В мире назревает еще один крупный конфликт, который будет иметь серьезные последствия, в том числе, и для России. В минувшее воскресенье Королевство Саудовская Аравия (КСА) объявила о разрыве дипломатических отношений с Ираном. Сотрудники дипмиссии исламской республики покинут королевство в течение 48 часов. В свою очередь пять десятков саудовских дипломатов уже эвакуированы из Ирана. Поводом стало бездействие иранских властей, которые позволили манифестантам атаковать посольство Саудовской Аравии в Тегеране и дипмиссию в Мешхеде. Глава МИД Адель аль-Джубейр заявил, что власти королевства уже обратились в связи с этим в Совет безопасности ООН. Также известно о намерении КСА поставить вопрос в Лиге арабских государств и Организации исламского сотрудничества.

В ходе атаки на посольство Саудовской Аравии в Тегеране демонстрантам с камнями и «коктейлями Молотова» удалось ворваться на их территорию. Несколько помещений посольства были разгромлены. Полиция прекратила беспорядки, оцепив окрестности и арестовав около 40 человек протестующих. В Мешхеде толпа людей принесла к зданию легковоспламеняющиеся материалы, в результате чего некоторые помещения выгорели полностью. После этого МИД Ирана призвал граждан не собираться у саудовских диппредставительств и отметил, что, несмотря на материальный ущерб, никакого вреда саудовским дипломатам нанесено не было. Официальный Тегеран уже заявил, что разрывом дипотношений КСА лишь усугубляет свой стратегический просчет с казнью шиитского богослова.

Казнь богослова

Решение о разрыве дипотношений было принято на фоне эскалации конфликта между двумя странами, после казни саудовскими властями в минувшую субботу шиитского проповедника Нимра аль-Нимра. Вместе с ним казнили еще 46 человек. Все они были признаны виновными в содействии террористической деятельности. Нимр аль-Нимр был арестован еще в 2012 году в ходе акций протеста в восточных провинциях Саудовской Аравии и приговорен к смертной казни по обвинению «в разжигании розни, неповиновении королю и создании террористической ячейки с целью атак на сотрудников правопорядка». Его просьба о помиловании осталась без удовлетворения.

Нимр аль-Нимр был не рядовым религиозным проповедником. Он активно вмешивался в политику, не принимая при этом сторону ни одной из политических партий. Однако требовал введения в Саудовской Аравии действительно свободных выборов, выступая, таким образом, против ваххабитского правительства королевства. Ключевым тезисом его проповедей было утверждение, что слово сильнее насилия. Впрочем, слово Нимр аль-Нимра было достаточно жестким. Так, он порадовался смерти бывшего министра внутренних дел Саудовской Аравии и отца Мохамеда бин Найефа, кронпринца Найефа Абдель-Азиза аль-Сауда, выразив надежду, что «его съедят черви и ему грозят все муки ада после смерти». Монархия не простила ему этого. Объявлено, что тело проповедника его семье передано не будет.

Позицию Саудовской Аравии поддержали официальные власти Бахрейна, Иордании и ОАЭ. «Королевство Бахрейн подтверждает свою твердую позицию и выражает солидарность с Саудовской Аравией, которая предпринимает все необходимые и решительные меры для борьбы с насилием и экстремизмом», — говорится в заявлении правительства. При этом в стране произошли уличные беспорядки противников КСА. Ирак, Сирия и Ливан, напротив, осудили казни. Духовный лидер шиитов Ирака аятолла Али Систани назвал казнь шиитского проповедника «несправедливой агрессией». Лидер Высшего исламского шиитского совета Ливана шейх Абдель Амир Кабалан назвал расправу над ан-Нимром «преступлением против человечности». А министр информации Сирии Омран Зоуби осудил казнь в Саудовской Аравии и назвал ее «преступлением, совершенным государством в отношении собственного народа».

Жестче всего высказался Иран. «Без сомнения, то, что кровь этого невинного мученика была пролита незаконно, будет иметь последствия, священное возмездие не минует саудовских политиков», — предрек верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи. А Корпус стражей исламской революции (КСИР) сравнил поведение властей Саудовской Аравии с ИГИЛ, пообещал отомстить. «Протеррористический и антиисламский режим в Саудовской Аравии необходимо свергнуть», — призвали представители КСИР. Таким образом, традиционное противостояние Ирана и Саудовской Аравии достигло высшей точки, за которой только война.

