С самого начала беломайдана было ясно, что дело не закончится «мирными протестами». Не для того оппозиция наращивала мускулы, чтобы разбежаться по схронам и заграницам.

Западные кураторы несостоявшейся белорусской «революции» считали, что массовость протестов под бел-червона-белыми прапорами и пятая колонна в государственных структурах Белоруссии, образовательных учреждениях, среди творческой интеллигенции расшатают режим и вынудят Александра Лукашенко ступить на гибельный путь Виктора Януковича – согласиться на договорённости с протестующими под гарантии каких-нибудь польских или прибалтийских фигур (на Украине «фигуры» были из Франции и Германии). А дальше – по накатанной: подмена большинства меньшинством, внешнее управление, разгул национализма, страна – вразнос. Пример Украины перед глазами.

Однако в Белоруссии блицкрига не вышло. С «мирной революцией» не сложилось. Быстро выяснилось, что Лукашенко по пути Януковича не пойдёт. Стало понятно, что состоявшееся в Вильнюсе провозглашение Тихановской «избранным президентом Балторуссии» ничего не даёт. А «проект конституции» от оппозиции вообще развеял все сомнения по поводу беломайдана, целью которого было возвести у границ России ещё один антироссийский бастион под польско-литовским управлением в интересах США. Другой судьбы для Белоруссии устроители «революции» не мыслили.

Выдыхаясь, «мирная революция» перешла к террору. Появилась группа, решившая, что самым надёжным способом смены власти является физическое устранение Лукашенко и членов его семьи на волне вооружённого мятежа. План назвали «Тишина», за основу взяли «египетский сценарий». «Это, по-моему, единственный сценарий, который можно будет реализовать», – заявил один из «сценаристов», известный политический аналитик Александр Федута. Он имел в виду убийство президента Египта Анвара Садата 6 октября 1981 года на военном параде. Тогда группа военных открыла по трибуне, где находились Садат, египетские военачальники и высокопоставленные чиновники автоматный огонь. Садат был смертельно ранен, когда встал с кресла; в перестрелке были убиты 11 и ранены 28 человек.

Датой убийства Александра Лукашенко был выбран День Победы 9 мая. В качестве ещё одной, резервной даты рассматривалось 3 июля, когда в Белоруссии празднуется освобождение Минска от немецко-фашистских захватчиков и провозглашение независимости. Для переговоров с белорусскими военными, которые будто бы выразили готовность содействовать заговорщикам, была выбрана Москва.

План организаторов «революции» впечатляет: заговорщики ведут речь об «устранении самого главного» (задача №1), о блокировании ОМОН и внутренних сил (задача №2), о захвате «символических объектов» в центре белорусской столицы, включая «радиостанции и телевидение» (задача №3). «И желательно заблокировать Минск, чтобы они не могли подтянуть внешние войска», – настаивает прилетевший из США Юрий Зенкович, ещё один «мозг» заговора. Зенковичу «доложили» какие-то «ребята», что «есть возможность полностью заблокировать всю энергосистему Белоруссии». Лихое заявление с учётом введённой в эксплуатацию Белорусской АЭС! (см. оперативную съемку ФСБ https://www.youtube.com/watch?v=tA-G9W-gn-I).

Федута жаждет интернировать «как минимум 30 человек буквально в первый час» – руководство МВД, КГБ и «часть штатских». Зенкович сообщает, что «наши ребята» (опять они!) якобы взломали серверы силовых ведомств Беларуси, «выкачали базы данных», которые он готов предоставить.

Не дожидаясь итогов осуществления «египетского сценария», «сценаристы» тут же делят власть: белорус с паспортом гражданина США подгребает под себя суды, юстицию, парламент. Федута – СМИ, образование, культуру, Центральную избирательную комиссию, «идеологические ведомства».

