Глава Донецкой народной республики (ДНР) Александр Захарченко 30 сентября поставил подпись под документом об отводе вооружений калибром менее 100 мм. «Захарченко подписал дополнительное соглашение к комплексу мер, касающееся отвода вооружений калибром до 100мм», — сообщил «Интерфаксу» источник в окружении Захарченко.

До этого трехсторонняя контактная группа в Минске во вторник 29 сентября подписала соглашение об отводе с линии соприкосновения орудий калибром менее 100 мм.

Надо сказать, что именно это соглашение стороны не могли согласовать

Обращают, кстати, на себя данные свежего опроса ВЦИОМ, согласно которому 74% опрошенных убеждены, что в интересах России мирные переговоры и замораживание конфликта, даже путем уступок и финансовых потерь. Число таковых с января 2015 года увеличилось на 9%. Вариант «войны до победного конца», порой ценой человеческих жертв, для быстрого разрешения конфликта выбрали бы 10% россиян.

Из вышесказанного напрашивается вывод: по всей видимости, вариант превращения Донбасса во второе Приднестровье с «замороженным» конфликтом и статусом становится всё более актуальным.

— Я не исключаю, что Донбассу приготовлен именно вариант «второго Приднестровья», — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Однако ситуация здесь сложнее, чем в своё время в Молдавии. ЛНР и ДНР всегда будут оставаться раздражителями для Киева. Поэтому не исключено, что украинская армия попытается нанести мощный неожиданный удар, чтобы одним махом решить проблему «сепаратистов». Как это было в своё время в Сербской Краине. Правда, Донбасс, в отличие от этой республики, всегда может рассчитывать, как минимум, на приток добровольцев из России. И расправиться с ним будет сложно. И если Киев решится на внезапную агрессию, то возможен и вариант, какой был осуществлён в своё время в Южной Осетии — Россия признала независимость этой республики после агрессии Саакашвили.

Сейчас же Киев, видимо, с подачи заокеанских кураторов, решил пока не подставляться, и делает упор на экономическое удушение Донбасса. Хотя это вряд ли удастся сделать, пока Украина не контролирует границу между Россией и Новороссией.

Скорей всего, Киев будет проводить двойственную политику — с одной стороны всячески осложнять жить донбасским республикам. С другой — пытаться проводить тактику мягкой их реинтеграции. При этом он будет опираться на поддержку прозападной части российской элиты. Именно она будет убеждать Владимира Путина, что надо соблюдать Минские соглашения, что Россия уже не раз заявляла о поддержке территориальной целостности Украины и за слова надо отвечать и т. д.

Однако, на мой взгляд, Россия не готова соглашаться на последовательную реинтеграцию Донецка и Луганска в украинское государство. По крайней мере, до тех пор, пока в Киеве не признают руководство донбасских республик, и не будут согласовывать с ними законы о статусе ЛНР и ДНР.

Скорей всего, вялотекущий конфликт будет продолжаться. При этом статус ДНР и ЛНР будет ниже, чем у Приднестровской молдавской республики. В ПМР находится российская военная база. Республика выпускает свою собственную валюту. У неё есть и другие неоспоримые признаки государственности. Эта республика, так сказать, «полупризнана» Россией.

В Донбассе, скорей всего, будет длиться ситуация «ни войны, ни мира» до тех пор, пока одна из сторон не нарушит хрупкое равновесие.

«СП»: — Совместное население Донецкой и Луганской народных республик в разы превышает население ПМР. Там остаётся немало промышленных предприятий, работающих шахт. Почему бы ДНР и ЛНР, воспользовавшись относительным миром, если он настанет, не попытаться дальше выстраивать свою государственность?

— Думаю, что государственность будет понемногу выстраиваться. Но ей мешают несколько мощных факторов. В частности, фактор олигарха Рината Ахметова. В Кремле его рассматривают как меньшее из зол в украинском истеблишменте. На мой взгляд, это необоснованная точка зрения. Ахметов такой же двуличный и ненадёжный «партнёр», как и большая часть нынешней украинской элиты. Ахметов пытается держать под контролем управление в ДНР и ЛНР, влиять на глав республик Александра Захарченко и Игоря Плотницкого. По крайней мере, Александр Ходаковский и Денис Пушилин, без сомнения, люди Ахметова.

Другой фактор — недовольство значительной части российской элиты вовлечённостью в гражданскую войну на Украине. Либералы в российской власти считают, что необходимо в мягкой форме «сливать» донбасские республики. Ну и есть в российском истеблишменте силы, которые считают, что нынешнее положение Донбасса оптимально для России. Поскольку, формально не являясь независимыми государствами, ЛНР и ДНР не дают Украине окончательно уйти на Запад и в НАТО.

«СП»: — Почему, на ваш взгляд, большая часть опрошенных ВЦИОМ россиян считает, что в интересах России — заморозить конфликт в Донбассе, пусть даже ценой уступок и финансовых потерь? Причём число таких респондентов растёт.

— В данном случае ответы россиян отражают точку зрения большей части российской элиты, которая в большинстве выступает усиления конфронтации с Западом ради продвижения проекта Новороссия. По большому счёту, проект этот сейчас свёрнут. А далёкие от политики обыватели, к сожалению, снова начинают придерживаться пугливого принципа «лишь бы не было войны». Хотя как раз сдача национальных интересов чаще всего и ведёт к большой войне.

— Аналогии с Приднестровьем действительно есть, — говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. -Военные пункты Минских соглашений отчасти выполняются — не сразу, но стрелять почти перестали. Происходит постепенный отвод вооружений.

Что касается экономических и политических пунктов Минских соглашений, то они, по сути, игнорируются киевской стороной. А ведь эти соглашения как раз подразумевают постепенную реинтеграцию ДНР и ЛНР в состав Украины. С точки зрения экономики наоборот имеет место отторжение Донбасса от Украины, экономическая блокада. А в политическом плане обе стороны выполняют соглашения, как им заблагорассудится, не согласуя друг с другом.

«СП»: — Почему большинство россиян выступает за уступки Западу и замораживание конфликта?

— Что касается геополитических решений, то общество, чаще всего исходит из соображений — «мы за мир». Действительно, для обычного человека далёкого от событий в Донбассе, установка одна: «лишь бы был мир». А вот путь к миру должны всё-таки определять политики, поскольку иной мир ведёт к ещё больше войне в будущем, как мы знаем на примере Первой мировой войны.

«СП»: — А интересам России отвечает замораживание конфликта?

— Нет. В интересах России полное выполнение Минских соглашений. Поскольку при замораживании конфликта нашу страну бесконечно и безосновательно будут обвинять в нарушении этих соглашений (хоть мы и не являемся стороной конфликта), и под этим предлогом без конца продлевать санкции или даже вводить новые. В наших интересах так выполнить Минские соглашения, чтобы Донбасс получил максимальную автономию, чтобы его интересы были соблюдены.

Алексей Верхоянцев

30.09.2015

Источник: svpressa.ru