Российская межведомственная следственная группа в эти дни работает на месте гибели посла совместно с турецкими коллегами из Анкары. Удастся ли им докопаться до истины? Сегодня главный вопрос, был ли террористом-одиночкой, или за ним стоит какая-то организация? Оба варианта, впрочем, вызывают обеспокоенность тем, что террористические атаки против России могут продолжиться. Уж больно многим мы наступили на горло в Сирии. И многие хотели бы, если не исправить ситуацию и не вернуть упущенное, то, как минимум отомстить. Одиночки. Организации. Целые государства.

Впереди большая работа. Нам предстоит принять еще немало вызовов. Но сегодня важно, крайне важно ответить на вопрос, кто же все-таки стоит за убийством нашего посла.

И важно, чтобы расследование действительно было объективным, чтобы оно не превратилось в спихивание вины на сидящего в Штатах и одним щелчком пальцев устраивающего госперевороты по всему миру «всемогущего» Гюлена. Как это было сделано в деле с нашим Су-24, когда летчики, принявшие решение сбить наш самолет, спустя более чем полгода внезапно оказались злостными гюленистами, которые изначально спали и видели, как бы испортить российско-турецкие отношения, следуя приказу из Пенсильвании. Это был бы слишком простой способ для Эрдогана уйти от ответственности.

Одним из первых о том, что к нападению причастны люди, сбившие российский Су-24, заявил мэр Анкары: «Целью нападавшего было навредить российско-турецким отношениям, за нападением могут стоять те же преступники, что и за атакой на российский самолет на границе. Нападавший мог быть участником группировки «FETO», — написал Мелих Гегчек у себя в «Твиттере» почти сразу после убийства посла.

Сразу тревожный сигнал…

В продолжение — в организации убийства Карлова глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу напрямую обвинил Гюлена. В Штатах, где укрывается Гюлен, это обвинение, разумеется, назвали безосновательным и лживым. Отреагировали на заявления главы турецкой дипломатии и в Москве. Дмитрий Песков призвал не спешить с выводами о том, кто стоит за убийством посла, а также напомнил, что в турецкой столице приступила российская следственная группа. «В данном случае, конечно, вряд ли стоит спешить с какими-то выводами до того, как следствие установит, как сказал наш президент, тех, кто стоял за убийцей нашего посла», — сказал он

Зачем Турции спихивать все на Гюлена?

Во-первых, это логично. Если в США при Обаме во всех бедах виноваты русские хакеры и лично Владимир Путин, то в Турции во всем виноват Гюлен. Во-вторых, это способ лишний раз надавить на Вашингтон, чтобы тот выдал личного врага Султана. Навесив на него столь чудовищное преступление, Анкара рассчитывает сделать Вашингтон сговорчивее. Если те и не отдадут Гюлена, можно будет еще какие преференции выторговать. Наконец, в-третьих, это банально, хороший способ не искать истинных виновных. Потому, что реальный поиск виновных поставит перед Султаном весьма болезненный вопрос.

Впрочем, не думаю, что сам Султан готов снова банально перевести стрелки на своего извечного врага, это явно не в его интересах. Тем более, что он понимает, что в произошедшем есть и его личная вина и немалая.

Во-первых, тот факт, что убийство стало возможным — это действительно вопиющая некомпетентность турецких спецслужб, во многом спровоцированная чистками, которые турецкий президент устроил после неудачного июльского переворота во всех силовых структурах. Помните, тогда было уволено около 60 тысяч человек, заподозренных в связях с Гюленом. Несомненно, это подорвало уровень профессионализма турецких силовиков. И оправдания, и попытки все спихнуть на вездесущего Гюлена или не менее вездесущую и всемогущую РПК — тут, извините, «не канают». Надеюсь, Эрдоган понимает, что на сей раз дело зашло слишком далеко. Если продолжать в том же духе — последствия могут быть непредсказуемыми. США уже приостановили работу своего посольства и генконсульств в Турции. Пока на сутки. Думаю, тысячи туристов крепко задумаются теперь, ехать ли на отдых в эту страну.

Еще одной причиной, по которой убийство посла стало возможным, и которая также явилась следствием недальновидной и попросту двойной игры турецкого президента, является то, что террористы давно чувствуют в Турции полную вседозволенность и безнаказанность. Я говорю о настоящих террористах, а не тех, с кем показушно борется Анкара — курдах, которых за уши притягивают к любому теракту, даже когда ответственность за него берет на себя ИГИЛ, и о самом ИГИЛ, которое не так уж всесильно, каким его пытаются выставить, являясь больше жупелом, дающим повод для закручивания гаек в политике, чем реальной угрозой безопасности внутри самой Турции.

Турция давно, с самого начала сирийской эпопеи превратилась в прямом смысле — в «проходной двор» для террористов. Мы что, не знали, что «зеленые» боевики поддерживаются Анкарой деньгами и оружием? Мы не знали, что в Турции они лечатся, зализывают раны и просто отдыхают? Мы не знали, что в Турции они проходят обучение? Это разве секрет для кого-то? Тогда почему мы удивляемся, что сирийские боевики чувствуют себя в Турции в полной безопасности и уверены, что могут безнаказанно творить все, что заблагорассудится, как все тот же Альпарслан Челик, который после убийства российского летчика Олега Пешкова спокойно себе жил в этой стране и попался совсем на другом деле, да и то тогда, когда потребовался козырь на переговорах с Москвой? Последний, кстати, несмотря на наличие видеозаписи, где он, Челик, позируя с автоматом в руках, говорит на камеру, что это именно он меткой очередью убил летчика, опускающегося на парашюте, вины своей не признает. И судят его вовсе не за этот эпизод.

Боюсь, на этот раз вопрос перед турецким лидером должен быть поставлен так, чтобы ему не удалось избежать ответа, спихнув все на Гюлена, ИГИЛ и самого шайтана. Эрдоган должен перестать делить террористов на «правильных» и «неправильных». Чего мы, кстати, безуспешно добиваемся от США. Впрочем, от США мы давно ничего не ждем, а вот Султану, если он хочет дальше эффективно взаимодействовать по Сирии и получить там свою сферу влияния, которую не будут оспаривать ни Москва, ни Тегеран, ни Дамаск, хорошо бы крепко задуматься и сделать соответствующие выводы. Вопрос ему озвучен. Ждем ответа.

И да, ответа ждем не только мы. Ответа ждут и террористы, фактически предложившие Эрдогану этим убийством определиться: он по-прежнему с ними или готов «кинуть» их ради раздела сфер влияния в Сирии в коалиции с Россией и Ираном.

Дмитрий Родионов

21.12.2016

Источник: svpressa.ru