же воевали моджахеды из «Партии исламского освобождения» (Хизб ат-тахрир аль-ислами) в секторе Газа, делом опровергая собственные утверждения о мирном характере партии(27).
На наш взгляд, цель боевой активности салафитов на Синае, где скопилось не менее 2 тыс. их вооруженных сторонников, – это создание «исламского эмирата Клизмы», как раньше назывался Суэц (хоть это производное от арабского Кальзам для русского уха звучит не очень благозвучно, но представляет собой наиболее адекватный перевод топонима- автор). Это делается для обеспечения контроля за Суэцким каналом в интересах аравийских монархий (в первую очередь – Саудовской Аравии), стремящихся к обладанию подконтрольного им пути транспортировки нефти в Европу через Красное море. Этот нефтяной путь пригодится в случае начала очень вероятной войны в Персидском заливе, которая надолго закроет не только Ормузский пролив, но и весь Персидский залив. А в Египте будет реализована, возможно, исламистская контрреволюция 2.0 (после контрреволюции 1.0, совершенной «Братьями-мусульманами»), за которой стоят аравийские монархии, которые с 70-х годов XX века внедряли салафизм в Египте и в других арабских странах.
Таким образом, в результате «арабской весны» на первый план вышло салафитское течение, которое выступает за возвращение к истокам ислама в ответ на секуляризацию общества арабских государств и западный модернизм. Салафитское движение не только легализовало свое положение, но и создавая свои политические партии, стало претендовать на власть. Созданные и функционирующие по сей день салафитские анклавы во всем мире стали реальной мини модели будущего государственного строя, так называемого «Нового Халифата», которого салафиты намерены построить в обозримом будущем. Салафитское движение, на наш взгляд, ускорит модернизацию ислама, поскольку многие течения и мазхабы должны определиться: либо поддержать салафитов в их борьбе за «чистый ислам» и создание «Нового Халаифата», либо отказать им в поддержку, что и приведет в конечном варианте к новому расколу Ислама. Новый раскол в Исламе, возможно, определить дальнейшую судьбу этой мировой религии в новейшей истории.
Литература и источники:
1. BBC. 12.09.2012.
2. Al Arabiya. 05.04. 2012.
3. Umma News. 17.04. 2013.
4. PressTV. Iran. 22.09.2011.// http://www.presstv.ir/detail/200605.html.
5. Susan Schmidt. Big game Salafis// The National Interest.14.11.2012.
6. Наш Мир. 12.03.2012.
7. Игнатенко А. Исламская контрреволюция 2.0//Независимая газета. 07.11.2012.
8. Тамже.
9. Тамже.
10. Susan Schmidt. Big game Salafis// The National Interest.14.11.2012.
11. Georges Malbrunot. Les salafistes tissent leur toile dans le monde arabe//LeFigaro. 11. 09.2012.
12. Susan Schmidt. Big game Salafis// The National Interest.14.11.2012.
13. Тамже.
14. Armenia Today.15.11.2012.
15. ГолосИслама. 25.11.2012.// http://golosislama.ru/news.php?id=13147.
16. Независимая газета. 07.03.2013.
17. Игнатенко А. Глобальная салафитская сеть, или «Новая Аль-Каида» (Заметки о политическом исламе) Часть 2//http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-29441.html.
18. Там же.
19. Там же.
20. Там же.
21. Игнатенко А. Исламская контрреволюция 2.0//Независимая газета. 07.11.2012.
22. Там же.
23.Игнатенко А.Одноразовая демократия для Египта// http://www.religiopolis.org/publications/3904-odnorazovaja-demokratija-dlja-egipta.html.
24. Игнатенко А. Глобальная салафитская сеть, или «Новая Аль-Каида» (Заметки о политическом исламе) Часть 2//http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-29441.html.
25. Там же.
26. там же.
27. Революция в Египте(2011)// http://ru.wikipedia.org/wiki.
Рахимбек Бобохонов, старший научный сотрудник ИАфр РАН
Центр цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН