К концу первой недели под властью талибов обстановка в Афганистане постепенно начала стабилизироваться. C субботы, 21 августа, в Кабуле, по сообщениям СМИ, возобновляется работа всех госучреждений, для гражданских лиц открывается столичный аэропорт. Цель талибов на ближайшее время — создать новое правительство. Задумывается «Талибан» и о том, как при их власти будет функционировать экономика. В пятницу талибы призвали другие страны помочь Афганистану «в критичный момент истории» инвестициями — в частности, в разработку природных ресурсов. Международное сообщество заняло выжидательную позицию.

«Приступили к наведению общественного порядка»

Ситуация в Афганистане всю неделю оставалась главной международной темой и, исходя из звучавших в пятницу в разных странах заявлений, еще долго будет оставаться таковой. Так, афганский вопрос оказался в центре повестки видеоконференции глав МИДов стран НАТО. По итогам встречи генсек альянса Йенс Столтенберг не стал признавать произошедшее по итогам 20-летней миссии полным и безоговорочным провалом. «Нам нужно честно и внимательно изучить, что пошло не так, равно как и то, в чем мы добились успеха»,— заявил он на пресс-конференции. И там же сделал заявление, из которого следовало: как бы ни было тяжело, но НАТО готово принять новую реальность.

Смирилась с произошедшим и канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая в пятницу провела в Москве переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. «То, что талибы взяли контроль над страной,— это, конечно, очень расстраивающий момент. Но это факт»,— констатировала она на пресс-конференции. А Владимир Путин обратил внимание на то, что «талибы уже объявили о завершении боевых действий, приступили к наведению общественного порядка, обещали гарантировать безопасность местных жителей, иностранных дипмиссий». «Надеюсь, что все это будет воплощено в жизнь»,— сказал он.

Дипломатическое признание новых властей будет зависеть от того, какими будут их дальнейшие действия, но важно поддерживать контакты на местах уже сейчас, это делают некоторые из наших союзников»,— сказал Владимир Путин, назвав подобные контакты полезными.

К «наведению общественного порядка» — так, как они это понимают — талибы уже действительно приступили. Но мнения по этому поводу сложились полярные. Например, жительница города Кундуз на условиях анонимности рассказала CNN: «Люди обеспокоены. Талибы говорят, что девочки могут вернуться в школу, но, когда они идут туда, жалуются, что их не сопровождает родственник-мужчина». А Норвежский центр глобального анализа 18 августа выпустил отчет, в котором указал, что талибы преследуют сторонников бывшего руководства страны и их семьи, вносят их в черные списки, а некоторых и арестовывают.

При этом агентство ТАСС в пятницу процитировало живущего в Кабуле президента Ассоциации афганских выпускников вузов стран СНГ Саида Мирвайса, который рассказал, что гулять по улицам города стало безопаснее: раньше «могли бандиты посреди бела дня остановить и телефон забрать», но теперь талибы патрулируют улицы. «Бандиты знают, что талибы не будут с ними церемониться, если что, и руки отрубят»,— пояснил собеседник агентства.

Женщины, уверяет господин Мирвайс, на улицах чувствуют себя достаточно свободно, хотя, действительно, стали выходить из домов реже.

В целом, по словам Саида Мирвайса, в Кабуле «все, что нужно, работает: магазины, рынки, базары, кафе, бензоколонки, общественный транспорт», а в субботу возобновляют работу и все госучреждения, которые оставались закрытыми с 14 августа. Кроме того, канал Al Jazeera со ссылкой на представителя аэропорта Кабула рассказал, что с субботы для гражданских лиц открывается столичный аэропорт. Напомним, что во вторник, 17 августа, талибы приостановили вылеты оттуда всех рейсов.

Одна из ключевых целей «Талибана» на ближайшее время — формирование правительства. «Мы возобновили переговоры о создании инклюзивного правительства в Афганистане. Идут консультации с различными политическими течениями»,— сказал официальный представитель катарского политического офиса движения Мухаммад Сухейл Шахин, заявление которого в пятницу передал афганский канал Tolo News. Господин Шахин отметил, что из-за «вакуума власти» на выборы, а также на создание новой конституции у талибов времени пока нет, но оно обязательно появится.

