Двадцать лет тому назад появление многочисленных НПО, иностранных компаний, посольств и консульств на постсоветском пространстве повсеместно ошибочно воспринималось на "Ура!", как предвестник долгожданной демократии, падения железного занавеса и обретения национальной независимости. Сегодня многих из них можно назвать разносчиками цветной или цветочной заразы (это определение, став нарицательным, уже пишется без кавычек).

Апофеозом разрушительной деятельности подобных организаций стали события в Украине, приведшие к гражданскому расколу и разделу территории огромного, богатого, некогда благополучного государства. Различные МНО, позиционирующие себя защитниками прав человека, строителями демократии и гражданского общества, под различными вывесками и предлогами надолго оседают на территории стран влияния во всех частях света и ведут там свою подрывную деятельность.

Такая участь не обошла стороной и Республику Таджикистан. Перечень МНО здесь представлен по полной программе. Они не только являются наблюдателями за политической жизнью независимого государства, но и активными ее участниками. Однако, за иностранной аббревиатурой, представительными фасадами офисов и посольств, за дипломатическим иммунитетом, гуманитарной помощью и прочими "благими" намерениям, нередко кроются далеко идущие планы - взять развитие ситуации в чужой стране в свои руки, под тотальный контроль.

БДИПЧ/ОБСЕ

Наблюдатели миссии БДИПЧ/ОБСЕ – непременные участники выборных кампаний во многих странах СНГ. Несмотря на то, что представителей ОБСЕ из-за необъективности уже не пускают в США и Россию, в ноябре 2013 года в Таджикистане состоялась их пятая наблюдательная миссия. Миссионеры ОБСЕ еще ни разу не признавали выборы в Таджикистане соответствующими международным стандартам. Но, такая позиция не должна расстраивать таджикистанцев, вселять в них чувство вины и развивать комплекс неполноценности. Подобная предвзятая, негативная оценка из уст наблюдателей ОБСЕ звучит как комплемент и похвала. Критика большинства стран Содружества за непрозрачность и недемократичность выборов стала визитной карточкой наблюдателей ОБСЕ. В пример они ставят сторонницу НАТО, проамериканскую Грузию или нестабильный "средневековый" Афганистан, в которых "демократичность" выборов ОБСЕ называет образцом для подражания. Кстати, ОБСЕ задолго до президентских выборов в ИРА, назначенных на 5 апреля с.г., направила туда группу для оказания поддержки, заключающейся в лоббировании интересов Евросоюза и навязывание "демократических ценностей".

"Фонд Сороса", "Национальный демократический институт международных отношений", "Фридом хауз", "Интерньюс", Агентство США по техническому сотрудничеству и развитию, USAID и проч.

Сегодня специалисты США, успешно апробировавшие методы и тактику цветных революций во многих странах постсоветского пространства, начали активно внедрять их в работе с таджикской молодежью. В этом плане Таджикистан является уязвимой страной, так как, "оранжевые" потрясения возможны практически во всех республиках, которые являются поставщиками рабочей силы в Россию и отчасти в Казахстан. Следует учитывать то, что признаки революционной ситуации в той или иной вариации есть в большинстве стран СНГ. Они имеют системный характер и в целом не зависят от человеческого фактора, то есть, от конкретного руководителя страны в данный момент. От подобных срежиссированных государственных переворотов не застрахован ни один правитель – даже самый лояльный Америке. США – сильный враг, который не может и не хочет отказаться от мирового господства и передела сфер влияния. Для этого они находятся в постоянном поиске и экспериментировании.

По мнению аналитиков, в случае нового витка мирового кризиса или ужесточения режима пребывания на чужой территории трудовые мигранты будут вынуждены вернуться на родину. И, не получив здесь того уровня жизни и финансового обеспечения, к которому привыкли в гостях, могут стать взрывчатым материалом в руках заморских инструкторов по цветным переворотам, идеологов цветочных бунтов, разносчиков революционной заразы. Они уже сейчас отправляют за счет американских фондов и организаций, которые предлагают полное покрытие расходов на подготовку цветных переворотов, наиболее одаренных молодых таджикистанцев на стажировку или учебу в престижные американские демократические центры. Это происходит под лозунгом "продвижения демократии и создания гражданского общества", когда, так называемые, "права человека" - всего лишь инструмент для политических изменений и никакая не цель. Сегодня революция – тот же бизнес, та же мода. Ее агитаторы навязывают новый образ жизни с его лжедемократическими свободами и ценностями. По оценкам экспертов, благодаря кураторской деятельности американских спецслужб, как в самом Таджикистане, так и за его пределами уже сформировалась определенная прослойка таджикистанской молодежи, идеализирующей западные ценности, с помощью которой заокеанские политиканы смогут насаждать свою модель демократии и попытаться осуществить в республике цветную революцию. Что подтверждается организацией на территории США Национального движения Таджикистана (НДТ) - "Джунбиши милли", радеющего за политические реформы "для достижения демократического правления в Таджикистане". Выше было отмечено, что понятие демократии – приоритет в политических спекуляциях американских миссионеров. Вначале за НДТ не было видно ни одного реального лица. В программном заявлении отмечается, что НДТ образовано таджикскими гражданами, проживающими в США, Европе, России, Иране и ряде других стран. Но, одним из его организаторов с максимальной долей уверенности можно назвать американский департамент. Тем более, что в одном из пунктов по политическому устройству, Таджикистану четко предлагается направить свою внешнюю политику на "установление качественных отношений с развитыми демократическими странами, такими как США", милостиво разрешив при этом РТ "активное сближение с персоязычными странами".

