Возрастающие военные риски и угрозы практически со всех направлений заставляют страны Центральноазиатского региона не только укреплять свои армии, но и развивать военно-техническое сотрудничество с ведущими «военными» державами. Однако в этом процессе волей-неволей они становятся «заложниками» какой-либо из держав. К тому же в современном мире возрождаются практики realpolitik, когда богатые на разные ресурсы наши территории могут стать лакомыми кусками для империалистических «поглощений». Поэтому, думается, наиболее лучшим вариантом укрепления безопасности каждой страны региона является создание объединенной армии ЦА.

Тем более что в регионе есть довольно боеспособные армии, которые могут составить костяк центральноазитского военного блока. На днях стало известно, что армия Узбекистана в международном рейтинге вооруженных сил Global Firepower в 2021 году заняла 51-ю строчку, продолжая быть сильнейшей в Центральной Азии военной силой. Казахстан, хоть и отстал от Узбекистана в этом рейтинге на 11 позиций, но имеет неплохой военный потенциал, учитывая, что в 2017 году в Global Firepower казахстанская армия была на 53-м месте. Вдобавок оборонный бюджет Казахстана самый большой в регионе.

Регион ЦА находится между двумя мощными военными державами, которые в прошлом отличились в плане покушений на его территорию. В связи с этим можно было бы углубить военное сотрудничество с НАТО, США, Турцией. Так, независимый узбекский эксперт Алишер Ильхамов в Фейсбуке написал буквально следующее:

«История с провокационными высказываниями Вячеслава Никонова, не последнего человека в Госдуме, в адрес Казахстана является поучительной и для Узбекистана…То, что за этой агрессией может последовать настоящая, военная, учит история с Крымом, вокруг которого долгое время тоже нагнеталась истерия в российской националистической среде…Хотя я всегда скептически относился к идеям пантюркизма и критически воспринимаю внутреннюю политику Эрдогана и его подстрекательские речи в отношении Франции, исходя из принципа сдержек и противовесов, думаю, создание пары турецких военных баз в регионе послужило бы сдерживанию РФ и здесь, а также послужило бы укреплению суверенитета наших стран.  Стоит подумать и о том, как превентивно привлечь в регион силы НАТО».

В этом деле для стран ЦА посредником-союзником может стать тюркоязычная Турция, являющаяся членом НАТО, имеющая мощную армию, которая на деле показала свое превосходство, в частности, над силой российского «оружия» в Карабахе. Впрочем, данный процесс постепенно набирает обороты. Осенью ушедшего года министр обороны Турции Хусули Акар посетил с рабочей поездкой ряд стран ЦА. В итоге 28 октября в Ташкенте было подписано соглашение о военном и военно-техническом сотрудничестве Узбекистана и Турции. То есть Турция теперь будет поставлять, как ранее, не только оружие, но и, видимо, непосредственно участвовать в развитии наших армий. Аналогичное соглашение о военном сотрудничестве с Казахстаном Турция заключила в 2018 году. Эти соглашения включают в себя обучение военных, проведение учений, транзит военного имущества через воздушное пространство, оказание медицинской помощи, проведение научных и технических исследований.

В конце декабря прошлого года Вашингтон разрешил продать Казахстану самолеты разведки и наблюдения King Air B300ER Scorpion за 128 миллионов долларов. На этих самолетах стоят датчики Raytheon Communications Intelligence (COMINT), радары с активной решеткой с электронным сканированием, турельные оптические инфракрасные датчики WESCAM MX-15HDi Elector, системы автоматической электронной разведки (ELINT) и безопасной связи. Кроме того, американская сторона не один раз поставляла безвозмездно на десятки миллионов долларов военное снаряжение для стран региона, включая спецтехнику для пограничников. Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан активно развивают военное и военно-техническое сотрудничество с США, в том числе за счет натовской программы «Партнерство во имя мира». У Казахстана с США, например, с 2003 года реализованы уже 4 пятилетние программы военного сотрудничества.

Тем не менее, думается, что страны ЦА вряд ли настроены развивать стратегическое сотрудничество с НАТО, направленное на сдерживание какой-либо из соседних держав. Не случайно в конце прошлого года председатель комитета по информационной безопасности министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Руслан Абдикаликов при обсуждении «сертификата безопасности» заявил, что «мы входим в ОДКБ, мы не входим в НАТО». В этом плане правы те эксперты, утверждающие, что у стран ЦА нет общих границ с США, ЕС, НАТО, не говоря о геополитических, историко-культурных препонах сближения нас с ними.

Подавляющая часть экспертов полагает, что создание военного блока в ЦА невозможно в силу ряда причин, начиная с нашей якобы неуживчивостью друг с другом, конкуренцией интересов. Однако в истории ведь были примеры нашего военного братства. Как известно, в советское время на территории региона были Туркестанский и Среднеазиатский военные округи, тем самым объединяя в военном плане наши народы. Собственно, мы вместе, на базе этих округов, к примеру, воевали в Афганистане. В ходе Великой Отечественной войны мы также в составе разных частей воевали плечом к плечу.

Примечательно, что наши военные национальные газеты часто публиковали материалы о таком военном братстве. В ряде номеров за 1943–1944 годы узбекская фронтовая газета «Совет жангчиси» разместила специальные полосы, посвященные героизму солдат узбекской, казахской, киргизской и других национальностей. В свою очередь казахская газета Калининского фронта «Алға Жауға Қарсы» пропагандировала среди казахских воинов необходимость уважать национальные обычаи, традиции и героическое прошлое других народов СССР, начиная с нашего региона. 

Во время этой войны наши соотечественники совершили немало совместных подвигов. В частности, 11 узбеков, казахов и татар 29-й казахстанской дивизии около Сталинграда обороняли против 300 фашистов захваченную у врага высоту.  Когда подошло подкрепление, на месте боя лежали 150 убитых немецких солдат и офицеров, а из 11 героев выжило двое солдат. Героическая панфиловская дивизия в своем составе имела практически всех представителей народов ЦА. Дивизия же была сформирована в июле-августе 1941 года в Алма-Ате, когда ее основной костяк составили жители городов и окраин Алма-Аты и Фрунзе (киргизский 1077-й стрелковый полк). В ноябре 1942 года в ходе Сталинградской битвы участвовал 4-й кавалерийский корпус РККА, сформированный в Средней Азии и на 60% состоявший из казахов, киргизов, узбеков, таджиков, туркмен. Кстати, до сентября 1942 года данный корпус нес оккупационную службу в Иране и поддерживал там дружественные отношения с местным населением.

Таким образом, как ни крути, но наиболее благонадежным вариантом существенного укрепления оборонного потенциала стран ЦА может стать создание ими военного блока. В этом процессе может принять участие и историко-культурно близкая нам Турция, что негласно станет также поддержкой со стороны НАТО. В этой связи напомним, что НАТО в лице Турции впервые ввела свои военные силы и начала обустраивать центры своего присутствия на постсоветском пространстве (в Карабахе), если не считать страны Балтии…

Аналитический отдел Platon.asia

27.01.2021

Источник: platon.asia