Управлять страной они собирались не менее пяти лет. «Наша задача – трансформировать общество и государство», – объявляет Зенкович. Сейчас белорусы ещё не готовы к переменам и, случись новые выборы, проголосуют за какого-нибудь нового Лукашенко. А этого быть не должно! Требуется «трансформация» (репрессии). «Выращивать демократию» Зенкович предлагает по примеру Польши (что означает внешнее польское управление всем процессом).

Этот прибывший из США деятель хвалится «группой партизан с оружием на базах». Он собирается «пройти» по своим украинским контактам.

Не обходятся переговоры без темы «кошелька Лукашенко», который заговорщики предлагают «просто взять тихонечко, при случае». Встают перед глазами картины из Межигорья – резиденции Януковича под Киевом, где «революционеры достоинства» долго искали вожделенный золотой унитаз, а не найдя, увезли и унесли всё возможное и невозможное «тихонечко, при случае». Так и здесь держат в уме «золотой кошелёк».

Оперативно-розыскные мероприятия по раскрытию и ликвидации заговора длились полгода. 14 апреля Федута и Зенкович были задержаны в Москве сотрудниками ФСБ России. Сейчас они находятся в следственном изоляторе КГБ в Белоруссии. Уголовное дело по статье 357 УК РБ – «заговор или иные действия, совершенные с целью захвата или удержания государственной власти неконституционным путём». Это первое такое дело за тридцать лет.

По предварительным данным известно, что в преступную группировку, кроме Зенковича и Федуты, входили лидер националистической партии БНФ Григорий Костусев (он задержан на территории Белоруссии) и несколько живущих в США белорусов. В группировку был включён бывший заместитель командира боевой группы спецподразделения по борьбе с терроризмом «Алмаз» МВД РБ Игорь Макар, сбежавший в Литву. Сам Макар это пытается опровергнуть, уверяя, что он непричастен к переговорам в Москве, а инициатором «совещаний» в Zoom был Юрий Зенкович.

«Гражданин США Юрий Зенкович был связан со спецслужбами США, – рассказал начальник отдела следственного управления КГБ Белоруссии Константин Бычек. – Он предпринимал попытки вербовки и подкупа военнослужащих Республики Беларусь и правоохранительных органов, готовых за денежное вознаграждение участвовать в насильственном свержении действующей власти». Зенкович, судя по его речам, собирался использовать и украинский потенциал (см.https://www.fondsk.ru/news/2021/04/19/belomajdan-prishel-k-terroru-proval-operacii-tishina-53411.html).

США и Польша поспешно выступили с заявлениями о своей непричастности к подготовке покушения на Лукашенко. Однако представить дело так, что Федута – простой политолог-литературовед, Зенкевич – простой американский юрист, Костусев – простой националист, а остальные заговорщики – просто люди с фантазией, вряд ли выйдет. И на сумасшедших эти люди не тянут, тем более что в группе состоял врач-психиатр (тоже проживающий в США). Не случайно тема подготовки покушения на главу Белоруссии обсуждалась в телефонном разговоре Байдена и Путина, как подтвердил пресс-секретарь российского президента.

Ничто в этой истории не случайно. Попытка свержения действующего главы государства силой – «египетский» это сценарий, «ливийский» или «украинский» – является логическим шагом принявших решение произвести смену режима. Думаем также, это и следствие белорусской политики многовекторности. Внешние силы, заинтересованные в «трансформации» белорусского государства, ответили на многовекторность Минска сначала организацией беломайдана, затем – подготовкой убийства Лукашенко.

Арина Цуканова

19.04.2021

Источник: «Фонд стратегической культуры»

Дело «вагнеровцев» и заговор с целью убийства Лукашенко. Очевидный провал резидентуры ЦРУ в Москве

Раскрытый заговор с целью насильственного свержения власти в Белоруссии и физической ликвидации А. Лукашенко, как и следовало ожидать, полностью отвергается и в США, и белорусской оппозицией. Госдепартамент, разумеется, отрицает всякую к нему причастность Вашингтона, а «Голос Америки» называет его «госпереворотом, сочиненным на коленке и шитым белыми нитками».