Human Rights Watch (HRW)

Американская правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) также не обошла своим пристальным вниманием РеспубликуТаджикистан, дав, на ее взгляд, объективную оценку ситуации в области прав человека, усмотрев, что "прошлый (2013) год в Таджикистане прошел под знаком ограничений прав человека". "Серьезные нарушения прав человека" HWR также отметила в России, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, Узбекистане и десятке не самых последних стран мира. В этой достойной компании Таджикистан может чувствовать себя спокойно и не комплексовать. Отношение к Республике Таджикистан в рамках "двойных стандартов" объясняется просто – целями и задачами вышеназванной организации.

Ни одна военная акция государственных силовых структур по наведению закона и порядка на своей территории не ускользнула от взора наблюдателей и сотрудников HRW (в т.ч. в Хороге, Раштской зоне РТ). Всегда в зоне конфликта оказывались сотрудники HRW, которые фиксировали "нарушения прав человека" и доносили сфабрикованные результаты до широкой международной общественности, правительств западных стран и ООН. На мировую общественность обрушивалась лавина тенденциозной информации о неправомерности действий властей (любой страны) и "страданиях" мирных граждан. Следовали требования применения политических, экономических, дипломатических, полицейских и даже военных санкций к иностранным государствам. HRW взяла на себя функции информационно-пропагандистского обеспечения для дипломатического, экономического и военного вмешательства стран НАТО, в первую очередь, США, во внутренние дела других стран. Функции наблюдения и устрашения. Говорить о HRW как об общественной организации, в качестве которой она себе позиционирует, нет никаких оснований. HRW давно вышла из сферы активности "всемирных правозащитников" и была взята на вооружение государственными структурами США. Финансирование всех секций HRW осуществляется биржевым спекулянтом, миллиардером Дж.Соросом. Деятельность HRW давно трансформировалась из информационно-гуманитарной в информационно-пропагандистскую. В ряде случаев она обслуживает и администрацию президента США, если цели последней совпадают с интересами Дж.Сороса. Помимо систематической информационной и психологической обработки общественного мнения HRW занимается строительством оппозиционной режиму посещаемых стран "гражданской" и политической инфраструктуры, практикует создание в странах предполагаемого влияния революционной атмосферы. HRW содействует переходу власти в руки прозападных партий и готова обеспечить всяческую поддержку новому прозападному режиму.

Недипломатичное поведение

Если ранее стоило опасаться деятельности МНО, то сегодня к ним присоединился ряд посольств зарубежных стран в РТ. Ими используется тактика "распыления", когда массовые беспорядки, протесты и уличные политические театры планируется организовать по всей стране, даже в крохотных городках и кишлаках. Для этого в последние годы посольство США в РТ развернуло активную деятельность в сельских районах страны, в Кулябе, Курган-Тюбе, Худжанде, Гарме (Рашт), Файзабадском районе, где под видом оказания гуманитарной, медицинской, технической и материальной помощи миссионерские организации вовлекают в политическую или немусульманскую религиозную деятельность малоимущие слои населении и молодежь.

Некоторое время назад высокопоставленный сотрудник другого посольства в РТ по собственной инициативе, без согласования и предупреждения таджикской стороны, не имея официального приглашения, проделал неблизкий путь, намереваясь попасть в Хорог. Истинных намерений посещения ГБАО он не озвучил, но МИД РТ была предъявлена претензия относительно "срыва" его поездки в Хорог. При этом, иностранная сторона высказала ближайшие планы – обязательно оказаться в ГБАО. Другой сотрудник одного из посольств, находясь в Душанбе, пытался заочно организовать в Хороге массовый митинг в поддержку задержанного правоохранительными органами местного правонарушителя. Для этого он заранее, через цепочку посредников и подставных лиц воспользовался услугами местных жителей и председателя одного из махалинских советов. Те обрисовали обстановку и настроения в городе и в области, пообещав в дальнейшем держать посольского работника в курсе всех событий, помочь привлечь местное население к планируемой акции. Настораживает то, что вместо официальных контактов с властями, представители дипломатического корпуса пользуются услугами, проявляют интерес к общению именно с преступными, асоциальными элементами, связываясь с ними через третьи-пятые лица. Кроме того, например, озадачивают регулярные поездки в Горный Бадахшан сотрудников представительства ИА BBC, которые однозначно происходят в те моменты, когда в ГБАО активизируются криминальные силы. Как правило, визиты журналистов совпадают с началом локальных массовых беспорядков, возникновением социальной нестабильности.