«Прийти и разрабатывать»

Зато талибы уже сейчас всерьез задумались о том, как при их правительстве будет функционировать экономика страны. В пятницу господин Шахин, как сообщает телеканал Ariana News, призвал международное сообщество инвестировать в развитие Афганистана. «Мы только что вышли из этапа войны и разрушения и вошли в новую фазу, когда народу Афганистана необходима помощь других стран. Им нужно прийти к нам помочь со здравоохранением, инфраструктурой, образованием, другими секторами. Они (другие страны) могут прийти и разрабатывать наши природные ископаемые»,— сказал он, отметив, что талибы «ценят помощь любого государства в такой критичный момент в истории Афганистана».

Такие призывы не вызывают удивления с учетом того, что экономическая ситуация в стране близка к критической. По данным Азиатского банка развития, в 2020 году более 47% граждан страны жили за чертой бедности, а в 2019-м более 34% афганцев, имевших работу, жили менее чем на $1,9 в день. Уровень безработицы, согласно данным Всемирного банка, рос в стране последние десять лет и в 2020 году составил 11,2%. Глава комитета Европарламента по развитию Томас Тобе 19 августа сообщил: «В результате засухи, пандемии COVID-19 и боевых действий в Афганистане почти половина населения этой страны — 18 млн. человек — нуждается в срочной гуманитарной помощи, почти 4 млн. стали внутренними перемещенными лицами». На этом фоне, как заявил РИА Новости координатор ООН по гуманитарным вопросам в Афганистане Рамиз Алакбаров, талибы призвали ООН не прекращать оказывать согражданам гуманитарную помощь.

До сих пор основным источником дохода «Талибана» была преступная деятельность. Речь идет, в частности, о незаконном обороте наркотиков, вымогательстве и похищении людей с целью получения выкупа. Значительные средства талибы получали и от незаконной разработки месторождений полезных ископаемых. В опубликованном в июне в рамках Совбеза ООН докладе отмечается: в 2020 году прибыль от горнодобывающего сектора принесла талибам около $464 млн., а торговля опиумом — $460 млн. Всего же, по данным конфиденциального отчета НАТО, который цитировало в прошлом году «Радио Свободная Европа / Радио Свобода», от преступной деятельности «Талибан» получает более $1,5 млрд. ежегодно.

Условия для ведения легального бизнеса в Афганистане, мягко говоря, не лучшие. Согласно рейтингу Всемирного банка Doing Business, в 2020 году страна занимала 173-е место среди 190 государств. Эксперты Всемирного банка прогнозируют еще более мрачную картину — к концу 2021 года Афганистан может опуститься на 183-ю строчку.

На этом фоне неудивительно, что международное сообщество по большей части пока заняло выжидательную позицию. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что комментировать будущее торгово-экономических отношений Москвы с Кабулом пока преждевременно. Однако она добавила: «У нас нет оснований считать, что торговые отношения не получат импульса к дальнейшему развитию после налаживания системы функционирования государственных структур и восстановления спокойствия в афганском обществе». На Западе вообще воздерживаются от подобных комментариев. А вот Китай, похоже, долго ждать не намерен. Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин всего через несколько часов после захвата талибами Кабула сообщила, что Пекин готов к «дружественному сотрудничеству» с Афганистаном.

«Афганистан в силу военного конфликта, который продолжается 40 лет,— это фактически неосвоенная страна,— заявил замдиректора Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте республики Узбекистан Акрамжон Нематов.— В Афганистане есть большие запасы полезных ископаемых — меди, редких металлов, железной руды, мрамора, есть запасы угля, нефти, газа. В советское время эти месторождения разрабатывались, и одной из ключевых статей экспорта были энергоресурсы». Как ранее указывало издание The Diplomat, Афганистан располагает залежами полезных ископаемых на сумму от $1 трлн. до $3 трлн.

По мнению Акрамжона Нематова, «если талибы серьезно возьмутся за восстановление экономики, им нужны будут не только, к примеру, продукты питания, но и продукция машиностроения». «Россия может Кабулу в этом помочь»,— резюмировал собеседник. Если в 2013 году, по данным Федеральной таможенной службы России, товарооборот РФ и Афганистана составлял $645 млн., то в 2019-м, до начала пандемии COVID-19, всего $126 млн. Причем более $120 млн. из этой суммы пришлось на российский экспорт, в структуре которого преобладали минеральные продукты, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, а также древесина.

Марина Коваленко, Павел Тарасенко

20.08.2021

Источник: kommersant.ru