Основная реакция – осмеяние всей этой истории с указанием на несерьезность фигур, арестованных по делу А. Федуты, Ю. Зенковича (в Москве) и Г. Костусева (в Минске), а также малозначимость их «заурядного ресторанного трёпа». Однако беспристрастный анализ событий подводит к тому, что по сравнению с другими действительно нелепыми «теориями заговора», запущенными в США и Европе в отношении России, это разоблачение – верх доказанности и обоснованности.

Прежде всего, не следует обманываться фигурами задержанных «интеллигентных пухляшей». Они далеко не последние лица непримиримой белорусской оппозиции. Федута в прошлом известный функционер, занимавший в том числе должность начальника Главного информационного управления администрации президента Белоруссии.

Костусев – лидер Белорусского народного фронта (БНФ), утратившего былую массовость, но сохранившего приверженность крайним методам сопротивления. Зенкович, также один из лидеров БНФ, получил гражданство США и активно лоббировал интересы антилукашенковских сил во властных структурах Америки. «Неспортивный» облик прибывших в Москву с «особой миссией» Федуты и Зенковича – это скорее прикрытие. За границей остались и более броские фигуры связанных с ними участников заговора из числа бывших белорусских силовиков, бежавших на Запад. Таких, как один из бывших командиров спецназа «Алмаз» республиканского МВД И. Макар. Больше внимания следует уделять тому, что и кому говорили в Москве арестованные.

Белорусская оппозиция легко переступает через содержание заявлений и предложений указанных «интеллигентов» о физическом устранении Лукашенко и членов его семьи, прекращении подачи электроэнергии в Минск и т. д. Она даже не оспаривает эти чудовищные высказывания как сфальсифицированные. То есть вполне признается, что они действительно могли что-то такое говорить и предлагать, просто это не считается чем-то зазорным, эдакая «обыденность зла» (по Ханне Арендт). Объявляя состоявшуюся в Москве встречу этой пары с неизвестными белорусскими военными «провокацией», оппозиция усматривает таковую в том, что последние якобы действовали под контролем республиканского КГБ. Обозреватель белорусской службы «РадыёСвабода» Юрий Дракохруст сравнивает арест Федуты и Зенковича с операциями советских спецслужб в 1920-е годы – «Трест» или «Синдикат-2», когда политических эмигрантов заманивали в СССР на встречу с вымышленным подпольем.

В американской практике, служащей образцом для белорусской оппозиции, это, между прочим, обычная методика – выход на предполагаемого «преступника», предложение ему под чужой личиной сотрудничества, с последующим захватом и осуждением. Это делается даже в третьих странах, как, например, было с россиянином В. Бутом. В данном же случае Федута и Зенкович первоначально сами выходили на интересующих их силовиков, очевидно, по наводке бежавших на Запад их коллег. И не обязательно, что все прибывшие в Москву белорусские «генералы» сотрудничали с республиканским КГБ, достаточно, чтобы об этих планах рассказал кто-то один из них. О судьбе остальных мы, возможно, узнаем по скорым громким отставкам. Ведь это, скорее всего, были известные военные, а не подставные лица. Среди «своих» выдать себя за кого-то другого было бы практически невозможно. Это признает, в частности, оппозиционный BelarusSecurityBlog. Впрочем, процессы над ними по соображениям репутации армии могут проходить и в закрытом режиме.

Говорится также о том, что разве поехали бы в Москву заговорщики с планами переворота, зная, какие опасности их там предостерегают, не такие же они идиоты! А где еще они могли бы встретиться с якобы оппозиционно настроенными белорусскими генералами, готовыми к участию в заговоре, не в Минске же?