Сотрудничая с официальными властями Таджикистана, некоторые иностранные подданные, для расширения сфер своего влияния и получения информации, одновременно пытаются наладить тайные контакты с наркобизнесменами и контрабандистами. Тем самым, расшатывая основы не до конца окрепшей демократии, дестабилизируя социальную обстановку и роняя собственный статус. Чтобы облечь свои намерения в пристойную дипломатичную форму, иностранцы маскируют свои интересы под видом модных нынче тренингов, обучающих курсов, гуманитарных акций или встреч с общественностью. Под завесой безобидных, на первый взгляд, вопросов-ответов, мониторингов или социологических опросов они рождают в умах местного населения недовольство и недоверие к властям, провоцируют жителей на протестные выступления, митинги и хулиганские акции в поддержку правонарушителей или против адекватных мер правоохранительных органов. Стремятся наладить контакты с местными криминальными авторитетами, обещая им моральную и материальную поддержку. В качестве агитаторов и организаторов "стихийных" беспорядков используются молодые, социально неадаптированные жители, члены преступных группировок и родственники уже задержанных правонарушителей. Они готовы за незначительное вознаграждение собрать население в нужный момент в указанном месте, например, для встреч с дипломатами или представителями миссий. Организовать планируемые иностранцами встречи и беседы, оказать "достойный" неформальный прием и познакомить (свести) с нужными им людьми. Сегодня веской предпосылкой для вмешательства в дела ГБАО становятся гуманитарные проекты и сакральная роль, авторитет для местного населения мирового лидера исмаилитов Ага Хана IV, тесно связанного с истеблишментом западных стран.

Нынешняя активизация иностранцев в решении военно-политических задач на таджикском направлении, дипломатично вуалируется намерениями о долгосрочном сотрудничестве и имитацией возросшего экономического интереса к республике. Пристальные взоры ряда государств в сторону Хорога связаны также с выводом войск НАТО из Афганистана через территорию РТ. Это дает дополнительные поводы и возможности для регулярного посещения Таджикистана, и в частности ГБАО, многочленным миссионерам различного толка: политикам; общественным деятелям; бизнесменам, с посулами инвестировать сюда свои капиталы; военным, обещающим тренинги таджикских военнослужащих на местах; журналистам и проч.
В связи с этим, имеются обоснованные опасения того, что подобного рода пристальное внимание и предлагаемая помощь могут превратиться для Таджикистана в дары данайцев - Троянского коня. Например, за предоставление списанного военного оборудования и проведение обучающих тренингов, страны НАТО, активно участвующие в подготовке кадров для афганской национальной армии и сил безопасности, могут настаивать на использовании тренировочных баз в Таджикистане для обучения афганских военных и полицейских. Уже сегодня иностранные военные эксперты и представители информационных агентств, в частности ВВС, стремятся регулярно посещать военные объекты в районе таджикско-афганской госграницы с "деловыми намерениями".

Негласный интерес иностранцев не ограничивается ГБАО. Попытки наладить тесные контакты с местным населением через третьи лица отмечаются и в Согдийской области (Исфаринский р-н). Не осталась без "дипломатического" внимания Раштская зона. Особый интерес вызывают районы компактного проживания здесь кыргызов. Примечательно, что и тут дипломаты пытаются взять в союзники и консультанты не представителей местной власти, а криминальных авторитетов, религиозных экстремистов, неустроенную молодежь или протестно настроенных лиц. В социальном плане иностранцев интересуют наиболее уязвимые и нестабильные районы. В географическом - приграничные районы РТ. В этническом – места компактного проживания национальных меньшинств.

Кроме того, ряд представителей дипкорпуса, в надежде на дальнейшее сотрудничество, не упускают возможностей оказывать корыстные услуги отдельным гражданам Таджикистана, занимающим оппозиционную позицию по отношению к властям, проживающим в других странах или находящимся в розыске. Один из таких просителей, не сумев получить визу в Москве, с легкостью получил ее через иностранное посольство в РТ. Другому гражданину Таджикистана дипломаты инициативно, в удобное для него время и в комфортном ему месте, предложили встречу и помощь в получении визы в одну из европейских стран. Не остаются без внимания со стороны иностранных подданных таджикские трудовые мигранты, которых дипломаты пытаются опекать на чужой территории через мигрантские организации, гуманитарные миссии или частные подставные лица.

Прошедшие президентские выборы в РТ также не обошлись без пристального внимания представителей отдельных дипмиссий, которые массово пытались прорваться непосредственно к избирательным урнам в качестве международных наблюдателей.

Подобное поведение иностранных подданных по отношению к Таджикистану и целенаправленную заинтересованность событиями в ГБАО, Раште и Согдийской области можно расценивать, как попытки укрепить позиции в республике, с целью дальнейшей манипуляции ситуацией в Центрально-азиатском регионе, как намерения создать рычаг управления на перспективу.

Дипломатические ведомства, подобно английской королеве, призваны выполнять представительские функции, практически не оказывая никакого влияния и давления на политику страны пребывания, поддерживать корректные международные отношения, находиться над внутренними конфликтами. Для солнечного Таджикистана, где открытость, дружелюбие и гостеприимство проявляются с истиной силой – туманность в отношениях неприемлема в принципе.

Олим Якубов

10.04.2014

Источник: ЦентрАзия

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1397113860