12 сентября в столице Катара состоялась церемония открытия межафганских переговоров, которую уже назвали историческим событием. Обозреватели анализируют выступления представителей Кабула, движения «Талибан» и иностранных гостей. Однако немаловажно и то, о чем говорили в кулуарах гостиницы Sheraton, где проходило мероприятие. Поначалу длинные перерывы на чай или обед вызывали удивление участников, но позже стало понятно, что подобный формат встречи способствует созданию неформальной переговорной атмосферы.

Катар

В этих перерывах журналисты гонялись за участниками мероприятия, а члены кабульской и талибской делегаций пытались скрыть от камер репортеров, что они общаются между собой. Их можно понять: фотографии некоторых членов официальной делегации, которые обнимали талибов, вызвали немало вопросов в политических кругах Кабула.

Забавно выглядела активность группы талибских журналистов, которые в перерывах осаждали членов кабульской делегации, задавая им заранее подготовленные провокационные вопросы. Репортеры в черных чалмах с длинными бородами спрашивали одно и то же на хорошем пушту и ломаном дари, зачитывая текст с экранов смартфонов. Вопрос о легитимности президентских выборов 2019 года ставил многих членов кабульской делегации, особенно молодых и неопытных, в трудное положение. Однако после того, как один из бородатых репортеров адресовал тот же вопрос опытному члену делегации Надиру Надири, их активность резко спала. Парируя вопрос о выборах, господин Надири поинтересовался, сколько голосов набрал мулла Хайбатулла и почему он скрывается.

Участников со стороны талибов можно разделить на две группы: членов переговорной делегации и тех, кто приехал наблюдать за работой переговорщиков. Для журналистов были доступны не все члены талибской делегации – в отличие от кабульской. Мулла Барадар, его заместитель Шер Аббас Станакзай и глава переговорной делегации мулла Хаким Хаккани в перерывах изолировались ото всех. Охотно общались с журналистами новоиспеченный пресс-секретарь и член катарского офиса Наим Вардак и Абдул Салам Ханафи. Новый спикер талибов сразу попросил журналистов обращаться к нему «доктор Наим».

Впрочем, спикеры талибов ничего нового пока не сказали. Высказывались за исламский строй на основе шариата и формирование в будущем правительства с участием всех политических движений. Каким должен быть механизм формирования такого правительства, они не объясняли. На все уточняющие вопросы отвечали одинаково: это будет определяться в ходе переговоров.

Из Кабула для участия в работе церемонии открытия приехали два высокопоставленных государственных деятеля: глава Высшего совета по национальному примирению Абдулла Абдулла и министр иностранных дел Ханиф Атмар. Однако глава МИД ИРА оказался в тени Абдуллы и возможно, даже пожалел, что приехал. Изначально планировалось, что он выступит на торжественной церемонии, однако талибы высказались против, и имя Атмара было вычеркнуто из списка. Против его присутствия талибы выступали и ранее, на московской площадке, однако тогда в Москве Атмару удалось урегулировать ситуацию. В Дохе у Атмара друзей, способных решать этот вопрос, не нашлось.

Немало вопросов у участников вызвало и отсутствие на торжественной церемонии представителей ряда важнейших региональных стран. Выступления большинства иностранных гостей (глав МИД) транслировались по видеосвязи. Но это не исключало присутствие делегации той же страны в зале.

Но если отсутствие в зале представителей Саудовской Аравии и ОАЭ еще можно объяснить напряженностью их отношений с Катаром, то объяснить, почему от выступления воздержалась РФ, хотя российская делегация на церемонии присутствовала, — гораздо сложнее. Не было в зале и делегации Ирана, Тегеран ограничился публикацией заявления МИДа, адресованного участникам мероприятия.

Выступления иностранных участников в целом можно считать прокабульскими. В речах представителей Индии и европейских государств можно было четко услышать выдвигаемые Кабулом тезисы. Позицию остальных делегаций можно в целом охарактеризовать как нейтральную.

Понятно, что переговоры будут сложными, и вряд ли можно ожидать быстрого результата. 13 сентября глава кабульской переговорной делегации Масум Станикзай сообщил журналистам, что стороны согласовали технические детали предстоящих переговоров. Он дал понять, что острые вопросы на первых встречах обсуждаться не будут. И это понятно: обсуждение острых вопросов на начальном этапе явно приведет к срыву переговоров.

Анита Ахмади

15.09.2020

Источник: «Афганистан.Ру»