Это отлично поняли на Западе. По словам официального представителя госдепартамента США Джона Кирби, США обеспокоены казнью, которая «создает риски обострения межконфессиональной напряженности именно тогда, когда ее необходимо снизить». Однако осудить своего ключевого союзника в регионе США не решились. ЕС зашел чуть дальше. Верховный представитель ЕС по политике безопасности Федерика Могерини заявила, что «случай шейха Нимра ан-Нимра вызывает серьезную обеспокоенность относительно свободы выражения мнений и уважения основных гражданских и политических прав, которые необходимо охранять в любых случаях, а также в рамках борьбы с терроризмом». Высказал «обеспокоенность» и генсек ООН Пан Ги Мун.

Все эти словесные пируэты, однако, уже не смогут спасти мир от последствий столкновения интересов двух сильнейших исламских государств на планете. И последствия эти уже наступают. Пока экономические. Мировые цены на нефть растут второй день подряд, пишет Bloomberg. На Лондонской бирже фьючерсы на нефть марки Brent выросли на 3,35%. Агентство напоминает, что Саудовская Аравия и Иран занимают первое и пятое место соответственно по объемам добычи нефти среди стран ОПЕК. Конфликт между ними, в том числе, возможно «горячее» столкновение неизбежно повлияет на рынок, от состояния которого также сильно зависит Россия.

Кстати, именно в негативном влиянии на рынок обвинил Саудовскую Аравию замминистра иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан, комментируя погромы в Тегеране. По его словам, ущерб был нанесен не дипломатам королевства, а народам мусульманских стран региона в результате заговора Саудов по снижению цен на нефть.

Политические последствия конфликта

Конфликт Саудовской Аравии и Ирана лишь на первый взгляд выглядит как застарелая вражда суннитов и шиитов. Действительно, основные силы, вовлеченные в противостояние, поляризуются в основном по этому признаку. Однако речь здесь идет, скорее, о геополитическом столкновении, о попытках влиять на регион, чем о богословских различиях. К тому же ни стратегический союзник саудитов — США, ни союзник Ирана — Россия, не являются странами с преобладающим мусульманским населением. Очевидно, мир разделился на два лагеря по принципу близости национальных интересов. Точно также, как он разделился по сирийскому вопросу.

Богословские различия, конечно, имеют значение, в первую очередь, как традиция, однако претензии к саудовской династии давно уже выходят за эти рамки. Более того, многие видят в ее представителях узурпаторов, захвативших не только политическую власть на Аравийском полуострове, но исламские святыни в Мекке и Медине. Опираясь на свой статус хранителей этих святынь, саудиты продвигают не столько даже интересы королевства, сколько интересы собственной семьи. Еще одной опорой королевству служат нефтедоллары, получаемые до сих пор при прямом покровительстве Соединенных Штатов. Ислам и нефть — вот два столпа, на которых держится власть наследников короля Абдель Азиз ибн Сауда.

При этом прямых наследников — сыновей родоначальника династии, становится все меньше. Новый король Сальман и новый кронпринц Мукрин — последние представители второго поколения династии. Наступает время третьего поколения, среди представителей которого сложилось три группировки. Это клан Судейри, представителем которого является нынешний король Сальман, клан Сунайян, к которому примыкал предыдущий король Абдалла, и, наконец, внеклановая группа молодых принцев, представленная богатейшими членами династии. Победа одного из кланов неизбежно отсечет от власти всех остальных, а, значит, королевство стоит на пороге серьезнейшего со времен основания государства кризиса.

Напомним, Саудовская Аравия была образована после завоевания в 1920-х годах королевством Неджд королевства Хиджаз. Опираясь на военную мощь и протекцию Великобритании, король ибн Сауд немедленно приступил к экспансии, за что его страна и была исключена из Лиги наций. Со временем роль Великобритании стали выполнять Соединенные Штаты. Однако сейчас, в ситуации конфронтации с Ираном, Эр-Рияд готов проявить самостоятельность и игнорировать американские призывы к деэскалации конфликта. «Саудовскую Аравию совсем не волнует, если Белый дом будет возмущен» разрывом дипотношений между двумя странами, сообщает Reuters со ссылкой на источник, знакомый с позицией страны после решения разорвать дипотношения с иранской стороной.

Таким образом, сочетание проблемы престолонаследия с внешним давлением со стороны Ирана, отказ от покровительства США и негативное отношение мира из-за спонсорства ИГИЛ, на фоне политических казней и других нарушений элементарных прав человека, вполне может привести Саудовскую Аравию к серьезнейшему внутриполитическому кризису. Его результатом может стать переформатирование всей политической системы страны. Будет ли это демократизация королевства или падение монархи или, может быть, раскол на первоначальные исторические области — Неджд и Хиджаз, покажет время.

Сергей Аксенов

06.01.2016

Источник: svpressa.ru