Американский политолог Джей Ульфельдер, разрабатывающий математичскую модель предсказания государственных переворотов в разных странах мира, по итогам очередного исследования пришел к выводу, что в 2014 году наибольший риск насильственной смены режима имеется в Гвинее, Мали и на Мадагаскаре. В группу риска попали еще 37 стран, преимущественно африканских.

Методика Ульфельдера учитывает множество переменных: географическое положение, этнический состав, срок независимости, тип политического режима, а также темпы экономического роста, младенческую смертность и т.д.

Политолог подчеркивает, что государственный переворот — явление настолько редкое, что даже в тех странах, которые заняли верхние строки его рейтинга, вероятность насильственной смены режима в 2014 году крайне низка, а в других странах и вовсе близка к нулю. Попадание на верхние строки означает лишь, что страна находится в «группе риска».

В список из 40 стран с самым высоким риском переворота вошли преимущественно африканские государства. Ульфельдер объясняет это экономическими сложностями, межэтнической напряженностью и колониальным наследием континента.

Рейтинг Ульфельдера возглавили Гвинея (26,5% угрозы действующей власти), Мадагаскар (23,9%) и Мали (22,7%). За ними следуют Экваториальная Гвинея, Нигер, Гвинея-Бисау и Судан с вероятностью свержения власти около 20%. В Центральноафриканской республике и Южном Судане вероятность переворота равна примерно 11,5%, чуть меньше — в Сомали, Афганистане, Пакистане, Демократической республике Конго и Таиланде.

Журналист The Washington Post и специалист в области безопасности Макс Фишер объясняет полученные результаты по Таиланду тем, что эта страна пережила за последнее столетие больше переворотов, чем какое-либо другое государство. С 1932 года в Таиланде произошло 11 смен власти и семь попыток свержения правительства.

Афганистан и Пакистан находят в группе риска из-за слабости гражданского правительства в обеих странах. В Афганистане также наблюдаются глубокие межэтнические и политические проблемы, а в Пакистане армия представляет из себя отдельную политическую силу, которая пытается перехватить власть каждый раз, когда демократическое правительство дает слабину.

В Египте возможность переворота составляет 9%. На такой результат преимущественно повлиял военный переворот, произошедший в стране в 2013 году.

В западном полушарии с вероятностью 9,2% власть может быть смещена на Гаити, и с 8,5% - в Эквадоре.

Из близких к России стран в рейтинге Ульфельдера представлена лишь одна — Грузия, где вероятность переворота политолог оценивает в 4%.

При этом, как отмечает исследователь, ни одна из приведенных стран не перешагнула в 50% вероятности смены власти, что, по словам ученого, может говорить о том, что 2014 год может вообще обойтись без переворотов в какой-либо стране мира.

В интервью The Washington Post Ульфельдер утверждает, что возможность совершения переворота преимущественно зависит от экономики, формы правления и предшествующей истории смены режимов. Так, вероятность смены власти в богатой, абсолютно авторитарной или демократической стране, где в недалеком прошлом не происходило смены власти, сводится практически к нулю. По словам Ульфельдера, почти все перевороты, вне зависимости от их успешности, происходили в относительно бедных странах с полуавторитарным-либеральным режимом.

Ульфельдер является независимым исследователем. Методику предсказания государственных переворотов он разработал сам, научной экспертизе она не подвергалась.

Виктория Кузьменко

30 января 2014 г

http://rusplt.ru/world/afrikanskaya-gruppa-riska-7743.html