Свободно выехать, например, для обсуждения программы регулярных совместных с Россией учений указанные военные могли только в Москву. Зенкевич и Федута, конечно, изрядно рисковали, но, видимо, излишне уверовали во всемогущество и защиту американских спецслужб, не сознавая, что они для тех, как и все другие белорусские оппозиционеры, лишь расходный материал, которым можно пожертвовать. Однако в дипмиссиях США и Польши, которые, как объявлено, указанные личности посещали до проведенного ими разговора, их, видимо, убедили в обратном. Американцы, возможно, до деталей эту операцию и не планировали, но без их одобрения такие люди, как Федута и Зенкович, в «пасть льва» не полезли бы.

Встреча, как известно из телерепортажей, проходила в ресторане «Тарас Бульба» на Садовом кольце. Кстати, у скептиков также вызвал сомнения странный выбор столь оживленного места. Однако этому есть свои объяснения. На этой трассе есть два таких ресторана на Смоленском бульваре и Садово-Самотёчной улице, находящиеся примерно на одинаковом удалении в паре километров по прямой с двух сторон от посольства США. В каком бы из них ни проходила встреча, буквально за 5 минут, в случае если что-то пойдет не так, оттуда можно было бы легко укрыться в американской дипломатической миссии. Кроме того, из посольства удобно с помощью радиоэлектронных средств осуществлять контроль за ситуацией вокруг обеих этих точек. Наблюдение за ними должно было бы непременно проявиться в эфире. Это, видимо, и предопределило выбор данной локации. Но, судя по телекартинке, на указанной встрече «заговорщиков» только «зафиксировали» заранее встроенным оборудованием, чего не учли «спецы» из посольства США, а захватили уже порознь где-то в другом месте.

Кстати, фиксация подобного контроля со стороны посольской резидентуры ЦРУ за местом встречи белорусских «заговорщиков» – сама по себе «дымящийся пистолет», являющийся вполне материальным доказательством ее причастности к организации покушения на А. Лукашенко.

Обладая даже только этим свидетельством, а наверняка есть и другие, президент России В. Путин имел все основания, чтобы поставить вопрос о недопустимости такого поведения в беседе с президентом США Джо Байденом. И это реально доказанный случай американского «подрывного и зловредного» вмешательства, а не те вымышленные, которые предъявляет Москве Вашингтон.

Как доказательство вымышленного характера всей истории оппозиционные белорусские и западные СМИ приводят и заявления Лукашенко о том, что «заговорщики» собирались устранить его детей. Вот, мол, чепуха какая! Однако и здесь не все так просто. Конечно, едва ли кому-то надо изолировать младшего 16-летнего сына белорусского президента Николая. Но совсем другое дело – старший Виктор (45 лет) и средний Дмитрий (41 год).

Оба они закончили факультет международных отношений БелГУ, служили в спецподразделениях погранвойск республики. Службу закончили капитанами, но с тех пор негласно курируют силовые структуры страны, Виктор и формально – в составе Совета национальной безопасности. Обладают обширными связями и авторитетом в этой среде. Не приходится сомневаться, что в случае каких-то серьезных пертурбаций, оба они готовы возглавить лояльные президенту силовые подразделения.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что планирующие осуществление государственного переворота в Белоруссии среди первоочередных шагов считают необходимой ту или иную форму нейтрализации старших сыновей Лукашенко.

Недоверие к заявлениям Лукашенко о подготовке переворота оппозиция подогревает и ссылками на прошлогоднее дело «вагнеровцев», когда с подачи украинских и западных спецслужб следовавшие транзитом через Белоруссию российские «чоповцы» были заподозрены в подрывных намерениях. Дескать, и сейчас Минск демонстрирует синдром ложной тревоги («волки, волки!»).

Очевидно, что расследование того дела надо было довести до конца. Расчет на то, что оно само собой «рассосется», был неоправданным. В собственных интересах Минск должен был показать всему миру, насколько крупномасштабной и коварной являлась та провокация, и тогда нынешняя информация, возможно, выглядела бы более убедительной.

Дмитрий Минин

23.04.2021

Источник: «Фонд стратегической культуры»